Почему только на этой картине Брейгеля мы видим падающий снег? Что означают разрушенный замок и торчащее из снега колесо? И наконец, почему сама сцена Рождества от нас почти скрыта? Давайте разбираться.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано

На этой картине Брейгеля большими хлопьями падает снег. И это само по себе уже чудо — чудо живописи: ни в одном пейзаже до Брейгеля такого не было. Особенно удивительно, что столь смелый, новаторский прием — написать снег поверх готового пейзажа — Брейгель применил в первой же своей зимней картине.

До нас дошли пять зимних, «снежных», картин Питера Брейгеля Старшего, три из них прямо связаны с Рождеством, с Вифлеемом: «Поклонение волхвов в снегу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев». Еще две, возможно, самые знаменитые — «Охотники на снегу» и «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — непосредственно о Рождестве не говорят.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
«Избиение младенцев» — одна из трех «снежных» рождественских картин Питера Брейгеля Старшего. 1565–1567

Но лишь на этой картине, «Поклонение волхвов в снегу» (первой из зимнего цикла), мы видим падающий снег. Более того: когда с нее позднее делали копии (а занимались этим, к примеру, в мастерской его сына, Питера Брейгеля Мадшего), то падающих хлопьев уже не писали, хотя добавить их было не так уж сложно. Вывод очевиден: современники брейгелевский снегопад не оценили.

А ведь падающий снег здесь вовсе не случайная деталь, он напрямую связан с замыслом художника.

Давайте попробуем понять — как. Но чтобы это понять, сперва надо поговорить о таком важном приеме Брейгеля, как смещение смыслового центра.

онлайн-курс журнала «Фома»

Брейгель, Дюрер и Босх:
разбираем скрытый смысл работ великих художников

Нередко их произведения вызывают испуг, улыбку или недоумение. В нашем курсе мы учимся понимать эти картины и узнавать в них самих себя.

Слепота

Мы хорошо знаем, что незаметность главного персонажа или основного события в живописи Брейгеля — один из важнейших, излюбленных его приемов (назовем его «принцип смещенного смыслового центра»). Так построено, например, популярное «Падение Икара», которое ранее считалось эталонной работой Брейгеля, однако сейчас признано ранней копией с его не дошедшей до нас картины — торчащие из воды ноги упавшего Икара не сразу заметны в правом нижнем углу. Такая же загадка ждет зрителя в картине «Притча о сеятеле» — Христос и окружившая его толпа слушателей едва различимы на дальнем плане. Иногда Брейгель прячет главного персонажа в центре картины, но прячет так, что неподготовленный зритель может его попросту не заметить, наиболее яркие примеры — «Несение креста» и «Обращение Савла».

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
Падение Икара. Питер Брейгель старший. 1560

Принцип смещенного смыслового центра — одно из проявлений более общей идеи, важнейшей для всего творчества Брейгеля. Размышляя о человеке и человечестве, Брейгель приходит к выводу о слепоте человека, о недостатке у него духовного зрения. Его персонажи, особенно собравшиеся вместе, в группы или в толпы, как будто иллюстрируют слова Евангелия: видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф 13:13).

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
Обращение Савла. Питер Брейгель старший. 1567

Кто видит Христа, упавшего под тяжестью креста по пути на Голгофу, окруженного огромной спешащей суетливой толпой? Кто видит упавшего с коня в гуще вооруженного отряда будущего апостола Павла? Практически никто. Толпа поглощена своим, она движется дальше.

Никто не смотрит на волхвов

Так же решает Брейгель и сцену поклонения волхвов. В Вифлееме только что произошло величайшее чудо, родился Спаситель мира, но жители городка заняты своими делами.

Мужчины носят из проруби воду, дети играют на льду, кто-то в глубине картины, утопая в снегу, спешит мимо, по своим делам…

Но ведь не только персонажи картины не замечают происходящего чудесного события. Брейгель делает следующий ход: он заставляет зрителя пережить эту слепоту, почувствовать ее на себе. Ведь и ты, зритель, минуту назад не видел главного, — говорит художник. Действительно, разглядывая его картины и, после некоторых усилий, иногда немалых, замечая и понимая главное (событие, персонажа), мы переживаем момент, напоминающий прозрение: «Ах вот о чем эта картина!» И осознаем, что и мы только что были слепы.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
Персонажи картины «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф 13:13). В Вифлееме только что произошло величайшее чудо, родился Спаситель мира, но жители городка носят из проруби воду, режут ветки, пробуют бревном прочность льда, дети играют, кто-то спешит мимо, по своим делам… Брейгель заставляет зрителя пережить эту слепоту, почувствовать ее на себе.

Персонажи и зрители как бы приравниваются Брейгелем друг к другу, первые служат наглядным примером для вторых.

Очевидно, в «Поклонении волхвов в снегу» в задачу Брейгеля входило сделать рождественскую сцену незаметной — и для жителей Вифлеема, и для нас, зрителей. И художник предпринял для этого все возможное.

Во-первых, передвинул сцену в самый угол картины, во-вторых, сделал едва различимыми фигуры волхвов и повернул их к нам спиной. Он сделал практически невидимым Иосифа, едва наметил лица Марии и Христа и почти целиком закрыл их фигуры полуразрушенной стеной. Нищета, бедность обстановки (хлев) усугубляются этой незаметностью, отсутствием привычных деталей: дорогой вышивки нарядов, драгоценных сбруй, сверкающих чаш с дарами — ничего этого в «Поклонении волхвов в снегу» Брейгеля нет.

Да, караван вошел в Вифлеем, да, волхвы нашли Младенца. Мы видим эту темную диагональ толпящихся людей и вьючных животных, пересекающую заснеженное пространство картины. Что не мешает «слепым» местным жителям тут же, в одном шаге от каравана, от чуда, перевернувшего всю историю человечества, резать ветки, носить воду или пробовать бревном прочность льда.

Вглядываясь и вдумываясь в изображение, мы вдруг понимаем: падающий снег помогает Брейгелю, он тоже часть замысла, он не просто создает зимнюю атмосферу и придает картине удивительное единство, цельность. Снег участвует в сокрытии чуда Рождества, мешает и тем, кто изображен на картине, и тем, кто на нее смотрит, ясно, в деталях, разглядеть происходящее.

Как показать Рождество, спрятав его?

Другая картина зимнего рождественского цикла Брейгеля, «Перепись в Вифлееме», построена похожим образом. И местные жители, и пришедшие на перепись из других городов люди толпятся, они озабочены своими делами (записаться в книге, заплатить подать), и никто из них не замечает тихо вошедшую в город семейную чету. Муж в широкополой шляпе идет впереди, за ним шагает ослик, на котором сидит закутанная в длинный плащ женская фигура. На то, что этот мужчина — именно Иосиф Обручник, указывает лишь одна деталь, его атрибут: на плече мужчина несет плотницкую пилу. Но эту пилу еще надо заметить.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель-старший. 1566

Сюжет «Вход Святого семейства в Вифлеем» — редкий, однако ошибаются те, кто утверждает, что он придуман Брейгелем.

Этот сюжет не раз встречается в христианском искусстве Средних веков и Возрождения: в книжной миниатюре, каменных рельефах, витражах и так далее. Другое дело, что Брейгель, берясь за традиционный сюжет, решает его по-своему, опять же скрывая от нас смысловой центр, главных персонажей.

Однако снегопада здесь нет, чему могут быть разные объяснения. Возможно, падающий снег и правда не пришелся по вкусу зрителям и заказчикам работ Брейгеля, слишком это был новаторский для своего времени прием. Или Брейгель сам решил не повторяться в других работах?

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
В левом нижнем углу бедный хлев со Святым семейством.  

Тут, правда, надо заметить, что самоцитирование, перенос из работы в работу удачного образа, персонажа или детали — дело для искусства XVI века абсолютно привычное, нормальное, в том числе и у Брейгеля мы легко можем найти примеры таких самоповторов.

Наконец, возможно, что из двух вифлеемских зимних картин, в которых участвует Святое семейство, «Поклонение волхвов» — а именно этот сюжет и ассоциировался в первую очередь с Рождеством Христовым у зрителя-европейца — требовало, по мысли Брейгеля, максимального усиления того самого сокрытия, тайны и чуда, невидимых физическими очами, и он добавил снежные хлопья к тем композиционным и живописным приемам, о которых шла речь выше.

Зачем тут замок и почему именно разрушенный?

Поместив в левый нижний угол бедный хлев со Святым семейством и направив туда по диагонали картины основную массу людей, Брейгель замкнул пространство, напоминающее большую театральную сцену, своего рода декорацией: несколькими зданиями и голыми зимними деревьями. Сквозь идущий снег мы, как бы слегка прищурившись, видим толпящихся людей и эти постройки. Самое высокое, массивное, значительное здание занимает правый верхний угол и тем самым композиционно противопоставлено сцене Рождества. Это здание, если приглядеться, представляет собой руины. Мы видим частично обвалившуюся стену, арочное окно с колонной в центре. Можно подумать, что это руины церкви, однако небольшая башня-турель, которую можно разглядеть на углу здания, ясно говорит, что это руины замка. Замок — классический символ власти.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
 В правом верхнем — самое высокое, массивное и значительное здание. Оно композиционно противопоставлено сцене Рождества. Это здание, если приглядеться, представляет собой руины замка. Замок — классический символ власти. Старая власть уже рушится, так как родился Христос, Спаситель мира и Царь царей. Именно ему, новому Царю, пришли поклониться и положить свои короны к Его ногам цари-волхвы.

Старая власть уже рушится, так как родился Христос, Спаситель мира и Царь царей, говорит нам картина Брейгеля. Именно ему, новому Царю, пришли поклониться и положить свои короны к Его ногам цари-волхвы. В высшей степени характерно, что и в «Переписи в Вифлееме» в глубине картины Брейгель опять изображает замок, и тоже в руинах, причем более отчетливый (возможная интерпретация руин замка — легендарный дворец царя Давида, на что указывает, к примеру, выдающийся современный брейгелевед Ларри Сильвер; впрочем, эти нюансы на общий ход наших рассуждений не влияют).

Мотив ранней картины повторен в более поздней, то есть Брейгелю было важно это противопоставление Рождества и руин замка.

Еще одно явное композиционное противопоставление: левый и правый нижние углы «Поклонения волхвов». Хлев со Святым семейством и царями-волхвами противопоставлен небольшому водоему (или скорее фрагменту водоема — реки, канала), покрытому льдом. Тут надо сказать, что тема льда у Брейгеля чрезвычайно интересна и не так проста, как может показаться.

Что символизирует лед?

На первый взгляд, покрытые льдом водные поверхности — это всего лишь характерная примета снежной зимы, об этом особенно любят рассуждать те, кто упоминает в связи с Брейгелем «малый ледниковый период» в Европе и все его снежные пейзажи сводит к иллюстрации новой климатической ситуации.

Однако, напомню, в «Божественной комедии» Данте, в девятом круге ада, Сатана изображен вмерзшим в лед. Лед мы встречаем и в живописи Босха, причем тоже, как ни странно, в аду, на правой створке его знаменитого «Сада земных наслаж­дений» — там у Босха показан целый «адский каток», где обнаженные грешники скользят на огромных коньках и проваливаются в полынью.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Питер Брейгель-старший. 1565

Лед у Брейгеля сохраняет память об этой традиции, он не только реалистичен, но и символичен, особенно это заметно в его явно иносказательном «Зимнем пейзаже с ловушкой для птиц» (1565), где с беспечными птицами, не замечающими смертельной угрозы, нависшей над ними, сравниваются столь же беспечные люди, резвящиеся зимой на льду. Взрослые и дети, мужчины и женщины, умелые и не очень, парами и поодиночке, люди катаются и играют, забыв о подстерегающей их опасности. Но лед коварен. Прорубь, полынья — непременная примета «ледяных сцен» в пейзажах Брейгеля, взятая с натуры, но символически переосмысленная: в прорубь может провалиться в любой момент беспечный (то есть слепой) «конькобежец» — по сути, каждый из нас.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
 «Поклонение волхвов в снегу». Фрагмент.
Питер Брейгель Старший. 1563

И в зимнем «Поклонении волхвов» мы видим минимальный, но достаточный ряд характерных деталей: ребенок катается на костяных санках по льду, недалеко от него хорошо видна прорубь, взрослые черпают оттуда воду. О «слепоте» этих людей, местных жителей, не замечающих сцены «Поклонения», уже сказано. Остается добавить, что и сам покрытый льдом водоем в правом углу прекрасно дополняет, усиливает этот образ слепого человечества, занятого своими играми (как дети) или мнимыми важными делами (как взрослые). Получается, что Брейгель противопоставил рождественскую сцену и местным жителям, и руинам замка, и покрытому льдом водоему.

Есть ли скрытый смысл в колесах?

Наконец, еще одна интересная деталь картины Брейгеля — тележное колесо, стоящее в снегу, развернутое к нам фронтально. Как и лед с прорубью — это на первый взгляд вполне привычная, бытовая деталь, взятая с натуры, но не случайная, а приобретающая у Брейгеля символический смысл. Важно, что такое же тележное колесо, фронтально к нам, в снегу, стоит прямо в геометрическом центре «Переписи в Вифлееме» — и именно здесь находится точка пересечения диагоналей этой картины. Перед нами деталь, которую художник повторяет, как и руины замка.

Тележное колесо в снегу трактовали по-разному. В нем видят указание на будущую казнь Христа. Колеса на столбах — орудие распространенной в ту эпоху казни колесованием, но колесо может восприниматься и как символ казни вообще. Характерно, что в «Несении креста» Брейгеля пыточное колесо на высоком столбе занимает заметное место у правого края картины и максимально сближено в композиции картины с Голгофой, с толпой людей, стоящих вокруг места будущего распятия.

«Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано
Колесо — символ непрерывно идущего времени, круговращения времен года. Колесо, увязнувшее в снегу, может символически говорить о времени, которое остановилось. Происходит чудо Рождества, и мир на какое-то мгновение замер. Происходит скрытый от глаз большинства поворотный момент в истории человечества, после которого начнется новый отсчет времени. Рождество Христово буквально всё меняет местами, всё переворачивает в человеческом мире: старое уже обречено и должно уйти, его место займет новое.

Другая трактовка — колесо как известный символ непрерывно идущего времени, круговращения времен года, и тогда отдельно стоящее колесо, увязнувшее в снегу, может символически говорить о времени, которое остановилось. Происходит чудо Рождества, и мир на какое-то мгновение замер, происходит скрытый от глаз большинства поворотный момент в истории человечества, после которого начнется новый отсчет времени.

Еще одно возможное понимание колеса связано с распространенным в искусстве Средних веков и Ренессанса так называемым колесом жизни — эмблемы, напоминающей, что наша жизнь подобна мельничному или тележному колесу: те, кто недавно был наверху, неотвратимо будут опущены этим колесом вниз, те, кто был внизу, — поднимутся наверх. Такое понимание кажется мне особенно верным, оно хорошо сочетается с предыдущей трактовкой: действительно, Рождество Христово буквально всё меняет местами, всё переворачивает в человеческом мире: старое уже обречено и должно уйти, его место займет новое. Ту же самую мысль поддерживает и уже отмеченное выше противопоставление Святого семейства и руин замка — двух смысловых полюсов, Нового и Старого, занимающих противоположные углы картины.


Однако надо подчеркнуть: любые разговоры о символике — говорим ли мы о картине в целом, о ее композиции или об отдельных предметах — не должны заслонить от зрителя главного: свежей, небывалой, волшебной живописи Брейгеля, его легкого и свободного рисунка, его деликатного и безошибочного выбора цветов, которые создают атмосферу мягкого, снежного, уже вечереющего зимнего дня.

Брейгель переносит нас в саму реальность, его картина говорит прежде всего о том, что Рождество происходит сейчас, здесь, на земле Нидерландов, шире говоря — на той земле, где живет зритель его картин.

Мы не так ясно, как хотелось бы, видим окружающий мир, мы не способны прозревать будущее и часто не понимаем даже настоящего. Но если мы ждем Рождества, если носим его в сердце — мы должны, как и этот караван, сквозь снежную пелену разглядеть путь, войти в маленький город и оказаться у входа в хлев, где, почти никому невидимое, укрывается от холода Святое семейство.

12
7
Сохранить
Поделиться: