Все 16 выпусков уникального марафона «Эмоциональное равновесие и духовный настрой: поддержка священника-психолога», который прошел в октябре-декабре 2022 года в Telegram-канале «Психология с журналом «Фома», — в нашей подборке!

Протоиерей Александр Гаврилов подсказывает, как найти точку опоры в нынешних условиях «повышенной турбулентности», где взять ресурсы для преодоления жизненных невзгод и чем поможет человеку связь с Богом. Показывает, как и при помощи каких упражнений уйти от стресса, нелюбви, дискомфорта и прийти к важным и интересным открытиям.

Каждый выпуск марафона — это задание, которое помогает по-новому взглянуть на непростые жизненные ситуации, на себя, свои отношения с людьми и Богом. Задуматься о благодарении Богу и людям, об ошибках, которые случались в жизни каждого человека, и о том, как можно их исправить.

Присоединяйтесь к марафону в любое удобное для вас время!

Выпуск 1.

Откуда берутся тревога и паника? Где найти ресурсы, чтобы преодолеть невзгоды? Как может помочь человеку связь с Богом?

Домашнее задание № 1: напишите письмо Богу.

Выпуск 2.

Все люди делятся на тех, у кого в центре мира — Бог, и на тех, у кого в центре его вселенной — он сам. Для первых (богоцентристов) задание не составит труда, а вот вторым (эгоцентристам) придётся серьезно потрудиться.

Домашнее задание № 2: попробуйте написать не менее 100 благодарностей Богу, вспоминая себя и свою жизнь от самого рождения.

Выпуск 3.

Вспомним, кому мы благодарны: кто-то сделал для нас что-то важное, был к нам добр, милосерден. Но только ли их мы можем благодарить?

Домашнее задание № 3: напишите благодарности людям, которые сделали для вас что-то хорошее. Может быть это были родители, родные, учителя или друзья. А потом напишите благодарности тем, кто сделал для вас что-то плохое. Но. Благодаря этим событиям и с помощью Божьего промысла все стало даже лучше, чем было раньше.

Выпуск 4.

Вспомним притчу «О блудном сыне». Многие слышали о ней, знают ее. Однако Евангелие обладает удивительным свойством: когда перечитываешь его, многие вещи видишь как будто впервые.

Домашнее задание № 4: перечитайте притчу «О блудном сыне» и напишите сочинение: «Персонажи притчи в моей жизни». Попробуйте ответить на вопрос: каким из героев притчи вы себя видите? Блудным сыном? Или его старшим братом? Кем-то ещё? Начинайте с самых ранних воспоминаний и у вас получится «автобиография», написанная через призму евангельской притчи.

Выпуск 5.

Бог творит в нашей жизни чудеса, и наша задача — научиться их видеть.

Домашнее задание № 5: «Десять проявлений Бога в моем дне». Каждый день вечером записывайте проявления Бога в вашем дне. Главное — не перепутайте проявление с благодарностью Богу. Сначала будет сложно: получится вспомнить два или три чуда, но со временем вы научитесь узнавать их.

Выпуск 6.

Ранее мы писали благодарности Богу и людям, перечитывали притчу «О блудном сыне». Мы это делали, чтобы вспомнить свою жизнь: что в ней было хорошего и плохого. А теперь давайте обобщим эти знания.

Домашнее задание № 6: Напишите автобиографию. Если сразу не все вспоминается — ничего страшного. Наша психика так устроена: когда мы долго о чем-то не думаем, многое забывается, «цементируется». Как почва, на которой давно ничего не росло. А сейчас мы «рыхлим эту почву» — вспоминаем жизнь. Не оценивая ее, не подводя итоги.

Выпуск 7.

Кто такой духовник? Это опытный священник, который к вам очень хорошо относится, поддерживает, сострадает, может поплакать с вами, посмеяться, с ним вам должно быть комфортно.

Домашнее задание № 7: найдите себе духовника. Выберите батюшку и начните налаживать с ним отношения.

Выпуск 8.

Помните мы писали благодарности людям?

Домашнее задание № 8. Возьмите этот список и подумайте, как можно отблагодарить этих людей: думайте о благодарности реальной, на которую у есть силы, время, средства.

Что такое благодарить? Это дарить благо.

Выпуск 9.

Помните мы писали с вами благодарности Богу?

Домашнее задание № 9: Возьмите этот список и выберите 10 самых ярких моментов, где были вы и в вашей жизни — Бог. Выбрали? А теперь подумайте, как вы можете отблагодарить Бога. Мы говорим о благодарности реальной, на которую у вас есть силы и ресурсы. Как вы сможете это сделать?

Выпуск 10.

Помните мы писали с вами, как мы можем отблагодарить людей и Бога?

Домашнее задание 10: Теперь соедините эти два списка в один и возьмите 10 самых ярких моментов проявлений Бога в вашей жизни и 10 первых людей из вашего списка благодарностей. И напишите план, как будете благодарить Бога и этих людей. Включайте креатив и придумывайте.

Выпуск 11.

Начинаем готовиться к генеральной исповеди.

Домашнее задание № 11: Вспомните себя с самого раннего детства и запишите все свои грехи — то, что отводило и отводит вас от Бога. Первые несколько дней придется походить и подумать. А потом записать все, что вспомнилось. Постепенно в этот список будут добавляться новые пункты, и получится такой хронологический хаос. Пусть пока так и будет: бумага, карандаш и ваши воспоминания из разных лет и эпох вашей жизни.

Выпуск 12.

Вспоминая свои грехи, мы понимаем, что от наших действий и ошибок пострадали или люди, или дела, или имущество.

Домашнее задание № 12. Вспомните и запишите этих людей и эти события, начиная с самых значимых (по степени нанесенного нами вреда или ущерба). Должно получиться два списка: в одном будут перечислены люди, в другом — ситуации, из-за которых пострадало дело или имущество.

Выпуск 13.

Какие бывают системы? Я и Бог, я и приход, я и семья, я и государство.

Домашнее задание № 13. Выберите 5-7 самых значимых для вас систем. Значимых — это тех, которые вам жалко бы было потерять. И поставьте их в порядке от самой значимой до самой менее значимой. Опишите эти системы: как давно вы в них, какие выгоды у вас, а какие — у системы от вашего нахождения в ней.

Выпуск 14.

Продолжаем работать с системами, о которых говорили в прошлый раз.

Домашнее задание № 14. Давайте подумаем, а что будет, если мы исчезнем из системы? Как сделать свой уход наименее болезненным? Как сохранить выгоды, которые были в системе от нашего присутствия?

Выпуск 15.

Помните, мы с вами составляли два списка? Людей, которым нанесли ущерб и ситуаций, в которых навредили делу или испортили имущество (см. выпуск 12).

Домашнее задание № 15. Теперь выбирите из списка людей 10 самых важных, а из списка ситуаций — 10 самых значимых. Первыми в списках будут тот человек, кому мы нанесли максимальны ущерб и та ситуация, где мы виноваты более всего. И думаем, как компенсировать этот ущерб (при этом не нанести нового ущерба).

Например, можно попросить прощение у человека, с которыми есть возможность встретиться. Но мы просим прощения именно за свои поступки, а не напоминаем ему, что он тоже был не прав. И спрашиваем, как можем исправить нанесенный ему ущерб.

Выпуск 16.

Давайте обобщим результаты наших раздумий и посмотрим на нашу ресурсность: что мы можем сделать?

Домашнее задание № 16. Из всех списков, что вы делали ранее, возьмите всего по пять — это самые сильные ситуации, которые тревожат душу и сердце. Итак:

  • 5 благодарностей самым важным людям в нашей жизни,
  • 5 благодарностей Богу,
  • 5 случаев, когда мы должны компенсировать ущерб людям,
  • 5 ситуаций, где мы должны возместить потери,
  • 5 систем и то, чем мы можем компенсировать наш выход из этих систем.

Посмотрите и оцените время, силы, эмоции, финансы. А потом распределите свои ресурсы на пять позиций из каждого списка. Сделать это необходимо за три месяца. И потом будет хорошо, если все это мы повторим через 3-5 лет. А потом еще через 3-5 лет.

1
1
Сохранить
Поделиться: