
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
Имя Иуда встречается в Библии довольно часто. Иудой звали одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Именно его потомкам досталась земля, которую назвали Иудеей. Иуда Маккавей был одним из героев освободительной войны еврейского народа против сирийского военачальника Антиоха Епифана.
Имя Иуда носили сразу несколько учеников Спасителя. Но в нашем сознании это имя прочно связано только с одним человеком — с Иудой Искариотом, который предал Иисуса Христа.
Хотя первосвященникам, замыслившим убийство Спасителя, Иуда подвернулся очень вовремя, они могли бы обойтись и без его услуг: нанять кого-нибудь, выследить Иисуса и в удобный момент схватить. Иуда же всего лишь подсказал им удобное место и время — чтобы, как они и хотели, взять Учителя втайне, без огласки. Это предательство не было каким-то грандиозным, ужасным в своем величии. Вовсе нет! Это был поступок мелкий, и получил за него Иуда мелочь — тридцать сребреников. Столько стоил в ту пору беглый раб. В такую сумму оценили люди и своего Бога, как предсказал еще пророк Иеремия.
Зачем Иуда это сделал?
Есть популярная версия: мол, Иуда выступил послушным орудием Божиего Промысла. Чтобы спасти людей от греха и власти дьявола, Христу надлежало пострадать — значит, кто-то должен был предать Его в руки палачей. Эту роль и взял на себя Иуда. Через него, говорят приверженцы этой версии, свершилась воля Божия, и никаких претензий к нему быть не может.

С этим нельзя согласиться по очень простой причине: Бог никогда не отнимает у человека его свободную волю (разве только вместе с рассудком), и, хотя Он старается обращать ко благу даже наши дурные поступки, добрыми они от этого не становятся. Об этом ясно говорит апостол Павел: Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим 3:8). Не будь Иуды, первосвященники обязательно нашли бы другой способ арестовать и казнить Иисуса Христа. И из того факта, что в результате предательства Иуды Господь претерпел страшную смерть на Кресте и тем самым избавил нас от неизбежной гибели, вовсе не следует, что мотивы Иуды были благородными.
Другая версия рисует Иуду пламенным борцом за освобождение Иудеи от власти римлян, который очень рассчитывал на то, что царем станет Христос. Взяв власть в свои руки, Иисус легко изгонит оккупантов и вернет Израилю былое величие — так мог рассуждать Иуда вместе с другими иудеями-патриотами. Есть даже предположение, что прозвище Искариот не связано с происхождением Иуды, как принято считать («иш-керийот» — из некоего селения Кериот), а является искаженным словом «сикарий» — «борец за независимость».

Иуда вовсе не собирался предавать Христа, объясняют приверженцы этой теории. Просто, увидев, что Тот не спешит брать земную власть в Свои руки, он решил «ускорить процесс» — спровоцировать ситуацию, которая вынудила бы Христа действовать. Когда же Иисуса арестовали и осудили, Иуда понял, что просчитался, пошел и удавился.
Патриотов в Иудее в ту пору действительно было немало, но с образом пламенного борца за независимость как-то не вяжется одно замечание из Евангелия от Иоанна. Там сказано, что Иуда был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Носил, время от времени запуская туда руку, в один голос поясняют комментаторы этого отрывка. То есть Иуда обкрадывал не просто каких-то богатых людей (такое у революционеров случается). Он воровал деньги у своих же! У общины, собравшейся вокруг Иисуса Христа!
Объясняет ли это как-то его поступок? На первый взгляд, нет. Не на тридцать же сребреников польстился Иуда. В конце концов, продолжай он ходить с Христом и потихоньку подворовывать из ящика, в который собирали пожертвования, он со временем накопил бы значительно бóльшую сумму.
Но с другой стороны… Человек, в котором живет страсть, не может чувствовать себя спокойно в присутствии Бога. Видя красоту и достоинство Христа, Иуда наверняка остро переживал свое собственное недостоинство. Раньше или позже, но его разрыв со Христом был неминуем. И он произошел во время Тайной Вечери, когда бывший ученик встал и ушел. Не раз и не два Господь давал Иуде понять, что его намерения для Него открыты. Он же ясно сказал апостолам: Один из вас предаст Меня. Даже тогда Иуда мог одуматься и остановиться. Но, покинув Тайную Вечерю, он сделал свой выбор.
Впрочем, покаяться было не поздно и потом. Иуда даже успел сделать шаг к покаянию: узнав, что Учитель осужден на смерть, он вернулся к первосвященникам и швырнул деньги оземь со словами: «Предал я кровь невинную». Но следующий его шаг был трагичен: Иуда бежал вон из города и свел счеты с жизнью… Хотя мог бы, например, свидетельствовать в защиту Христа на суде у Пилата. Или хотя бы омыть слезами подножие Его Креста. А потом проповедовать о Христе в разных землях, как это сделали другие апостолы, и, может быть, мученической кончиной искупить свою вину…
Ничего из этого Иуда не сделал. Он раскаялся в содеянном, т.е. понял, что совершил ошибку, но не покаялся перед Богом, не сделал ничего, что примирило бы его со Христом, изменило их отношения. Смятенной, озлобленной и испуганной ушла в вечность его душа. Душа человека, предавшего Бога.
Читайте также:
То есть Иуда, в отличии от Петра, просто не правильно соблюл церковную процедуру(которой тогда и не было?)
Не надо путать покаяние -- и исповедь. Покаяние (по-гречески метанойя, пересмотр своих мыслей, перемена отношения) никак к исповеди не сводится; не сводится и к простому признанию своей ошибки или вины. Важны, в конечном итоге, результаты, перемена образа действий, поступки человека и в конечном итоге, его изменение, плоды покаяния. В случае с Иудой раскаяние было, но покаяния не произошло. Почему? - есть толкования, можно смотреть, что думали святые, но до конца это знают только сам Иуда и Господь Бог. А что касается того, что якобы до Церкви не было исповеди и покаяния, то естественно, до появления Церкви не было той формы исповеди, какая нам известна. Более того: она менялась в самой Церкви в течении церковной истории. Но формы не было, а само действие существовало, либо к нему призывал Бог. В Писании это чуть ли не важнейшие эпизоды. Внимательно если перечитать всё о грехопадении: там ключевой момент не во вкушении плода, а в том, как люди категорически отказались покаяться; то же и с Каином, убившим Авеля. А вот согрешивший царь Давид, укравший жену у мужа, а мужа сгубивший на войне, принял обличение от пророка и каялся в своём грехе. Есть предание, что пятидесятый псалом "родился" именно как исповедь и часть пути покаяния Давида. Не обязательно так, но посмотрите сам текст: там само-обличением всё не оканчивается, тем есть признание, что Бог всё может изменить. Быть может, Иуда именно в это и не верил? Вот текст: https://foma.ru/psalom-50-pomiluy-mya-bozhe-po-velitsey-milosti-tvoey.html
Служители Православной Церкви, по моему,осуждают Иуду Искариота ,чем нарушают заповедь-не судить. У Иуды ,вполне возможно, просто не было возможности покаяться пред Христом. То , что он раскаялся следует из того , что он покончил с жизнью. Человек с бухты-барахты, по легкомысленности вряд-ли так поступит, не известно ,что у самоубийц в голове происходит.
О нём говорят не некие "служители" а святой апостол Иоанн Богослов в Евангелии. Надо Вам перечитать, обязательно. Там разъяснены его мотивы. Выбор, возможность покаяния у него действительно была. Ею воспользовался святой апостол Петр. А тут, видимо, было полное неверие и уныние, что человека предал и фактически убил. Беда именно в неверии, полном, приведшем к отчаянию. Это не злорадства ради осмысляется, а чтобы не совершить те же страшные вещи, какие его, в конечном итоге, погубили... А ведь он был в ближайшем круге учеников Христа! какая благодать...
На всё есть попущение Господа Бога. Так,что не судите если вы находитесь в неведении о происходящих событиях.
Иуда друг Иисуса, а ты кто, злой раб, что судишь чужого раба?
Возможно автор прав, если конечно все это было на самом деле.