Уже до своего обращения в христианство Савл, он же Павел, был человеком горячей веры и сугубого благочестия. Я... преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13–14), свидетельствует он о себе. В отличие от многих других фарисеев, чья вера носила показной характер, Павел верил нелицемерно. Именно силой этой веры, религиозной ревностью и горением духа объясняется та лютость, с которой будущий апостол гнал Церковь Божию и опустошал ее (Гал 1:13). В христианах он видел зловредную секту, которая смущала души истинно верующих людей, и как мог боролся с ней. Павел стремился к Богу и был предельно искренен в своих ветхозаветных заблуждениях. Видя его горячность, Христос открылся ему, после чего Павел, уверовав в Спасителя, с еще большей самоотдачей понес крест апостольского служения.

«Иисус при неверующих в Него не мог совершить никакого чуда (Мк 6:5), но явился неверующему в Него Павлу. Как же так?» — отвечает священник
Обращение Павла. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1675-82

Напротив, людей, которые описываются в евангелии от Марка, сложно назвать верующими. Формально принадлежа иудейской традиции, они были равнодушны к вопросам веры, им было чуждо богоискание настолько, что Сам Господь дивился неверию их (Мк 6:6). Они хотели чуда, но это желание не было результатом веры. Оно проистекало не из глубины верующего сердца, а из праздного любопытства: так публика в цирке ждет выступления фокусника. О таких людях Иисус сказал устами праотца Авраама из притчи о богатом и Лазаре. Когда богач просит, чтобы умерший Лазарь явился его братьям, чтобы предупредить о наказании, которое ждет их в загробной жизни, Авраам отвечает, что если они не верят пророкам, возвещавшим волю Божию, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16:31). Результатом явления Христа Савлу было обращение последнего к истинному Богу. Чудо, совершенное в окружении праздных зевак, возможно дало бы пищу для разговоров, но не нашло бы отклика в их сердцах.

Бог всегда смотрит на сердце человека. И хорошо, если это сердце способно к чувствам, если оно не пронизано равнодушием и безразличием. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16), — говорит Господь Ангелу Лаодикийской церкви в книге Откровения Иоанна Богослова. В притче о Страшном Суде люди, стоящие по левую сторону от Спасителя, были посланы в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41) не за то, что они что-то сделали, а за то, что они не сделали. Они получают осуждение за их равнодушие и безразличие к бедам и страданиям ближних. И наоборот, те, кто не смог пройти мимо злоключений других, наследуют в притче вечное спасение. Не случайно т. н. «золотое правило нравственности» в христианстве имеет позитивное звучание: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк поступайте и вы с ними (Мф 7:12).

Царство Небесное — а именно в его стяжании заключается цель нашей жизни — достигается покаянием, т. е. кардинальным внутренним изменением, которое происходит в человеке. В неверующем, равнодушном и безразличном человеке изменение едва ли возможно. У него нет потребности в духовной жизни, ему не хочется ничего менять, его устремления и интересы лежат в другой плоскости. Случись на его глазах чудо, оно, даже если и произведет на него впечатление, ничего в нем не поменяет. Какой же смысл в таком чуде? Другое дело заблуждающийся, но при этом искренний, беспокойный, горящий, живой человек. Чудо, имеющее явное божественное происхождение, способно произвести в нем подлинный духовный переворот, изменить направление его жизни. И пример Савла, ставшего после своего чудесного обращения апостолом Павлом, больше всех прочих потрудившимся на ниве евангельской проповеди, яркое тому подтверждение.

2
0
Сохранить
Поделиться: