Христос всех прощал. Почему мне нужно тоже?
Христос всех прощал. Почему мне нужно тоже?

Христос всех прощал. Почему мне нужно тоже?

Если мне или, что еще хуже, моим ближним делают какое-то зло, почему я должен прощать? Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на которых спотыкается наш человеческий ум, пытаясь усвоить евангельский призыв к прощению врагов. И замешательство только растет, когда мы, подобно апостолу Петру, спрашиваем: но сколько же можно прощать такое, достаточно ли семи раз, например? И получаем от Христа ответ: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22). Вот так: попытка положить хоть какой-то предел собственной «обязанности» прощать тут же пресекается Господом словами о том, что никаких пределов попросту нет. Но какой в этом смысл? Наш прагматический ум не может оставить этот вопрос без ответа, даже если этот ответ... мягко говоря, с христианством мало резонирует.

Вот, к примеру, я нередко сталкиваюсь с тем, что даже люди, считающие себя христианами, говорят: прощать надо, потому что непрощение будет разъедать тебя изнутри — вплоть до физических заболеваний. Но есть в этом какой-то эгоцентрический утилитаризм: мол, прощать нужно, чтобы ты был спокоен, чтобы не заболеть, а не прощать — себе дороже. То есть человек, которого ты прощаешь, как бы выводится за скобки вместе со своим поступком. А этого делать нельзя. Не случайно же Достоевскому была так важна мысль, что «согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват», что «все за всех виноваты» и в ответе за всех. Прощение здесь — не способ обезопасить себя, а нечто гораздо более важное и универсальное: твое движение вопреки вирусу зла, твоя ответственность за то, чтобы прервать цепочку зла на себе, не дать ему перекинуться на других, на остальное человечество вообще.

И все же есть в прощении и то, что важно именно для тебя лично. Любой христианин, произнося молитву «Отче наш», просит: «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Что мы этим хотим сказать? Что мы, безусловно, ежедневно согрешаем против Бога — и напрямую, и согрешая против других людей, и — против себя. И мы говорим: Господи, прости нас, пожалуйста, — в той мере, в которой мы сегодня способны простить других людей. Не то чтобы непрощение нами других людей не позволяет Богу нас простить, просто оно «консервирует» нас в нынешнем нашем состоянии, выше которого мы не можем подняться. То есть прощение до седмижды семидесяти раз — это не столько обязанность наша, сколько данная нам возможность. Возможность подняться хоть в чем-то до уровня Того, Кто две тысячи лет назад с креста на Голгофе сказал о своих мучителях: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 голосов, средняя: 4,94 из 5)
Загрузка...
13 апреля 2021
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    Лично для меня это самое трудное дело: я очень обидчивая, иногда позже понимаю, что напрасно, и могу попросить прощение. Но бывает, что не согласна обидчиком и по прошествии времени, и прошу прощение, но не искренне. Что делать? Стараюсь просто забыть об обиде, как бы с чистого листа продолжать отношения. Но через некоторое время история повторяется. Вообщем, тупик.

  • Abst
    Abst1 месяц назадОтветить

    Ну, во первых Христос не всех прощал. "Не мир я вам принес, но меч".
    И, на содеянное зло, надо говорить: "Господь простит", это не означает, что вы прощаете.

  • Светлана
    Светлана2 месяца назадОтветить

    А Христос прощал именно ВСЕМ!!! Потому мы и каемся- в надежде, что и нам простит...

  • Светлана
    Светлана2 месяца назадОтветить

    Прощение, пожалуй, один из самых сложных вопросов в христианстве. Ведь нужно сделать выбор между собой, любимым, и твоим ближним, обидчиком. А сделать выбор не в свою пользу ох как не просто... Потому человечество и строит самые разные теории, оправдывающие себя, свои желания. Жить по Христу - наука великая.

  • Мария
    Мария2 месяца назадОтветить

    Что-то эта статья трудно мне далась для понимания.Как все-таки правильно прощать?
    Простить,чтоб себе было легче,это неверно.

    Нужео простить,чтоб самой не делать зла?

  • Вадим
    Вадим2 месяца назадОтветить

    Потому что это в ваших интересах. Ибо Бог отмщение за вас берёт на себя. а вы местью не должны загаживать свою душу. И поступать надо наоборот, сделать обидевшему вас доброе дело. учите Евангелии тогда всё поймёте.

  • Серафима
    Серафима2 месяца назадОтветить

    Христос не всем прощал, а лишь кающимся. Нам просто не нужно держать зла. А уж будет ли снят грех с человека - тут только Бог решает))
    Не все так просто, как хотелось бы.