ЕГЭ: нравственный костыль и поколение «Лунтика»

Педагоги и журналисты так глубоко, доказательно и с такой болью критикуют введение Единого государственного экзамена, что все кажется – речь о неком недавно народившемся, недолгом образовательном эксперименте. Свежи воспоминания, как пугали нас ЕГЭ в старших классах, и как мы, выпускники, были рады, когда стало окончательно ясно, что наша параллель еще будет сдавать «нормальное сочинение». Впрочем… школу-то я окончила лет 10 или 11 назад – а за это время в действительности может отучиться в школе целое поколение, поколение ЕГЭ.

А лет, получается, семь или восемь назад мне довелось-таки сдавать ЕГЭ по русскому. Можно бы, исходя из личного опыта, вновь поговорить о примитивности данной экзаменационной системы, прибавив свой голос к общей критике, пожурить лишний раз государственных мужей за развал школьного образования, но… 

Но хочется взять небольшую паузу и посмотреть сначала не на поколение ЕГЭ, а на критикующих. Это в основном поколение тех, кто еще нам в девятом, пятом и даже первом классе ставил пятерки или заслуженные двойки, и чьи имена мы вспоминаем с любовью. Это педагоги, всю жизнь честно проработавшие по проверенной формуле образование=обучение+воспитание. Это люди, все еще верящие в свое призвание сеять разумное-доброе, а не только полезное в период аттестации. Во времена, когда они учились в институте, даже ленивый студент, решивший «содрать» курсовую, бывал вынужден самостоятельно ее переписывать, а значит хоть как-то осваивать.

И им, педагогам старой закалки, наверное,  все еще трудно понять, как современная молодая учительница, которую «добавила в друзья» вся параллель, может вывешивать на своей интернет-страничке не перегруженные одеждой фотографии.

С позиции учителя, добросовестно и творчески ищущего пути развития и воспитания учеников, ЕГЭ – это, конечно, кладбище мысли. А для юной учительницы физики, которая на уроке (это реальный пример) подпиливает ногти, листает журнал и рассказывает кулинарные рецепты, угроза провала классом ЕГЭ – повод хотя бы немного пошевелиться или с чистой совестью уйти работать «менеджером» в магазин одежды.

Нет, я не считаю это аргументом в пользу единого экзамена: попытки заменить личную ответственность и совесть унификацией все равно не метод и не оправдание для ломки образовательной системы.

Но хочется посмотреть на проблему ЕГЭ не только с позиции хорошего педагога постольку, поскольку не все педагоги равно хороши, и это не критика, а лишь констатация факта.

В школе становится все больше случайных кадров – вчерашних студентов, поднаторевших в «скачивании» не только курсовых, но и диплома, коротающих время в поисках нормальной работы. Ни в коем случае не хочу обобщать, знаю достаточно молодых педагогов, по призванию и чувству долга работающих в школах и детских домах, однако и от учителей, и от родителей наслышана и об иных примерах.

Нормальность работы – это отдельная тема. Однажды, сравнивая в частном разговоре школы, услышала удивительный аргумент за одну, считающуюся «сильной», гимназию. «Там, - сказали мне, - учителя еще хотя бы чувствуют себя людьми, а не затюканными тетками в обносках». И я сразу вспомнила рассказ своего ровесника о недавнем посещении им родной школы в учебное время. Он послушал, как ведет урок одна из лучших в его детстве учительниц – и поразился новыми, совершенно истерическими интонациями в ее голосе, а позже увидел, как она же делает объявление в спортзале отчаянным фальцетом, привычно не надеясь и не пытаясь остановить говор и смех учеников.

В этой реке унижения профессии много притоков. И действительно незавидное материальное положение учителя, и высокомерие учеников, которые знают от родителей, что «ни один идиот за такую зарплату…», и прелести подросткового возраста, усиленные телевизором, разводом родителей и вечными размолвками с вечно работающей мамой-одиночкой. И, конечно, позиция родителей, которые уже усвоили понятие образовательной услуги: «учителя – слуги».

Раньше вызов в школу был стрессом для родителя, а сегодня для педагога, ибо все чаще разыгрывается сценарий, по которому взвинченная мамаша в грубой форме поясняет учителю, что если сынок послал его матом – значит, учить надо лучше. Те учителя, кому повезло с профилем, еще могут как-то прикрыться ЕГЭ: плюйте, мол, на учителя – провалите экзамен или потратитесь на репетиторов. Хотя и сам ЕГЭ усугубляет это восприятие личности педагога на уровне грузчика: загрузил ребенку голову компактным контейнером знаний – отходи, не мешай другим.

Есть еще трудности восприятия учебного материала у самих учеников, то самое клиповое сознание, и нелюбовь к книге. Но тестовая система лишь закрепляет эти проблемы, а порождаются они в семье, еще до школы. Для ребенка, с двух лет оглушаемого эмоциональной, звуковой и цветовой насыщенностью современных мультфильмов, аттракционов, игр, книга сказок совершенно безвкусна, даже если сделана по последней моде – квакает, крякает, поет и фосфорицирует. Что уж потом говорить о школьном учебнике. А ведь как заманчиво – включить мультик и он заткнется на полчаса.

ЕГЭ: нравственный костыль и поколение «Лунтика»

Одна мама в песочнице жаловалась, что не смогла пойти в гости, так как ребенка двух лет оставить не с кем, а портативный DVD сломался. Где связь? А просто ребенок вне дома в закрытом помещении всегда смотрит «Лунтика», а иначе всех достает.

И вот поколение, скачивающее «курсачи», придет обучать поколение «Лунтика». А их общий язык – ЕГЭ… ЕГЭ – лишь система подпорок, костыль на случай нравственной хромоты педагогов, чиновников или родителей. Система понятней и проще для нашей греховности, чем свобода, как проще выбрать вариант ответа, а не свободно рассуждать о том, почему Татьяна отказала Онегину. Боюсь даже, что немалое число школьников, а то и учителей, станет нынче искать вариант «потому что дура».

Что ж, раздавать костыли государству дешевле, чем лечить, а новый образовательный стандарт показал, что и нет таких планов – лечить. Хромайте дальше, система ЕГЭ поддержит. Но хотя бы для тех, кто не боится свободы и хочет учить не бояться других – хорошо бы свобода оставалась. Не в паре вузов на страну, а хотя бы в пятерке сильных школ на город, которые имели бы возможность работать по своим программам, а результат их аттестации конвертировался бы для вуза в баллы ЕГЭ.

2
0
Сохранить
Поделиться: