Недоумевает человек над словами Александра Ткаченко из его статьи в «Фоме» о том, что чувство вины и стыда — своего рода «красная лампочка» в нашем естестве. «Сделал какую-нибудь пакость — хлоп! Тут же загорелся на панели значок — „danger“. Чувство вины сжало сердце, отнимая радость и свободу. Для христианина тут все ясно — бери ноги в руки и — бегом на исповедь, срочно кайся и больше так не делай!» То есть не замыкаться в своем чувстве вины, но действовать, поправлять себя!
Но вот человек снова пишет в комментариях к публикации:
«Неясно, как можно почувствовать, что Бог есть любовь, если эти красные лампочки горят 24/7... И святые отцы говорят, что так и надо...»
Попытался ответить. Некто из читателей привёл очень важную цитату из преподобного Ефрема Сирина:
«Не падай духом: есть надежда — Христос. Не упадай духом, душа, не скорби, не произноси над собой решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: „Отринул меня Господь от лица Своего“. Богу неугодны такие слова. Разве тот, кто пал, не может восстать? Разве тот, кто отвратился, не может обратиться? Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному? Не стыдись же обратиться, но с дерзновением скажи: Встану, пойду к Отцу моему (Лк 15:18)!»
Если мы не реагируем на «тревожные лампочки» деятельной любовью и покаянием, а начинаем сами себя судить, поедать себя поедом, говоря: «Господь от меня отвернулся; я теперь отлучён от Церкви» и т д., то это неверное понимание того, к чему призывают наши святые. Поскольку тут не видно веры в Бога и упования на Него.
Парадокс веры в том, что мы имеем не один, а два важнейших, можно сказать, объективных фактора: наш грех и благодать Божия. В среде верующих часто помнят о грехе, но о благодати почему-то забывают. В результате вера воспринимается только как погружение в лицезрение собственных падений. Грех становится какой-то абсолютной категорией, обретая полную власть над человеком. Но в том-то и дело, что рука об руку с осознанием своего несовершенства для христианина должна в жизни постоянно присутствовать и радость о Христе. Радостное изумление от того, как Он спасает и поддерживает нас, меня. Память о том, что в помощь нам, мне, каждому — послан Дух Святой, Утешитель. И грех не имеет конечной и полной власти, поскольку благодать всё время изливается и поддерживает дух, укрепляя и вдохновляя его.
Почему же тогда столько слов говорится святыми именно о грехе? В мире людьми часто отвергаются обе реальности — отрицается и благодать, и самый грех, хотя, казалось бы, он заметен всем и каждому, ведь совесть есть у всякого человека, верующего и неверующего! Однако сколько же есть примеров полного молчания совести! И даже в вере. И я сам: разве не пытаюсь «не заметить» грех, оправдать себя, перенести вину на другого? Очень часто. Увы. А ведь это уже совсем худо. Словно я ослеп и рискую упасть или попасть под машину...
И потому отцы напоминают о том, что совесть должна постоянно трудиться, работать, помогать мне проверять себя... Но ради чего? Ради того, чтобы восстановить зрение, не сбиться с пути, иметь «фонарик», который поможет покаяться, найти правильный путь к исправлению и в конечном итоге — изменить себя ради вечной жизни в Царстве Христовом. Лампочки, этот самый фонарик — они должны гореть, это правильно! Но цель не в том, чтобы погрязнуть в самоедстве и погрузиться в уныние (один из опаснейших грехов). Нет: это импульс к тому, чтобы обращаться к Богу, учиться любить и через деятельную любовь, через молитву, милосердие, приобщение Богу, стяжание благодати учиться жить всегда с Ним, не теряя сознания Его присутствия и любви.
Наша цель не в том, чтобы измучить себя ради мучения, но чтобы преодолеть разлуку с Творцом, которая произошла в грехопадении и нам теперь постоянно мешает. Вот в чем конечная цель, и потому необходимо, укоряя себя и понуждая к росту в любви и вере, постоянно чувствовать любовь и благодать, сознавать её, радоваться Богу, Который с нами и в нас. Что бы мы вообще делали сейчас, как могли бы жить, если б не благодать!.. Ведь всё в мире, казалось бы, против того, чтобы нам выжить: нужен и воздух, атмосфера, питьё, еда, тепло и сколько ещё всего. В конце концов, время на покаяние — это тоже ведь огромный дар, который надо оценить.
Бог есть любовь, Он нас любит как, пожалуй, не многие родители умеют любить своих детей. Мы не сиротствуем, у нас всегда есть Любящий. Потому и горят наши «лампочки», чтобы мы помнили, что не оставлены и, при всех наших грехах, имеем помощь сейчас и надежду в будущем.