Должен ли грешник считать, что Бог от него отвернулся? — о разъедающем душу чувстве вины - Православный журнал «Фома»
Должен ли грешник считать, что Бог от него отвернулся? — о разъедающем душу чувстве вины
Photo by Dev Asangbam on Unsplash

Должен ли грешник считать, что Бог от него отвернулся? — о разъедающем душу чувстве вины

4 мин.
iframe
Код скопирован

Недоумевает человек над словами Александра Ткаченко из его статьи в «Фоме» о том, что чувство вины и стыда — своего рода «красная лампочка» в нашем естестве. «Сделал какую-нибудь пакость — хлоп! Тут же загорелся на панели значок — „danger“. Чувство вины сжало сердце, отнимая радость и свободу. Для христианина тут все ясно — бери ноги в руки и — бегом на исповедь, срочно кайся и больше так не делай!» То есть не замыкаться в своем чувстве вины, но действовать, поправлять себя!

Но вот человек снова пишет в комментариях к публикации:

«Неясно, как можно почувствовать, что Бог есть любовь, если эти красные лампочки горят 24/7... И святые отцы говорят, что так и надо...»

Попытался ответить. Некто из читателей привёл очень важную цитату из преподобного Ефрема Сирина:

«Не падай духом: есть надежда — Христос. Не упадай духом, душа, не скорби, не произноси над собой решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: „Отринул меня Господь от лица Своего“. Богу неугодны такие слова. Разве тот, кто пал, не может восстать? Разве тот, кто отвратился, не может обратиться? Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному? Не стыдись же обратиться, но с дерзновением скажи: Встану, пойду к Отцу моему (Лк 15:18)!»

Если мы не реагируем на «тревожные лампочки» деятельной любовью и покаянием, а начинаем сами себя судить, поедать себя поедом, говоря: «Господь от меня отвернулся; я теперь отлучён от Церкви» и т д., то это неверное понимание того, к чему призывают наши святые. Поскольку тут не видно веры в Бога и упования на Него.

Парадокс веры в том, что мы имеем не один, а два важнейших, можно сказать, объективных фактора: наш грех и благодать Божия. В среде верующих часто помнят о грехе, но о благодати почему-то забывают. В результате вера воспринимается только как погружение в лицезрение собственных падений. Грех становится какой-то абсолютной категорией, обретая полную власть над человеком. Но в том-то и дело, что рука об руку с осознанием своего несовершенства для христианина должна в жизни постоянно присутствовать и радость о Христе. Радостное изумление от того, как Он спасает и поддерживает нас, меня. Память о том, что в помощь нам, мне, каждому — послан Дух Святой, Утешитель. И грех не имеет конечной и полной власти, поскольку благодать всё время изливается и поддерживает дух, укрепляя и вдохновляя его.

Почему же тогда столько слов говорится святыми именно о грехе? В мире людьми часто отвергаются обе реальности — отрицается и благодать, и самый грех, хотя, казалось бы, он заметен всем и каждому, ведь совесть есть у всякого человека, верующего и неверующего! Однако сколько же есть примеров полного молчания совести! И даже в вере. И я сам: разве не пытаюсь «не заметить» грех, оправдать себя, перенести вину на другого? Очень часто. Увы. А ведь это уже совсем худо. Словно я ослеп и рискую упасть или попасть под машину...

И потому отцы напоминают о том, что совесть должна постоянно трудиться, работать, помогать мне проверять себя... Но ради чего? Ради того, чтобы восстановить зрение, не сбиться с пути, иметь «фонарик», который поможет покаяться, найти правильный путь к исправлению и в конечном итоге — изменить себя ради вечной жизни в Царстве Христовом. Лампочки, этот самый фонарик — они должны гореть, это правильно! Но цель не в том, чтобы погрязнуть в самоедстве и погрузиться в уныние (один из опаснейших грехов). Нет: это импульс к тому, чтобы обращаться к Богу, учиться любить и через деятельную любовь, через молитву, милосердие, приобщение Богу, стяжание благодати учиться жить всегда с Ним, не теряя сознания Его присутствия и любви.

Наша цель не в том, чтобы измучить себя ради мучения, но чтобы преодолеть разлуку с Творцом, которая произошла в грехопадении и нам теперь постоянно мешает. Вот в чем конечная цель, и потому необходимо, укоряя себя и понуждая к росту в любви и вере, постоянно чувствовать любовь и благодать, сознавать её, радоваться Богу, Который с нами и в нас. Что бы мы вообще делали сейчас, как могли бы жить, если б не благодать!.. Ведь всё в мире, казалось бы, против того, чтобы нам выжить: нужен и воздух, атмосфера, питьё, еда, тепло и сколько ещё всего. В конце концов, время на покаяние — это тоже ведь огромный дар, который надо оценить.

Бог есть любовь, Он нас любит как, пожалуй, не многие родители умеют любить своих детей. Мы не сиротствуем, у нас всегда есть Любящий. Потому и горят наши «лампочки», чтобы мы помнили, что не оставлены и, при всех наших грехах, имеем помощь сейчас и надежду в будущем.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
6 февраля 2023
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья10 месяцев назадОтветить

    Я думаю, что непроходящее чувство вины на фоне состоявшихся исповеди, раскаяния и воцерковления - может быть проявлением невроза и психологических проблем.
    Мы не можем быть виновны во всем. Нужно учитывать, что на этот свет мы появляемся без своего согласия на это. При этом мы уже больны грехом с рождения, и больным им невинно, не по своей вине и не по своему выбору. Сказано, что мы не можем не согрешить. Значит, невинно и несвободно имея врождённую греховность, мы обречены хоть как-то, но согрешить. Для меня все это - важнейшие смягчающие нашу вину обстоятельства.
    Есть свободный выбор и свободная воля, но часто они весьма условны: мы лишены возможности выбрать очень многое, и при этом наши возможность выбора и воля также искажены греховностью, поэтому мы часто ошибаемся в своем выборе и поэтому нам часто очень тяжело напрячь и реализовать свою волю. И это - тоже смягчающие нашу ответственность обстоятельства.
    Есть какие-то очень тяжёлые грехи, вроде убийства (в том числе, тот же аборт, в котором так или иначе виновны не только женщина, но и муж, врач), исповедавшись и покаявшись в которых, человек, тем не менее, сам себя простить не может. Эта ситуация понятна, и она может быть даже полезной для удержания себя в нравственной и духовной "узде", указывая, как чудовищно ты можешь пасть, насколько ты слаб, и что у тебя нет никакого права осуждать других, раз сам ты когда-то сотворил такое.
    Но если речь идёт о грехах в целом, в которых человек исповедался, но при этом его не покидает чувство вины, которое постепенно захватывает его разум и начинает расшатывать его психику, то, думаю, это повод принять меры для самосохранения и обращения к психологу. Такое явление может быть одной из форм нарушенного самопринятия и нелюбви к себе, что впоследствии может вылиться в трудности отношений с Богом вплоть до проблем с верой в Него.
    Нам часто попускаются различные скорби, разрушающие нашу психику,в том числе, в детстве. И последствия этого разрушения мы несём порой десятилетиями, не понимая их причин. И решать эти проблемы чаще всего вынуждены сами.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь