Что значит быть храмом Святого Духа?
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор 6:19) — спрашивает апостол Павел первых христиан. Для апостола Павла это не просто красивая метафора, а реальность. Ведь цель жизни христианина — стяжание благодати Святого Духа, когда и тело, и душа, и вся жизнь становятся местом Его присутствия. Что же значит быть храмом Духа Святого и как им стать?

редактор направления «Вера»
Для того чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что такое храм, для чего он существует, каковы его основные функции и что в нем происходит.
Храм — это место присутствия Бога
В храм приходят чтобы встретиться с Богом, прикоснуться к Нему. Храм всегда выделяется по своей архитектуре из общей застройки и всем своим видом, устремленным ввысь, напоминает о присутствии в нашей жизни иной, духовной реальности. По этой аналогии и христианин должен быть в этом мире живым напоминанием о Боге — своим отношением к людям, своими словами и делами.
Важно тут и то, что храм — это место, где Бог пребывает постоянно, а не приходит время от времени. Быть храмом в этом смысле — значит иметь постоянную память о Боге в своем сердце, ощущать в себе присутствие Божие не только в моменты молитвы, но и в обыденной жизни и делиться этим ощущением, чтобы другим людям рядом становилось легче, светлее, радостнее.
Но как сохранить эту память? В аскетических трудах на этот счет можно найти множество советов и рекомендаций. Назовем тут четыре средства, которые могут помочь:
1. Молитва.

Не просто вычитывание утреннего и вечернего правила, а молитва как состояние ума и сердца. То, что называется молитвенным навыком. Это может быть обычное «Господи, помилуй», короткая благодарность Богу, просьба, размышление, сказанные в разное время в течение дня искренне и от сердца.
2. Исповедь и Причастие.

Опять же, не механическое перечисление грехов с последующим подходом к Чаше, просто потому что праздник и надо причаститься. А глубокое раскаяние, желание изменить свою жизнь и реализация этого желания в результате Божественного прощения и реального соединения со Христом в таинстве Причастия.
3. Исполнение заповедей.

Помимо того, что стремление исполнить заповеди обостряет наше внимание к мыслям, словам, поступкам и делает нашу жизнь осмысленной и осознанной, к чему призывают и многие современные психологи, это помогает возрастать в любви к Богу и создает условия для того, чтобы Бог пришел в наше сердце. Об этом говорит Сам Христос: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим... и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:21, 23).
4. Дела милосердия.

Милосердие, когда мы за счет собственных ресурсов (талантов, денег, душевных качеств, времени и т. д.) помогаем другим людям — это не что иное, как упражнение в любви, что не просто приближает нас к Богу, но и делает нас Ему подобными. Именно о милосердии говорит Господь, когда призывает уподобиться Отцу: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк 6:36).
Круглосуточный доступ
Древние храмы были всегда открыты. Во многих культурах они служили убежищем для людей, которых преследовали. Забежав в храм, такой человека оказывался как бы под защитой и покровительством Бога. Пока он находился в храме, преследователи не могли причинить ему вреда.
Говоря о человеке как о храме, апостол Павел тем самым призывает христиан открыть сердца навстречу другим людям: и друзьям и случайным прохожим, родным и незнакомым, радующимся и скорбящим. Почему это важно? Потому что лучшее свидетельство о Боге не в теориях, не в спорах, а в людях. Храм Духа Святого — это человек с открытым сердцем, рядом с которым другие вдруг начинают чувствовать: Бог есть. Он живой. И Он рядом.
Тело не враг и не объект для поклонения
И последнее, о чем тут хотелось бы сказать, хотя это и относится напрямую к заявленной теме. Примечательно, что апостол Павел, сравнивая христианина с храмом, говорит не о душе, а о теле. Тем самым он подчеркивает важность телесной составляющей человека. Не только душа имеет ценность. Тело — тоже дар Божий и Его храм. Из этой фразы можно вывести формулу, как христианин должен относиться к собственному телу.
С одной стороны, тело — это не тюрьма души, не просто некая бренная оболочка, от которой нужно освободиться, как считали гностики первых веков христианства. Тело — храм, а не тюрьма. С другой, тело само по себе не имеет ценности. Ценность ему придает то, что оно является местом пребывания Святого Духа.
Из этого следует, что христианин призван относиться к телу не как к чему-то низкому, недостойному внимания, но и не как к объекту поклонения. Не осквернять себя невоздержанностью и распущенностью, беречь здоровье и уважать тот дар, который дал Бог. Ведь если тело — это храм Духа Святого, то есть место встречи земли и неба, то каждый наш поступок оставляет в этом храме след — спасительный или разрушительный.
Фото: Кристина Заря. vk.com/foto_christin