Есть ли душа у собаки?

Есть, но поминать в храме своего Шарика все равно нельзя. Объясняем почему.

 

01

Душа есть только у человека?

Нет. Душа есть у всего живого, даже у растений. В отличие от души человека, их души — это не самостоятельная сущность, отдельная от тела. Такого мнения придерживается святитель Василий Великий в своем толковании на Шестоднев: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Здесь под душой понимается то, что оживляет тело животного или растения, делает его живым и отличает от неживой природы.

 

02

Получается, никакой разницы между животным и человеком нет?

Некоторые святые отцы выделяли в человеке дух, душу и тело, при этом дух и душу обычно не рассматривают как отдельные сущности, но как две части души. Одна — низшая часть, понимается как начало, оживляющее тело человека, как и души животных, а дух, некая высшая часть человеческой души, — как способность человека к общению с Богом и другими людьми. Именно дух отличает его от остального тварного мира и делает в целом душу человека бессмертной. Это же и позволяет вести человеку «духовную жизнь» — ходить в храм, участвовать в таинствах Церкви и молиться. У животных духа нет, поэтому сравнивать их с человеком нельзя.

 

03

Попадут ли животные в жизнь вечную?

Священное Писание ничего по этому поводу прямо не говорит. А то, что говорит косвенно, святые отцы толкуют по-разному. Вот что пишет апостол Павел о будущем состоянии мира: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим 8:22–24). И тут мнения разнятся — блаженный Августин понимает под «тварью» только людей, а святой Симеон Новый Богослов видит в этом обновление, которое произойдет со всем миром. Как будет на самом деле, для нас остается тайной.

 

04

Собака — нечистое животное?

Понятие чистых и нечистых животных было в Ветхом Завете — последних нельзя было есть и приносить в жертву. В эту категорию попадали и собаки, и кошки. Кроме этого, собаки у ветхозаветных иудеев считались языческим символом. Сейчас понятия «нечистое животное» больше нет — Собор апостолов в Иерусалиме (около 51 года) отменил это ветхозаветное правило.

 

05

Можно ли молиться о животном?

Можно, но не так, как мы молимся о людях. Животные, в отличие от людей, не созданы по образу Божию и не обладают бессмертной душой. Поэтому просить Бога об их спасении или даровании лучшей загробной участи бессмысленно. Другое дело, если животное болеет — никто не запрещает попросить своими словами Господа даровать ему здоровье.

 

06

Как относиться к животным?

С любовью, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению Его благости и красоты, обращенной к людям. Но она не может быть поставлена в один ряд с любовью к Богу и к людям. Это будет примерно то же, что сравнивать любовь к вещам, даже самым значимым и памятным, и любовь к детям. Любым животным можно пожертвовать ради человека, но не наоборот. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40).

 

|5 историй о святых и их животных

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (34 votes, average: 4,82 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Анна
    Май 9, 2019 9:21

    Здравствуйте! Тогда остается вопрос, почему в Библии сказано, что закалывающий вола – то же что и убивающий человека? И почему так же сказано, что Бог не принимает кровавых жертв? И еще я не согласна с тем, что животные – подобны вещам. Вещи не кричат от боли и не плачут, вещи не убегают от насильников и защищают детенышей. В цитате от Мф 22: 37-40 не говорится ,что животное подобно вещи. Почему к животным нельзя относится как к ближним своим? Многие люди были спасены от смерти, благодаря тому что их спасли от смерти собаки, например. Почему человек принимает помощь от собак, но при этом считает их вещью? Разве это поможет развивать качество милосердия? В конце концов, такой человек станет считать вещью и людей, использовать их , а потом съедать. Такие мысли у меня возникли по прочтении этой статьи. Заранее спасибо за ответ.

  • Светлячок
    Апрель 30, 2019 11:31

    Сколько религий, столько мнений. А еще, 51 год назад Собор святых Апостолов в Иерусалиме отменил ветхозаветное утверждение, что собака не чистое животное. Да и вообще само понятие – нечистое животное. Значит, даже Библия может пересматриваться и уточняться. Может и о душе животных все же еще раз хорошенько подумают и взвесят, послушают людей у которых живут животные не ради мяса и шкуры, а именно из-за потребности любить без всякой выгоды и меркантильности. Именно такие люди могли бы рассказать священникам не выдуманные истории о своих питомцах,которые буквально спасали своих хозяев от смерти , как физически, так и морально. И еще. В раю животные жили еще до появления Адама. Именно из-за грехопадения Адама и животные были изгнаны из рая . Это надо помнить . Мы даже здесь в долгу перед животными. Надеюсь, что Церковь и здесь когда нибудь честно разберется и животные займут достойное место в царстве Божьем. Конечно, я не буду утверждать, что душа животного такая же, как у человека. Но все же считать животное только биологическим отходом, которое призвано удовлетворять потребности человека – большая глупость и ошибка. Уверена, что придет день и час, когда человечеству будет очень стыдно и мерзко за свое отношение и свои действия по отношению к животным. Прпимерно так у нас вызывает отвращение и ужас, когда мы слышим о человеческих жестоких жертвоприношениях, о каннибализме, об ритуальных убийствах детей и людей и многое чего. И я все таки уверена, что у милосердного и любящего Бога для каждого живого существа найдется свое место рядом с ним. Сейчас такое место называется “За Радугой” или “На Радуге”. Это место своего рода – рай для животных, особенно для тех, кто очень их любил и отдал частичку своей души. Но я уверена, что и для других животных, которые еще больше настрадались на земле из=за звериной жестокости человека тоже найдется райское место . Вот. как то так.

  • Мариа
    Март 26, 2019 21:12

    Тогда не было гринписа)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *