В «Фому» пришел вопрос:
Природа для человека или человек для природы? Как христианин должен относиться к природе?
Отвечает священник Евгений Мурзин:
Если говорить коротко — с осознанием своей ответственности за сохранение природы как творения Божьего. Почему так и каковы основания для такого подхода? Ответ на этот вопрос дается уже в первых главах Библии.
После сотворения людей Бог дал им следующую заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1:28). А затем поселил в райском саду, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15).
С библейской точки зрения человек — господин тварного мира, хозяин природы. Господь вверяет Адаму планету со всеми населяющими ее существами. И Адам, еще не совершивший греха, принимает этот дар Божий как величайшую ответственность. Нарекая имена всем животным, он прозревает смыслы, заложенные Богом в творении, определяет назначение каждого обитателя Земли. Библия описывает, что Адам делает это в присутствии Божьем, как бы вслушиваясь в волю Божию и проецируя ее на животный и растительный мир.
Живя в райском саду, люди возделывали его, и природа платила им за это благодарностью, давая им пропитание. Это гармоничное существование было прервано грехопадением. Первые люди пошли на поводу у сатаны, утратили доверие к Творцу, отвернулись от Него, что в итоге привело к катастрофе космических масштабов.
Грехопадение людей отразилось на всем мироздании. Вместо уютного дома земля стала для первых людей и их потомков пространством, наполненном вызовами и опасностями, тревогами и страхами. …Проклята земля за тебя, — говорит Господь Адаму, — со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19).
В символическом описании грехопадения, когда Адам и Ева срывают запретные плоды с древа познания добра и зла, можно видеть в том числе и трансформацию отношения человека к природе. Ранее творческое и бережное, оно потенциально становится грубым и потребительским. Природа, таким образом, оказалась невольно вовлечена в греховное падение человека, стала заложником богоборческого поведения своего господина.
Грехопадение, однако, не отменило данную людям заповедь о необходимости возделывать и хранить планету. Человек остался господином сотворенного мира, и на нем по-прежнему лежит ответственность за состояние природы. В христианском мировоззрении выделенность человека из мира природы — его особое положение — сочетается с тем, что философ и богослов С. Хоружий называл «общностью бытийной судьбы всей твари». Вместе это и означает нашу ответственность за эту общую судьбу, в частности за судьбу природы и окружающей среды. Как образно писал об этом преподобный Иустин Попович, «всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью». Решающую же роль в истории и конечной участи всего творения Божьего играет качество отношений Бога и человека, в которых любовь Творца сочетается со стремлением Его высшего творения быть достойным этой любви, быть в состоянии ответить на нее.
Ответственность человека за природу должна выражаться, таким образом, не только в заботе о ее сохранении и направленных на это усилиях, но и в духовно-нравственном совершенствовании.
Если грех нарушил первоначальную гармонию, то исцеление от греха, внутреннее преображение человека способно ее восстановить. Именно эту мысль выражает апостол Павел, когда пишет о том, что все творение, которое совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22), с надеждой смотрит на людей и ждет, когда оно, по мере их духовного изменения, будет освобождено от рабства тлению и смерти. Чем больше человек стремится к Богу и работает над собой, чем ярче в нем открывается образ Божий, тем ближе он к исполнению воли Божией о себе как мудром, рачительном и ответственном хозяине природы.
Возрастание в христианской жизни неразрывно связано с осознанием ответственности за состояние природы. Не случайно переход к хищнической эксплуатации природы, когда она начинает восприниматься не иначе как ресурс, окончательный переход к потребительскому отношению к окружающему миру развивался параллельно с процессами секуляризации христианского общества. Поэтому Русская Православная Церковь, формулируя свою позицию по актуальным проблемам экологии, ясно постулирует, что современные экологические движения по спасению природы не достигнут желаемых результатов, если люди не преодолеют отчуждение от Бога и не будут стараться жить по Его заповедям.