«Мой ребенок всего боится — темноты, пылесоса, миксера, собак и посторонних людей. Он не может оставаться один в комнате, все время ходит за мной хвостиком, хнычет и просится на ручки»… Что делать в такой ситуации? Как помочь ребенку справиться со страхом и тревогой? Рассказывает детский психолог Наталья Барложецкая.
Страх — это нормальная эмоция
Нормально развивающийся и психически здоровый ребенок подвержен огромному количеству страхов. Сила реакции на страхи зависит от врожденного темперамента ребенка. Одни дети подвержены тревоге сильнее, они острее реагируют на внешние стимулы. Другие более устойчивы, их реакция проявляется менее ярко. Однако боятся все. Потому что страх и тревога — это нормальные эмоции, которые возникают в ответ на угрозу нашей жизни или нашим интересам. Маленькому ребенку сложно понять, что является угрозой, а что нет. Детские страхи как раз и отличаются тем, что чаще всего не связаны с реально существующей угрозой. Нередко это обычная информация, которую ребенок получил от взрослых и пропустил через призму своей фантазии и живого воображения.
Взрослый человек тоже боится, просто он уже научился преодолевать свои страхи. Он осознаёт их, подвергает осмыслению и рационализации. Все это снижает интенсивность переживания неприятных эмоций. А ребенок лишен подобных адаптационных механизмов, поэтому переживает страхи намного острее. То, что взрослому человеку может показаться легкой преградой, для ребенка представляется непреодолимым препятствием.
Большинство детских страхов при правильном отношении к ним бесследно исчезают по мере взросления. Это так называемые типичные страхи, которые обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Разновидности детских страхов
Новорожденный боится громких звуков, проявляет тревогу при продолжительном отсутствии мамы, в восемь месяцев возникает страх перед незнакомцами.
В период от одного года до трех лет малыш боится резких звуков, посторонних людей, одиночества, высоты, боли, уколов и медработников. В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом. На третьем году возникает страх перед наказанием.
В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Родители часто пугают детей этого возраста Бабайкой, Серым волком, Бородатым Дядькой, доктором и так далее. Этого делать нельзя ни в коем случае. Подобные методы только усугубляют проблемы ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.
Ребенок от пяти до семи лет обладает хорошо развитой фантазией, поэтому нередко появляются страхи, связанные с представителями потустороннего мира — привидения, черти, домовые. (От редакции: о детских страхах религиозного происхождения см. статью протоиерея Игоря Фомина «Не надо запугивать детей бесами» [ссылка!]) Нередко возникновение подобных персонажей спровоцировано компьютерными играми, фильмами и видео в социальных сетях. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх — страх смерти (своей и родителей). К концу дошкольного возраста появляется страх стихийных бедствий и катастроф: пожар, землетрясение, наводнение, падение метеорита, ядерная война. Эти страхи встречаются у каждого второго ребенка.
В возрасте от семи до одиннадцати лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Появляется страх таинственных явлений, предсказаний, суеверий.
Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными. В то же время есть страх одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников.
Причины детских страхов
Наиболее распространенная причина появления детских страхов — чрезмерная опека в сочетании с повышенной тревожностью взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. В этом случае малыш постоянно слышит о том, какие опасности его подстерегают:
- «Не залезай на горку — упадешь, голову разобьешь».
- «Не бегай с ребятами — руки-ноги сломаешь, глаз выбьешь».
- «Не отходи от бабушки — потеряешься, будешь плакать и никто тебе не поможет».
- «Будешь так себя вести — отдам дяде, пусть он тебя воспитывает».
- «Не подходи к собаке, укусит. Будет больно, поедем в больницу, а там врач будет тебе уколы делать и зеленкой прижигать».
- «Не трогай половник. Я сама налью, а то обожжешься».
- «Не надо помогать, еще рассыплешь крупу. Потом убираться весь день будем».
Иными словами, детские страхи — это подчас страхи взрослых, переданные детям.
В семье, где очень опекающие и тревожные взрослые, любое проявление самостоятельности и познавательной активности ребенка пресекается. Люди боятся предполагаемой неудачи или травмы. Природное детское любопытство блокируется различными страшными историями и предостережениями. Все это становится плодотворной почвой для развития страхов и формирования таких черт характера, как боязливость и безынициативность.
Поэтому самый простой способ помочь ребенку справиться со страхами — это развивать его самостоятельность, поддерживать познавательную активность через совместные подвижные игры и преодоление трудностей.
Ребенок хочет забраться на горку? Дайте ему такую возможность, но стойте рядом и страхуйте.
Бегает по детской площадке с другими детьми? Пусть бегает. А когда упадет — вы его обнимете, утешите и вылечите ушиб волшебным маминым поцелуем.
Не хочет гулять с бабушкой? Делаете предупреждение, не слушает — идете домой. И никаких страшилок о дядьках.
Собака не укусит, если смотреть на нее с безопасного расстояния. А если собака подбежала сама — сначала спроси у хозяина, можно ли ее погладить.
Суп — наливай сам, вот тебе для этого маленький половник. Не получается? Сейчас мама поможет, а потом научишься сам.
Хочешь помочь? Спасибо. А если крупа рассыплется — ничего страшного! Мы ее сметем веником в пакет и на прогулке пойдем кормить птичек.
Таким образом, каждый момент повседневной жизни ребенка может культивировать появление страхов, а может превращаться в точку личностного роста.
Как справиться с детскими страхами?
Если же предотвратить появление детских страхов не удалось, можно попробовать их проработать. В борьбе с типичными детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые связаны с творчеством: рисунок, сочинение историй и игра.
Рисунок страха
Попросите ребенка нарисовать свой страх. Процесс рисования помогает малышу найти выход своим переживаниям, поделиться со взрослым тем, что его пугает. Внимательно вместе с ребенком рассмотрите рисунок. Задавайте вопросы о каждой детали. А что у него на голове? Это одежда или шерсть на теле? У него есть уши? А как он питается? Где живет? Как проводит свободное время? С кем встречается? Что он любит и чего боится?
Сочинение историй
Предложите ребенку сочинить историю о страхе. Как он проводит отпуск? Был ли он маленьким? Есть ли у него бабушка? Вспомните мультипликационный фильм «Корпорация монстров». Персонажи этого фильма ходили на работу, мечтали об отпуске, жили повседневной жизнью. При этом монстры боялись обычных предметов, которых много в детской комнате. В процессе сочинения истории вы можете придумать такой предмет и разместить его в детской.
Сюжетно-ролевая игра
Попробуйте проиграть один день из жизни страха. Как он просыпается, завтракает, как собирается на работу или на прогулку. Чем больше веселых и интересных подробностей — тем лучше. Шаг за шагом, включаясь в игру, малыш постепенно преодолевает свой страх и обретает уверенность в собственных силах.
* * *
Типичные детские страхи преодолеваются довольно быстро и легко, если родители проявляют понимание, терпение, оказывают ребенку поддержку и дают возможность развивать самостоятельность и уверенность в своих силах.
Если типичные возрастные страхи сохраняются на длительное время и выражены очень ярко, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка. Так появляются невротические или навязчивые страхи, они могут существенно ухудшать качество жизни любого человека. В том случае, если страх становится невротическим, то есть наблюдается продолжительное время, сопровождается постоянными тревожными мыслями, спасительными ритуалами, избегающим поведением и навязчивыми действиями, стоит обратиться за помощью к врачу-неврологу или к психотерапевту.