Что делать, если убил человека?

Иногда человек возвращается с войны не только с воспоминаниями, но и с тем, чего нельзя ни забыть, ни рассказать до конца. Чем невозможно поделиться даже с самыми близкими. Это чувство, будто внутри поселилась тишина, в которой нет воздуха. Вы можете быть среди людей, разговаривать, работать, даже улыбаться и при этом всё время ощущать, что живете рядом с собой, а не внутри себя. И то, что произошло, стоит между прошлым и настоящим, как тень, которая не уходит. Что же делать в таком случае?

Что делать, если убил человека?

«Что-то личное»

Канал о том, что важно для каждого из нас: о психологии и отношениях с ближними, о любви, о том, что эмоционально трогает и может поддержать в сложную минуту. О людях и для людей. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании:

Не бегите от боли

Боль не делает вас чудовищем. Она говорит о том, что в вас живет совесть, что вы не утратили способность чувствовать. Куда страшнее не чувство вины, а равнодушие. Потому что, если вам больно, значит, вы человек, которому не безразлично, что он сделал и что теперь происходит с его душой.

Не пытайтесь заставить себя забыть, заглушить боль, оправдать или отменить воспоминания. Важно научиться жить с этими переживаниями так, чтобы они не разрушали. Именно от этой боли люди убегают в различные зависимости и саморазрушающее поведение. И именно из-за этого зачастую так и не могут ее пережить.

Позвольте себе говорить о случившимся

Скорее всего, основное ваше переживание — это вина. Иногда она кажется невыносимой: вам хочется, чтобы всё это было не с вами, чтобы время можно было вернуть. Вина может заставлять ненавидеть себя, отталкивать других, лишать себя права на радость и покой. Но у вины есть и другая сторона. Она говорит о живом сердце, которое не согласилось с тем, что случилось.

Когда человек сталкивается со смертью, особенно если она произошла по его воле или действию, даже в бою, он неизбежно теряет часть прежнего себя. Это и есть травма. Она ломает границы между «можно» и «нельзя», между добром и злом. И долго после этого человек пытается собрать себя заново, понять, кто он теперь.

Позвольте себе говорить. Это может быть внутренний разговор с Богом, беседа со священником, сеанс с психологом. Молчание не спасает, оно только делает вину глубже. А рассказывая о том, что случилось, вы постепенно возвращаетесь к себе.

Найдите свидетеля вашей жизни

Психика человека устроена так, что она не может просто принять факт насилия. В ней возникает внутренний разрыв: одна часть знает, что произошло, другая отказывается это знать. Отсюда — сны, вспышки, раздражительность, чувство, что вы живете на автопилоте. Это посттравматическая реакция. Она не делает вас больным или слабым — она говорит, что вы пережили слишком много.

Многие мужчины после войны ощущают, что перестали быть собой: не чувствуют радости, любви, желания жить. Все кажется чужим, все теряет вкус. Это не бездушие — это защита. Так психика пытается спасти вас от боли, делая чувства притупленными.

Не пытайтесь сразу стать «нормальным». Ваше состояние — это не поломка, а способ выжить. Но вам нужен кто-то рядом, кто сможет быть свидетелем вашего опыта. Психолог, духовник, брат по оружию, который понимает. Исцеление начинается не в одиночестве, а в присутствии другого человека, который может выдержать вашу правду.

Стремитесь себя простить

Вы можете долго не верить, что имеете право на прощение. Кажется, что этого не может быть, что слишком поздно. Важно помнить, что прощение — это не оправдание. Это способ признать, что человек больше, чем его поступки. Что в вас все еще есть то, что способно к добру, и это можно сохранить.

Путь прощения себя — это долгий путь. Он не начинается со слов «я прощен». Он начинается с принятия своей вины, с готовности жить так, чтобы больше не приносить разрушения — ни другим, ни себе. Иногда прощение приходит через служение, через заботу, через попытку вернуть в мир хоть немного того света, который был утрачен.

Не ищите быстрого прощения — оно не приходит по расписанию. Просто начните делать добро там, где можете. Так или иначе каждый добрый поступок становится тихим шагом к прощению.

После всего, что пережито, многим трудно вернуться к жизни. Мир кажется хрупким, чужим, не имеющим смысла. Но жизнь не требует от вас радости, она просто ждет, чтобы вы были. Чтобы вы попробовали снова верить, что добро возможно. Вы не обязаны быть сильным каждый день. Можно плакать, можно молчать, можно не знать, как жить дальше. Всё это часть пути. Главное не оставаться один на один с болью. Говорите, молитесь, живите. Каждый день, когда вы выбираете не уходить в темноту, — это уже победа.

Вы прошли через то, через что не должен был проходить ни один человек. Но ваша жизнь не должна остановиться. Боль, вина, память — все это может стать частью вашего пути, а не его концом. Вы можете быть человеком, который несет свет, даже если когда-то оказались во тьме.

Комментарий священника

Церковь с древних времен различает убийство как злодейское деяние, совершенное по злобе, корысти или иной страсти, и лишение жизни на войне, которое рассматривается как вынужденное, трагическое деяние в условиях необходимости защиты Отечества, ближних и самого себя. «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно», — говорит Афанасий Великий в послании к Аммуну. То есть воин, исполняющий свой долг, не приравнивается к убийце. 

Правило 13 Василия Великого говорит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин»

Однако это ни в коей мере не означает, что душа воина должна оставаться бесчувственной. Совесть — это голос Божий в человеке, и она не может не содрогаться от такого страшного деяния, как лишение жизни другого, даже врага. Тот, кого убил воин, — тоже образ Божий, пусть и искаженный грехом, но тоже человек, за которого Христос пролил Свою Кровь.

Принесите покаяние перед Богом

Первое и главное — осознать произошедшее в свете Евангелия и принести это тяжкое бремя на исповедь. Сходите в храм, найдите священника, с которым сможете говорить откровенно, и исповедуйте этот грех, как исповедовали бы любой иной. Скажите просто: «Согрешил, во время боевых действий лишил жизни человека». Священник, действуя властью, данной ему от Бога, прочитает над вами разрешительную молитву. Это не формальность, это Таинство, в котором Бог дает прощение кающемуся сердцу. Не слушайте тех, кто говорит, что на войне нет греха. Грех есть всегда, когда умирает человек, и душа, причастная к этому, нуждается в очищении.

Священник на исповеди может наложить на вас епитимью, но не как наказание, а как лекарство для врачевания души. Это может быть особое молитвенное правило, усиленный пост или какие-то дела милосердия. Важно принять это с покорностью, как послушание Церкви Матери.

Молитесь об упокоении убиенного

Важнейшим духовным деланием должна стать молитва о том человеке, которого лишили жизни. Мы не знаем судьбы его души, но знаем, что милосердие Божие безгранично. Заказывать можно панихиды в храмах, можно подавать записки на литургию с его именем (если оно известно; если нет — молитесь о «воине, на брани убиенном»). Молитесь о нем и келейно, дома: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), и прости ему все согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». Этой молитвой проявится к нему самая великая любовь — любовь во Христе, и этим можно исцелить свою собственную душу.

Помогайте другим людям

Важно направить свою жизнь на добро. Господь, попуская такие страшные испытания, часто готовит человека для какого-то особого служения. Важно не дать горю и унынию поглотить душу. Можно обрести смысл в помощи другим. Например, таким же воинам, страдающим от ран и воспоминаний, в делах благотворительности, в укреплении своей семьи. Важно постараться превратить пережитый ужас в силу для сострадания.

Не оставайтесь один на один со своей болью 

Идите ко Христу, в Его Церковь. Его любовь сильнее смерти и всякого греха. Да укрепит страдающие сердца Господь и дарует им душевный мир.

Можно ли создать семью с тем, кто убил в целях самообороны?

Можно ли создать семью с тем, кто убил в целях самообороны?

Познакомилась с мужчиной. С ним очень комфортно. С первой встречи сложилось ощущение, что мы давно знакомы. Начинают появляться чувства. Узнала, что он отбывал срок за убийство. Он убил человека, который ранее зарезал его дядю и оставил двух детей без отца.

Читать далее

Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает?

Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает?

С недавнего времени, начал изучать религию, философию и т. д и задался вопросом. Есть заповедь «не убей». Как Бог относится к тому, что солдат верующий, крещённый, на войне убивает человека? Он попадёт из-за это в ад? Если как сейчас, русский убивает православного украинца или наоборот?

Читать далее

Можно ли воевать православному священнику?

Можно ли воевать православному священнику?

Священнику воевать запрещено канонами Церкви. Он не может брать в руки оружие, потому что, если убьет человека, даже случайно, подлежит извержению из сана.

Читать далее
0
0
Сохранить
Поделиться: