Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает? - Православный журнал «Фома»
Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает?

Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает?

2 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

С недавнего времени, начал изучать религию, философию и т. д и задался вопросом. Есть заповедь «не убей». Как Бог относится к тому, что солдат верующий, крещённый, на войне убивает человека? Он попадёт из-за это в ад? Если как сейчас, русский убивает православного украинца или наоборот?

Отвечает иерей Андрей Шеломенцев:

Любой грех убивает прежде всего самого человека. И самое страшное, что постепенно человек начинает привыкать ко греху, потому что, совершая его, меняется изнутри. Его сердце рвется с каждым грехом, тем более, с каждым новым убийством. Сердце умирает. Ни один человек изначально не воспринимает убийство другого как норму. На войне заповедь не убий никто не отменял.

Но Бог даёт нам наивысшую заповедь, — заповедь любви. А высшей степенью этой заповеди он полагает положить душу за други своя.

Если на Отечество нападают, солдат вынужден защищать своих близких, и тут выбор очень простой: либо убьют твоих близких, либо убьешь ты, независимо от того, крещены враги или нет.

Как же быть?

Важно не переходить грань. Когда вынужден убить, потому что защищаешь Отечество, ты выполняешь заповедь Божию о том, что нет больше той любви, чем если человек положит душу свою за близких своих.

Другое дело — когда входишь во вкус убийства и убийство, жестокость начинают приносить как бы наслаждение, так что ты убиваешь, теша свой азарт, свою страсть. В этом случае ты становишься рабом страсти и Духа Божия нет в тебе.

И вот, когда предстанет солдат пред Богом, спустя многие годы, он положит Ему на престол свою душу и скажет: «Господи, вот моя душа, я истерзал ее, изранил той злобой, что рождал в ней, теми убийствами, что сотворил. Я не мог иначе на этой войне. Вручаю свою душу Тебе. Теперь Ты ее исцели, Ты ее паче снега убели!»

И Бог, зная сердце солдата, зная его намерение, любовью своею омоет ее и очистит.

Важно, в бою убивая врага, оставаться человеком, гражданских не убивать, раненных не добивать, пленных не расстреливать.

Наша задача на войне — оставаться в заповедях Божьих. В бою у солдата должно гореть сердце. «Духа не угашайте», говорит апостол Павел (1Фес 5:19).

И воинам нужно молиться о том, чтобы остаться в Духе Святом, а тем, кто остался ждать воинов — молиться о том, чтобы те, кто воюет, не потеряли этого присутствия Божия и не переступили грань.

О молитвах о воинах можно посмотреть информацию по ссылке.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,05 из 5)
    Загрузка...
    18 октября 2022
    Поделиться:

    • Артем
      Артем9 месяцев назадОтветить

      Привожу вам слова святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».

    • Игорь
      Игорь1 год назадОтветить

      Если защита отечества земного - священный долг христианина, то почему ни Христос, ни Апостолы на по сути захваченной Римом своей родине абсолютно ни чего не предпринимали для деоккупации ?
      Почему они не учили христиан войне, кроме духовной - с духами зла ?
      Разве слова "взявший меч от меча и погибнет", "любите врагов ваших", "не воздавайте злом на зло", "побеждай зло добром" - не противоречат идее убийства ради земли ?
      А слова о последнем времени "по мере умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся" - разве не связывают напрямую спасение с сохранением любви ? Или вы думаете, что застрелить, или воткнуть в противника штык, хорошенько его провернуть - можно без ненависти к нему, с любовью ?
      Вы учите жизни в привязанности, а Иисус учил жизни в отришенности. Привязанный к земному ради дорогого ему пойдёт на грех, на убийство в том числе.
      А отвергнувший любовь, отверг и распял в себе Христа. Потому и написано об охлаждении любви и неспасённости таковых.
      Беззакония будут возрастать, и ожесточиться сердцем = проиграть в духовной войне, пусть и победив в земной.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        Христос и апостолы учили людей войне духовной потому, что именно для этого - помимо прочего - они и явились. Если бы задачей пришествия Спасителя было деоккупровать евреев, Он занимались бы деоккупацией. Это, кажется, довольно просто для понимания. А кстати если Вы прочитаете Лк 22:36 и посмотрите на контекст этого стиха, то узнаете, что именно Христос говорит о возможности и необходимости защищать себя (и, что логично, своих близких) с помощью оружия.

    • Наталья
      Наталья1 год назадОтветить

      "Когда вынужден убить, потому что защищаешь Отечество, ты выполняешь заповедь Божию о том,что нет больше той любви, чем если человек положит душу свою за близких своих."
      Это же ложь: в этих словах Христа речь идёт о ситуации, когда ты сам погибаешь, принимаешь смерть ради спасения других людей, а не когда ты убиваешь другого человека, даже на поле боя. Зачем вы извращаете смысл Евангелия? Когда это делает священник, он может ввести в соблазн, заблуждение очень многих людей.

      • Алла
        Алла1 год назадОтветить

        Наталья, вы судите о действии, не учитывая ДУХА - и тем самым порочите достойных людей, приравнивая их к воякам дьявола.
        Есть войны сатанинские, агрессивные и преступные. А есть войны ПРОТИВ сатаны, агрессоров и преступников - это Священные войны.
        Священной войной была Великая Отечественная война. Священная война сейчас идёт на территории Укруины, где объединённое сатанинское Совражество стремится уничтожить Россию.
        Самая первая война произошла на небе, когда Архангел Михаил и Ангелы его воевали против дракона.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        Это не ложь, а следование логике. Вообще возможно следует разделить это явление на составляющие, и Вам будет проще понять. Итак, в христианской традиции (и не только в ней) поступок человека рассматривается с нескольких позиций: а) намерения (что я хочу/готов сделать); б) мотивации (почему я это делаю); в) факт события (что я сделал). Событие "убийство на поле боя" при рассмотрении с этих позиций может оказаться как подвигом, так и случайностью, так и страшным непростительным преступлением. В словах Христа недвусмысленно идёт речь о человеке, который в принципе готов отдать жизнь за близких, в самом широком понимании этих слов, там нет никаких оговорок в духе "если только это не война". Так что человек, который вышел на поле боя с готовностью погибнуть ради того чтобы защитить оставшихся за его спиной, в прямом смысле исполняет упомянутую заповедь Христа, а убил он в процессе боя кого-то или нет - это уже другой вопрос.

        А кстати если Вы прочитаете Лк 22:36 и посмотрите на контекст этого стиха, то узнаете, что именно Христос говорит о возможности и необходимости защищать себя (и, что логично, своих близких) с помощью оружия.

        • Наталья
          Наталья1 год назадОтветить

          Нет, Михаил, не пытайтесь запудрить то, что сказал священник. Он прямо сказал, что если ты вынужден убить (ближнего, создание Божие), потому что защищаешь Отечество, то ты так выполняешь вышеназванную заповедь. Не надо пытаться покрывать отнятие жизни другого человека натягиванием слов Христа. В Его словах речь идёт исключительно о самопожертвовании ради спасения жизней других людей. А не об убийстве человека- даже ради защиты Отечества. Ваш ответ в стиле "не все так однозначно", но весьма опасно вот так заигрывать со словами Самого Спасителя.
          И о том, что человек вообще вышел на поле боя, будучи готовым пожертвовать собой - об этом я не пишу, а пишу именно об убийстве другого человека в этих условиях, которое преподносится как "положение своей жизни за други своя", что является неправдой.
          Именно Христос Своим примером показал безмерную любовь к нам, отдав Свою жизнь ради нас. И Он при этом никого не убил, а пожертвовал Собой.

          • Кузнецов Михаил
            Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

            Мой ответ не в стиле "не все так однозначно", а в стиле "вы спорите с тем, чего нет в тексте". Если человек убил на поле боя, то он сделал это из каких-то побуждений. И если этими побуждениями было стремление защитит своих ближних, то это является исполнением заповеди, поскольку выходя на поле боя, сражаясь, даже убивая, ты понимаешь что тоже можешь погибнуть и готов к этому. Убийство не происходит само по себе, повторюсь, и тут батюшка неправ лишь в том, что сократил логическую цепочку выводов, сделав её неочевидной для ряда читателей.

            • Наталья
              Наталья1 год назад

              Нет, не пойдет: в ответе священника есть именно прямые и однозначные слова: когда убиваешь, защищая Отечество, то выполняешь заповедь о наибольшей любви положить свою душу за други своя. Вы реально пытаетесь "замутить" этот факт, высасывая из пальца пространные рассуждения. Лучше уберите эту фразу из ответа священника - хорошо, хоть как-то признали его неправоту и некорректность такого высказывания. Чтобы эти слова не смущали "ряд читателей". А том смотрится как пропаганда убийства человека на поле боя под соусом исполнения заповеди Христа.
              И вопрос читателя, напомню, был именно о греховности убийства православным другого человека, в том числе, православного. Так что в тексте все это есть, а вы упорно пытаетесь перевести этот смысл на другие рельсы. Убийство на поле боя - это тоже грех, а не исполнение заповеди Христа положить свою душу за други своя.

            • Кузнецов Михаил
              Кузнецов Михаил1 год назад

              А никто тут и не говорил, что убийство совершаемое в целях защиты своих близких - это не грех. Более того, подчеркивается необходимость покаяния в этом. Так что это не я высасываю из пальца пространные рассуждения, а Вы, к сожалению, отказываетесь убедиться в очевидном отсутствии тут пропаганды убийства и оправдании убийства.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь