
Вопрос читателя:
Добрый день! Интересует один вопрос. Можно ли воевать православному священнику?
Отвечает священник Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Священнику воевать запрещено канонами Церкви. Он не может брать в руки оружие, потому что, если убьет человека, даже случайно, подлежит извержению из сана.
66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — тот будет извержен из сана. В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени.
Так что даже если священник применит физическую силу в целях самообороны (например, защиты храма) и убьет человека, он все равно извергается из сана и не сможет больше служить.
Именно по этой причине духовным лицам запрещаются занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Хотя в данном случае бывали исключения, например святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Священнослужителю, поскольку он приносит бескровную Жертву, также возбраняется охота и другие виды деятельности, неизбежно связанные с пролитием крови, хотя бы и животной (Номоканон, правило 135).
Священник может быть полковым священником, капелланом, то есть быть рядом с солдатами, поддерживать их духовно, исповедовать, причащать, беседовать. Капеллану даже присваиваются воинские звания, но оружия он в руки все равно не берет.
Православному человеку нужно воевать, сохраняя человеческое достоинство. Важно относиться жалостью к поверженному врагу, без жестокости и цинизма. В целом, во время боевых действий, православный солдат должен пытаться до последнего стараться никого не убивать. Важно помнить, что пленный враг, уже не враг, а нуждается в человеческом отношении и увещевании.
Нужно относиться с любовью к мирным жителям любого государства, даже того, с которым идут боевые действия.
Священнику нельзя. А диакону?
Мракобесие какое-то. Т.е., капеллан, видя, как вражеский солдат намеревается застрелить ребенка, должен стоять и смотреть? Далее, что плохого в деятельности Войно-Ясенецкого? Напомню, это человек, посмевший ответить сталинскому палачу Петерсу на суде. Петерса растерзало то чудовище, которому он служил. А Войно-Ясенецкому система вручила Сталинскую премию. И на Петерсе была кровь, и на Войно-Ясенецком. Только Петерс проливал чужую кровь, целясь в затылки невинных людей, а Войно-Ясенецкий спасал незнакомых ему несчастных посредством операций.
Что за Номоканон? По логике тех, кто его составлял, лучше оставить человека истечь кровью и умереть, чем оказать ему помощь. Это ли не убийство, умышленное? Что важнее, спасти жизнь или уничтожить ее? Пардон, об этом составители номоканонов, требников не думали. И да, Василий Великий (кстати, с каких пор прах-человек стал Великим?) тоже мог ошибаться. А все те, кто слепо следует подобным рекомендациям, исходя из страха и трепета перед чужим авторитетом, пусть подумают о заповеди "Не сотвори себе кумира".