Вопрос читателя:
Здравствуйте. Как быть психологу, если пациент (не психиатрический) увлекается эзотерикой? Поддерживать такое не могу как православный человек. С другой стороны, это его личное дело, во что верить, свобода воли. Но он же обратился ко мне за помощью, в чем же тогда моя помощь? В принципе, можно просто работать с запросом, но правильно ли игнорировать эту тему?
Ответ психолога:
Здравствуйте!
Здесь какого-то универсального ответа быть не может ввиду того, что каждый психолог работает исходя из своего собственного мировоззрения. Для кого-то приемлемо работать с клиентами, придерживающимися любых взглядов. Другие предпочитают работать с теми, с кем совпадает их мировоззрение.
Вы говорите, что не можете такое поддерживать как православный человек. Я считаю, что вы и не должны этого делать. Да, психолог занимает принимающую позицию и дает поддержку, но это не значит, что он должен поддерживать все, что рассказывает клиент. Ведь многое из этого может быть ошибочным, вредным или вообще опасным. И психологу, напротив, важно помочь человеку увидеть, где он сворачивает не туда, что внутри него поломано и как это можно исправить.
Да, его личное дело, во что верить. И он пришел к вам за помощью. Но он не просто пришел, а принес с собой все свои мысли, чувства, желания, установки и все остальное, что заполняет его жизнь. И вот это все — материал для психологической работы. Просто работать с запросом, игнорируя мировоззрение клиента, — это путь, который содержит ряд сложностей. Во-первых, у вас будут существенно различаться базовые представления о психологическом здоровье, о норме. И это повлечет за собой проблемы с формулированием такого запроса, который будет устраивать обоих. Например, он пожалуется на то, что после попыток выхода в астрал он испытывает отвращение к себе. Если вы будете пытаться избавить его от этого отвращения, то вы тем самым будете поддерживать его поведение, которым он себя разрушает. Во-вторых, есть существенный риск упустить много полезной информации, которую содержит в себе его эзотерическое хобби. Просто так люди всякой мистикой не увлекаются: это всегда симптом психологической проблемы, которую следует изучить и проработать.
Психологу важно быть честным с клиентом и с самим собой. Если вы понимаете, что то, чем он занимается, — это опасный путь, то об этом следует прямо сказать. В противном случае вы будете помогать ему жить как можно более комфортно в такой парадигме, которая медленно его губит. С тем же успехом можно помогать алкоголику научиться зарабатывать себе на бутылку водки. Вроде как с запросом вы поможете, но будете ли вы сами довольны итогом этой работы? А ведь это очень важный критерий: доволен ли психолог результатом. Потому что клиент может испытать временное облегчение после работы, но психолог должен смотреть дальше, шире и глубже.
Если человек не видит проблемы в эзотерике, не считает важным что-то менять в своем мировоззрении, то вы, как психолог, всегда в праве отказаться работать с ним дальше. Не потому, что он вам не нравится, а просто из-за нецелесообразности такой работы. Но и подробно обсудить с ним его мировоззрение тоже может быть полезным для работы. Понять, какие актуальные потребности он пытается закрыть с помощью эзотерических увлечений, и помочь клиенту это увидеть. Возможно, такая беседа окажется полезной для клиента и психологической работы в целом. Если же он в итоге решит, что в эзотерике нет ничего плохого и что проблемы в этом он не видит, то опять же никто не заставляет его работать с вами, а вас — с ним. Значит, психологического контакта не возникло.