«Вы верите в Бога, потому что инфантильны! Вам нужен строгий заботливый папа, который всегда поможет, всегда подскажет, даст ремня, если плохо себя ведешь, но и не позволит пропасть. Вот вы себе такого небесного папу и выдумываете, вам так проще жить!»
Такое мнение о верующих звучит с завидной регулярностью, в разные эпохи, в разных странах, в разных культурных слоях. Есть у него и философская интерпретация (взять, скажем, статью Эриха Фромма «Психоанализ и религия»). Мнение это для многих атеистов чрезвычайно удобное — оно, во-первых, тешит чувство собственного достоинства («мы — взрослые, ответственные люди, не то, что эти ущербные инфантилы»), во-вторых, позволяет сходу отметать любые претензии верующих на участие в общественной жизни (в самом деле, разве можно пускать инфантилов в серьезные взрослые дела, они же только напортачат... дети, что с них взять), в-третьих, делает бессмысленным любой разговор по существу на тему религии (ну как можно по существу обсуждать детские фантазии вроде Монстров, Живущих Под Кроватью? Как можно всерьез спорить о сказочных героях вроде Бабы Яги или Змея Горыныча?)
У сторонников этого мнения есть вроде бы непрошибаемый аргумент: ведь именно к этому, то есть к инфантилизму, вас и призывает ваша религия! Цитируются слова Христа «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Правда, непонятно, как быть с другими религиями, где таких слов нет, но которые тоже считаются «проекцией земного отца» — впрочем, оставим эту мелочь.
Что же можно здесь ответить?
Прежде всего, скажем правду: среди верующих (причем независимо от исповедуемой ими религии) встречаются инфантилы. Да, есть такие люди, которые по своему эмоциональному, а подчас и интеллектуальному развитию затормозились в детском возрасте. Сколько их и больше ли их концентрация в среде верующих, чем в какой-то иной среде — вопрос открытый, никаких убедительных научных данных тут нет, а все субъективные оценки субъективны.
Но ведь не все верующие инфантильны! И даже явно не большинство. Вот живет себе человек, он вполне вписан в социум, у него семья, дети, он психически здоров, он вполне самостоятелен, он не боится принимать решения, он не боится ответственности ни за себя, ни за близких — и при этом он глубоко, искренне верует в Бога. Что, редкий случай? Напротив, типичный.
Но это, конечно, для сторонников гипотезы инфантилизма никакое не доказательство. Пусть, говорят они, вы, верующие, социально успешны, пусть у вас все хорошо с семейной жизнью, с общением — но где-то в глубине души у вас надлом, у вас какие-то детские комплексы, вам на самом деле нужна психологическая опора на «небесного отца», потому что вы с детства привыкли опираться на родителей и сохранили эту привычку во взрослом состоянии. Но поскольку проверить такое утверждение никак не возможно (в чужую душу не заглянешь), то его приверженцам остается лишь в него верить. А веру, как известно, логическими аргументами не побороть.
Да и не надо, наверное, с такой атеистической верой бороться. Важнее понять, на чем она строится. Ведь не на пустом же месте?
Ну, первый ее источник очевиден — наличие среди верующих инфантильных людей. Причем такие люди в первую очередь бросаются в глаза — а значит, именно по ним судят о всей общности.
Второй источник — это примитивное представление атеистов о вере и о духовной жизни. Религиозная вера представляется им набором неукоснительных правил и рекомендаций на любой случай жизни. У верующего человека, как им кажется, не бывает сомнений, как поступить, верующие перекладывают на плечи Бога моральную ответственность за свои поступки... проще говоря, верующие — это такие биороботы, действующие по заложенной в них программе.
Мало-мальское знакомство с любой религиозной традицией (не только с христианской!) показывает, что это, мягко говоря, не так. Если человек всерьез верит в Бога, если он знает свою веру, если он старается жить согласно ей — то перед ним ежедневно, ежечасно встают вопросы, где не существует четкого, однозначного решения, где приходится делать выбор и нести за этот выбор духовную ответственность. Земная жизнь (во всяком случае, с точки зрения христианина) — это постоянное решение всяческих этических и духовных задач, начиная с простеньких и кончая задачами повышенной сложности. Почему? Да потому что человек обладает свободой воли, обладает разумом и обладает нравственным чувством. Прийти к Богу и жить по Божиим заповедям он может только свободно и ответственно, иной вариант — тупо, механически — Богу попросту не нужен.
То есть, верующий человек поступает свободно, осознанно, ответственно, понимая, что не только каждый его поступок, но и каждая мысль влияет и на его собственное духовное устроение, и на окружающих людей. А для кого такое характерно — для детей или для взрослых? Может ли так вести себя инфантил?
Но как же тогда понимать слова Христа «будьте как дети»? Это, в общем-то, хорошо известно, на эту тему много чего написано и сказано. Если кратко — умейте быть искренними, как дети, умейте так же сильно стремиться к своей цели, как дети, умейте доверять, как дети... Но это не про безответственность, не про наивность, не про тягу к развлечениям, не про эгоизм, не про жестокость...
Настоящий взрослый — это не циник, не замученное работой и бытом существо, не холодный прагматик, живущий для того, чтобы вертеться, и вертящийся для того, чтобы жить. Это тот, кто умеет совместить в своей душе доверчивость и трезвость, открытость людям — и жизненный опыт, ощущение радости бытия — и понимание, какие «фальшивые елочные игрушки» нельзя покупать.
Но его все равно будут считать инфантилом. Те, кому так проще жить.