1-я страница обложки. На фоне погружающегося в темноту ночи оранжевого круга закатного солнца темный силуэт сложившей крылья бабочки, которая держится за стебель травинки (фото www.lori.ru). Над бабочкой надпись: НЕ БОЙСЯ ТЬМЫ. БОЙСЯ НЕПЕРЕНОСИМОСТИ СВЕТА. Внизу страницы: ЧТО ТАКОЕ АД И КАК В НЕМ ОКАЗЫВАЮТСЯ. См. в разделе «Вера» материал: «Соблюдай жесткие правила или гори в аду?..». Вопрос читателя, адресованный журналу «Фома», и ответ на него протоиерея Стивена (Стефана) Фримана, США  (С.34-37).

Пролог:

(на заставке фото Александра Гаврилова)

Николай Туроверов. «Не говорить и не писать, не думать...».Стихотворение. 1965// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: август// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. [Александр Блок. Успение  («Ее спеленутое тело...»).  Стихотворение]. - С.4;

1 августа. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. [Патриарх Кирилл, из слова после литии в Мемориально-парковом комплексе героев Первой мировой войны на Соколе]. - С.4;

1 августа. День памяти Серафима Саровского.  [Цитата: «От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости — что угодно можно совершить».   Преподобный Серафим Саровский]. Ил.: Преподобный Серафим Саровский. Художник Павел Рыженко. -        С.5;

4 августа. День памяти мироносицы Марии Магдалины. [О различных версиях жития Марии Магдалины в западной христианской традиции и в Православной Восточной Церкви]. - С.5;

19 августа. Преображение Господне. [Тема заметки: Фаворский свет        — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения]. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Гнев и боль. [«Позиция христианина — это всегда позиция понимания других. При том, что есть разница между понять и принять, понять другого и принять его позицию. Понять важно всегда, принять — далеко не всегда возможно < … > Но так нам заповедано Христом. И, думается, хоть как-то приблизиться к этой планке поможет то самое умение, о котором говорил Лотман — испытывать боль от боли другого»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Перед триптихом Отто Дикса «Война» (1932). Галерея новых мастеров, Дрезден. Photo by Igor Miske on Unsplash// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Интервью номера:

Кшиштоф Занусси. Веру нельзя положить в холодильник — она там не выживет. Текст подготовлен на основе интервью  Кшиштофа Занусси Владимиру Легойде в программе «Парсуна» на телеканале «Спас» и авторизован Кшиштофом Занусси. Фото Миколая Рутковски. Ил.: Кшиштоф Занусси на съемках фильма «Инородное тело», 2014; Кадр из фильма «Брат нашего Бога». Реж. К. Занусси, 1997 г.; Запись авторской программы Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас», 2018 г. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.8-15. - (рубрика «Интервью номера»). На врезке к статье — цитата: Патриарх Кирилл. Из поздравления Кшиштофу Занусси с 80-летним юбилеем (С.14).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Вопрос номера. Быть отцом:

«Отношения с отцом стали кошмаром. Что делать?»Письмо в редакцию  / Анна. На него и другие подобные вопросы читателей отвечает психолог Александр Ткаченко. Фото Драгана Тодоровича// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.16-25. - (рубрика «Вопрос номера. Быть отцом»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

ВЕРА(раздел). – С.26-49.

Школа «Фомы». Праздник:        

Успение Пресвятой Богородицы. [Дата: 28 августа; Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы; Событие: Об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви; Суть праздника: Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.  <…> праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути к Христу / Подготовил Игорь Цуканов; Икона праздника: Изображение иконы и пояснения  к ней (всего 11 пояснений); Три факта о празднике].   Ил.: Икона праздника Успение Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Кемь, XVI в. Собрание Русского Музея; Спуск в гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Елеонская гора, Иерусалим. Фото Светланы Макаровой; Успенский собор. Москва (перестроен в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти, до ХХ века оставался главным кафедральным храмом России). Фото Сергея Власова// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.26-27. - (раздел «Вера», раздел «ШколаФомы”. Праздник»).

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах.*  Специально для «Фомы» тему раскрывает протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ. Беседовал Тихон Сысоев. Фото Gaia Armelin on Unsplash// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.28-33. - (раздел «Вера»).

*Статья выходит в рамках проекта «Добрая воля», который создан для людей, находящихся в местах лишения свободы.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр.         обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

«Соблюдай жесткие правила или гори в аду? Эту каторгу верующие называют свободой?»  На вопросы из письма, пришедшего в редакцию «Фомы» / Никита, - отвечает протоиерей Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США. Пер. с англ. Игорь Цуканов. Фото  Алексея Мякишева// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.34-37. - (раздел «Вера»).

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Восхождение Христа на страсти.* Ил.: Вход Господень в Иерусалим. Михаил Нестеров, 1900; Проклятие смоковницы. Джеймс Тиссо, 1894; Изгнание торгующих из храма. Эль Греко, 1600// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.38-43. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Марка, глава 11» (С.38,40,42).

*Продолжение публикаций (см. «Фома» №141,142,143,145,148,149,151,152,154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,185,186,189,192,195) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Мученик Алексий (Зверев). 1871-27.08.1918. На фото: Алексей Зверев с родными; Мост через реку Каму неподалеку от Перми. Фото начала ХХ века// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.44-47. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Мученик Алексий родился в 1871 году в селе Борисове Московской губернии (ныне находится в черте Москвы) в семье крестьян-старообрядцев Зверевых.   На седьмом году жизни мальчика отдали в сельскую школу, где он научился хорошо читать. Позже он познакомился с книгами противораскольнического содержания, которые давал сельский священник Николай Смирнов, и принял решение  присоединиться к Церкви. По совету отца Николая присоединение состоялось в Москве в храме преподобного Сергия в Рогожской. Узнав об этом, хозяин фабрики в Борисове, где Алексей работал, уволил его, а мать в гневе не пустила домой. Пришлось перебираться на работу и жительство в Москву. Но он не оставил родителей, часто их навещал, терпел упреки и продолжал читать священные книги. Так продолжалось три года. Потом он уговорил мать поездить на беседы, которые вели православные миссионеры в доме Касичкина на Таганке. Услышанное поразило ее до глубины души. В 1895 году Анна Филипповна вместе со всей семьей присоединилась к Церкви. В 1902 году Алексей Данилович Зверев был назначен окружным миссионером Московской епархии. В этой должности он прослужил до мученической кончины. В результате собеседований, которые проводил исполненный любви, кротости и смирения миссионер, множество людей присоединилось к Церкви. Авторитет Алексея Даниловича в Москве был столь высок, что в 1917 году он был избран делегатом на Поместный Собор Российской Церкви, в работе которого принимал затем активное участие. Было время, когда он оставался на Соборе единственным представителем от мирян. 21 августа 1918 года Алексей Зверев в составе комиссии Священного Синода был направлен в Пермь для выяснения обстоятельств ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). Члены комиссии прибыли в Пермь 23 августа, провели расследование и на рассвете 26 августа сели в поезд, который должен был отвезти их в Москву.  Когда состав тронулся и переехал мост через Каму, его остановили, и вооруженные красноармейцы вывели из вагона членов Собора. Затем поезд ушел, оставив на берегу обреченных на смерть один на один с их убийцами. Они были тут же расстреляны, заколоты штыками. Материалы расследования и деньги, переданные Пермской епархией на нужды Собора, забрали. Позже тела убитых были раздеты и сброшены в реку. Оставшиеся вещи сожгли. Не сгоревшие остатки вещей закопали в лесу. Впоследствии они были опознаны свидетелями, привлеченными Следственной комиссией Белой армии, как вещи убитых членов Поместного Собора.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

 Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №8(196) – август 2019. - С.48-49. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Часто спрашивают: можно ли крестик не носить постоянно, а надевать для похода в храм? Отвечаем:  - С.48.

Почему в Церкви нет уличных проповедников? Потому что. Фото Юлии Маковейчук . -  С.48.

Говорят, что гастрономический пост смиряет страсти.  На самом деле.  - С.49.

[Ответ священника:]

Как быть, если боюсь, что на исповеди священник меня осудит и прогонит?  Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.49.  (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

ЛЮДИ (раздел). – С.50-69.

Дыхание молитвы. Тихие фотографии читателей «Фомы». [Остановиться, чтобы попросить сил на продолжение пути. Замолчать, чтобы дать самым важным словам родиться в твоем сердце. Посмотреть вверх, чтобы поблагодарить Того, благодаря Кому ты дышишь. «Дыхание молитвы» - так назывался фотофестиваль «Фомы», участниками которого стали подписчики страницы журнала в «Вконтакте». Публикация знакомит с некоторыми из десятков читательских снимков, присланных на фестиваль]// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.50-55. - (раздел «Люди»). Материал включает следующие фотографии:

Сын Константин. В храме мученицы Татианы при МГУ, сентябрь 2018 года. Фото Нелли Гавриловой. - С.50-51;

«Вербное воскресенье». Фото Ирины Родионовой. - С.52;

Литургия Великого Четверга, диакон Сергий Киселёв, храм Апостола Андрея Первозванного, г. Калининград. Фото Серафимы Ероховой (Пилютите). - С.52-53;

«Вечернее правило» в дер. Отмичи, Калининского района Тверской области. Фото Светланы Тарасовой. - С.53;

Место особой молитвы. Храм благоверного царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице. Фото Розы Можайской. - С.54;

Престольный праздник Спаса Нерукотворного, с. Аксиньино, Тульская область. Фото Марины Кругляковой. -  С.54-55;

«Последование ко святому причащению», крестный ход по реке Тьме, Калужской области, 2001. Фото Светланы Тарасовой. - С.54-55;

Мать Ольга, мастерские Новодевичьего монастыря, Москва. Фото Лены Стребковой. - С.55.

Патриарх Кирилл. Молитва, которая меняет жизнь. Из книги Патриарха Кирилла «Ревнуйте о дарах духовных: О молитвенном делании и духовном возрастании» (Изд-во Московской Патриархии, 2017). Заголовок дан редакцией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.56-57. - (раздел «Люди»).

Иерей Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери, ст. Ясенской, руководитель миссионерского отдела Ейской  и Тимашевской епархии. «Как я учился вызывать души умерших, а потом стал священником». Подготовил Владимир Басенков// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.58-59. - (раздел «Люди»).

Великий архидиакон: человек, заставлявший дрожать огонь.  [Исторический очерк, посвященный служившему в Успенском храме Московского Кремля знаменитому протодиакону Константину Розову, чей густой могучий бас заставлял дрожать и гаснуть огоньки свечей. В 1921 году о. Константин был наречен великим архидиаконом. Он единственный из священнослужителей Русской Православной Церкви за всю ее историю, кто был удостоен такого титула!]. Подготовил Игорь Цуканов. Редакция благодарит Бориса Якеменко за неоценимую помощь в подготовке статьи и предоставленные архивные материалы// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.60-67. - (раздел «Люди»). На врезке к статье  - развернутая справка «Кто такой архидиакон» (С.62).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект:  журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.68-69. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Братьев можно забирать в семью только вместе!

Коля, видеопаспорт № fzqd, родился в феврале 2005 года;

Степа, видеопаспорт № 14ecx, родился в августе 2011 года;

Яша, видеопаспорт № 14koh, родился в декабре 2012 года;

Сережа, видеопаспорт № 14r01, родился в августе 2014 года;

(Наши достижения; О нас; Мы любим). - С.68.

Куда обращаться будущим родителям Коли, Степы, Яши и Сережи. – С.69.

Хорошие игры для детей

Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В специальном проекте «Фомы» (предыдущие материалы см. в №№193,194,195) - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере учимся играть в «Индивидуальную  сочинялку».

«Индивидуальная сочинялка». Рассказывает Виталий Каплан// Фома. - №8(196) - август 2019. – С.69. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-89.

Святая София Константинопольская. Как устроена одна из главных святынь православного мира. Фото lori.ru. [Инфографика. История; Проиллюстрированные сведения о внутреннем строении и убранстве храма; Справочные сведения о храме: Строительство: 532-537 годы. Закладка камня: 23 февраля 532 года. Освящение: 27 декабря 537 года. Архитектурный стиль: переходный от базиликального к крестово-купольному храму. Основатель: император Юстиниан I. Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Адрес: Турция. Статус: музей Айя-София; Штат Софийского собора при императоре Юстиниане: Всего 525 человек. Священников 60. Диаконов 100. Диаконис 40. Иподиаконов 90. Чтецов 110. Певчих 25. Привратников 100; 8 интересных фактов о Святой Софии: Фото Марии Лисцевой и фото lori.ru]// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.70-75. - (раздел «Культура»).

Семейное чтение:

Александр Ткаченко. Преображение Господне. История о чуде на горе Фавор.      (Читаем вместе с детьми 9+). Иллюстрации Галины Воронецкой// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.76-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). 

Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*

*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все  знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.

Борис Пастернак. Доктор Живаго.

Рекомендует доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Московского педагогического государственного университета Янина Солдаткина.[«...Когда мне хочется настоящего, чистого, поэтического и наполненного высшим смыслом повествования, я открываю страницы «Доктора Живаго»: там самобытный философ Веденяпин открыто говорит, что задача каждого из нас — уподобиться Христу. Там революция названа «хирургией», а общественное лицемерие - «криводушием, мимикрией». … На какое невероятное чудо надеялся Пастернак, мечтая о публикации в СССР этого абсолютно евангельского по духу, призывающего к национальному примирению и принятию прошлого, к творчеству, любви и прощению романа? Сейчас, когда чудеса давно не в моде, прикоснуться к одному из них на самом деле очень просто: надо лишь открыть “Доктора Живаго”»]. Фото Норы Смблян// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.82. - (рубрика «Школа Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

[Информация о книге]. Автор: Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)  — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор «Живаго» с формулировкой «за продолжение традиций великого русского эпического романа»; О чем роман? В  центре произведения — судьба русского врача и поэта Юрия Живаго, испытавшего на себе все тяготы первой трети русского ХХ века — Первой мировой, революции, Гражданской войны, военного коммунизма и НЭПа. Во всех перипетиях Живаго, внешне спокойный и немного «пассивный», влюбчивый и грешный, остается верным собственным принципам жертвенности и неучастия в насилии. На войне и в мирное время  он служит людям — лечит их, утешает, сочиняет стихи и отказывается от эмиграции, потому что «мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края»; Смысл произведения: Пастернак формально написал роман о русском интеллигенте, отвергающем насильственные методы переустройства мира, но остро ощущающем социальное несовершенство. Однако на деле это роман о христианском выборе в период всеобщего  озверения. О том, что никакие общественные идеи не могут оправдать жестокости и убийства. О потерянном поколении и о жажде любви. Роман оканчивается стихотворением «Гефсиманский сад», где слова Христа о будущем Воскресении, Суде и победе над смертью — это та высшая надежда, которую только и мог предложить Пастернак своим читателям /  Подготовила Ася Занегина; Интересные факты о романе: Роман создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год, и др. сведения; Ил.: Борис Пастернак. Фото; Обложка одного из недавних  (Белгород, 2016) изданий романа; Черновик романа; Кадр из 11-серийного телефильма «Доктор Живаго», реж. Александр Прошкин, 2005// Фома. - №8(196)  –  август 2019. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

Только после Христа люди вздохнули свободно. Отрывок из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Заголовок дан редакцией// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.84-85. - (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Анатолий Кобенков (1948-2006). Взором и душой. Подборка стихотворений («От одра и сна воздвигл мя еси…»; «Я входил в почтовые отделенья...»; «...Сбить разлуку, лечь на дно...»; «Вы скажете: темно...»; «Оглядишься: тоска да забота...»; «Мы могли бы жить с тобой покрасивей...»). В конце публикации — стихотворение Виктора Куллэ «Памяти Анатолия Кобенкова» («Под крылом самолета о чем-то поёт...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Иллюстрации  Марии Заикиной// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Савва (Мажуко), архимандрит. О пользе вреда.  - М.: Никея, 2019. - 136 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №8(196) — август 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Не так давно появились «поповские байки», а архимандрит Савва (Мажуко) изобрел еще один жанр - «поповские анекдотцы». Ироничные, гротескные истории, в которых прихотливая авторская фантазия, как увеличительное стекло, высвечивает вполне реальные людские немощи. Но делает это беззлобно,      с легкой грустью. И верой в человека. Конечно, этот синтез анекдота и притчи — не для всех, а для более или менее воцерковленных читателей. Ведь герои этих историй — священнослужители всех рангов. Вдруг кто-то из читателей смутится, прочитав: «Преосвященный Бозон, епископ Вуснедуйский, друзей не имел, потому что епископам это не положено... ». В предисловии, предваряя возможные упреки в том, что смех может «оскорбить тонкую душу, подтолкнуть к кощунству», архимандрит Савва пишет: «Людям, ищущим мудрости, без юмора никак не справиться, а христиане — это именно те люди, которые призваны к мудрости, значит, им без смеха не обойтись, в том числе над собой и прежде всего над собой». Пусть же шутливые и на первый взгляд несерьезные истории,          написанные в духе Даниила Хармса, с легкой абсурдинкой, помогут читателю стать чуть критичнее к себе и терпимее к слабостям других.

Владимир Гурболиков. Боль. Любовь. Вера. Записки выжившего. - М.: ИД «Фома», 2018. - 92 с. / Представляет Наталья Богатырёва//  Фома. - №8(196) — август 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Такая вот триада, в которой одно неотделимо от другого, а боль преодолевается любовью и верой. Вся человеческая жизнь спрессованно и в то же время просторно уместилась в ста страницах напряженного, сосредоточенного текста, который, кажется, написан  на одном дыхании. Наверное, с такой предельной искренностью можно написать, только побывав на самом краю жизни и уже заглянув за   ее грань. Передать весь ужас от поставленного диагноза и придвинувшегося вплотную финала: «Всё восстало против моей веры и вопит откуда-то из живота:  Нету Бога! Ты — один, ты — болен, и, возможно, скоро тебя     не будет...» И в самый отчаянный момент жизни — понимание, что Христос рядом. Рождественская ночь в онкодиспансере: сквозь вьюгу — звон колоколов Елоховки и радость, несмотря на боль... Это книга - о любви.  К жене и детям, к родителям, соседям по больничной палате, врачам, священникам и многим еще людям, которые помогли автору выстоять в борьбе с тяжелой болезнью. Это книга о чуде. Теплая, застенчиво-нежная, она объединила и автобиографические зарисовки, и пронзительные письма к жене,  и лирические рассказы. На той же задумчиво-исповедальной волне — интервью, несколько лет назад проведенное «собратом» журнала «Фома», «Нескучным садом». В книге Владимира Гурболикова — весь путь человеческой души: от беспечности через отчаянный ужас смерти — к любви, вере, прощению. К жизни.

Юлия Линде. Литеродура. -  М.: Детская литература, 2019. - 160 с.: ил. автора. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова) / Представляет Наталья Богатырёва//  Фома. - №8(196) — август 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

«В детстве я была грушей — той самой, которая для бокса... Били меня скорее по привычке, чем по злому умыслу — такая уж традиция сложилась», - так начинается автобиографическое эссе для литературного конкурса пятнадцатилетней Жени Щетининой, героини дебютной повести Юлии Линде. Такие люди, застенчивые, книжные, остро чувствующие несправедливость, часто становятся жертвами коллективной травли. Но проблемой буллинга «Литеродура» не ограничивается. Она о том, как воспринимает мир поэтически одаренный человек. О верности высоким ценностям, привитым в семье, даже если эти ценности окружающими воспринимаются как несовременные. Отец Жени погиб в Чечне до ее рождения, спасая товарищей-омоновцев от бомбы террориста. В элитной гимназии, куда ее определили как дочь Героя России, ценности совсем иные. Вот с ними-то, вернее с их носителями — циничными одноклассниками — и вступает в конфликт главная героиня. Эта книга не только о чести, достоинстве, долге, но и, как говорит Юлия Линде, о служении. О служении воинском и готовности отдать жизнь за Родину и «други своя», как отец Жени. О служении доктора — пациентам, как ее бабушка. Наконец, о служении Слову. Книга поможет подросткам лучше понять себя, а взрослых читателей порадует свежестью, цельностью, нравственной чистотой замысла и блистательной самоироничностью героини.

Алла Русакова. Зинаида Серебрякова. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 227 [13] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей) / Представляет Людмила Макаркина//  Фома. - №8(196) — август 2019. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

С 1965 года, когда прошла первая выставка художницы Зинаиды Серебряковой в СССР,  появилось множество книг, изданий, статей о ней. Но не каждый будет приобретать дорогие альбомы с текстами для специалистов. А книга Аллы Русаковой из серии ЖЗЛ доступна по цене и при небольшом объеме дает полное представление об этом большом мастере  - за счет ясного изложения, четкого структурирования биографической части, качественного подбора воспоминаний, писем и статей, а также глубокого знания ее творчества. Крупнейший художник ХХ века,  Серебрякова всегда стояла особняком в среде своих коллег — как в начале века (входя при этом в объединение «Мир искусства»), так и находясь долгие годы в эмиграции. «Прирожденное» мастерство и талант своей племянницы  отметил еще в 1909 году  Александр Бенуа. Третьяковка приобрела ее картины «За туалетом», «За завтраком» и другие еще до революции. Долгие    годы посетители Третьяковки, видя живые глаза маленьких детей, внимательно глядящих на зрителя из-под лестницы, думали: неужели не нашлось другого места для этого шедевра, сравнимого разве что с детскими портретами Веласкеса? Но начиная с упомянутой выставки 1965 года, и до последней, проходившей в 2017 году, интерес к творчеству Серебряковой только возрастает. Ее манера  будто вобрала в себя опыт всей предшествующей живописи: и серьезность Венецианова, и реализм передвижников, и поиск французских импрессионистов, и стилевые особенности модерна. При этом она всегда была свежей и современной. Написанные ею портреты, натюрморты, картины серии «Балет» можно рассматривать снова и снова. А «композиционная продуманность» ее эпических «крестьянских» полотен захватывает сразу, это сильнейшая сторона ее таланта. Серьезность, величавость крестьянского труда передают ее «Жатва», «Беление холста», в которых А. Русакова видит «значительную и важную мысль, утраченную, к сожалению, поздними передвижниками». Пробившись к нам в форточку «оттепели», живопись Серебряковой уже всегда остается интересной каждому новому поколению зрителей.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Почему одни и те же святые на разных иконах выглядят по-разному? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»// Фома. - №8(196) – август 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Как появилась иконография изображения Христа «Спас Нерукотворный»? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Спас Нерукотворный. XII век. Третьяковская галерея. (Новгородский мастер)// Фома. - №8(196)  –  август  2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев// Фома. - №8(196) — август 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется краткая биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Таких материалов несколько.  Понравилось  глубокое интервью польского режиссера Кшиштофа Занусси (с.8). Заинтересовал материал об отцовстве   психолога Александра Ткаченко (с.18); Познавательны и интересны исторические материалы: очерк о великом архидиаконе Константине Розове (с.60) и очерк архимандрита Дамаскина (Орловского) о священномученике Алексии Звереве (с.44). 

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Статью протоиерея Дмитрия Пашкова о церковных канонах (с.28).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Благодаря «Строфам» я открыл для себя замечательного поэта Анатолия Кобенкова  (с.86). Любая поэзия в какой-то степени          религиозна, это дар Божий — вне прямой зависимости от того, что воспевает лира. Поэтому надо больше давать слово поэтам в журнале.    

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

0
0
Сохранить
Поделиться: