«Соблюдай жесткие правила или гори в аду? Эту каторгу верующие называют свободой?» — отвечает американский священник

В редакцию «Фомы» пришел вопрос от читателя:

Христианин свободен, потому что у него есть два пути: к Богу или от Него.

1) Путь к Богу состоит в исполнении заповедей и молитве и сулит спасение и жизнь вечную, потому что праведник пытался встретить Бога в этой жизни, и Бог исполнит его желание после смерти.

2) Путь вне Бога позволяет делать, в сущности, что захочешь, но раз душа добровольно отвергла Бога в этой жизни, то не пребудет с Ним и в вечности.

Выходит, у меня есть два пути: вечной радости и вечных мук. И, поскольку я могу выбирать одно из двух, я свободен. Но какой же тут выбор? Я буду избегать вечных мук вне зависимости от того, хочу я верить в Бога или нет. Мне придётся идти по пути к Богу, потому что в спину мне дышит холодом ад. Я буду вынужден жить по заповедям, творить милостыню, бороться с плохими помыслами и пребывать в церкви как минимум из страха, что без этого я обречён на погибель.

Совершенная любовь в христианстве — это любовь сына к отцу, когда человек служит Богу уже не из страха или обмена, а просто потому, что хочет. Но и такой человек, если передумает и решит всё-таки жить без Бога, всё равно попадёт в ад. То есть, и рабу, и наёмнику, и сыну отступать некуда. А свободен я был бы тогда, когда мне в любом случае после жизни сулили бы вечную радость и покой; мир, где нет горя и болезней, но я бы добровольно выбрал из двух тот рай, в котором Бог. Это был бы акт выбора, акт любви сына к отцу, ничем не принуждаемый.

Прошу прощения у Бога за эти мысли и вопросы, мне кажется, что они хульны и дерзки, но я не могу верить насильно, я хочу совершить осознанный выбор, лишить себя свободы добровольно, хочу потрудиться для Бога просто потому, что мне это в радость. Но с моим нынешним пониманием христианской свободы я чувствую себя как гражданин в годы репрессий — я свободен и имею перед собой два пути: признать государство и жить припеваючи, или отвергнуть его, и тогда меня ждёт лагерная каторга. Формально это свобода, фактически — нет.

Никита

На вопрос Никиты отвечает протоиерей Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»).

«Соблюдай жесткие правила или гори в аду? Эту каторгу верующие называют свободой?» — отвечает американский священник

Дорогой Никита!

Вы пишете: «Свободен я был бы тогда, когда мне в любом случае после жизни сулили бы вечную радость и покой».

Так оно по сути дела и есть. Не всегда эту мысль выражают именно так, не всегда ее правильно понимают. Но Священное Писание на этот счет говорит вполне ясно:

Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9); и еще:

«говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11).

Райское небесное блаженство не стоит представлять как «награду», которую нужно заслужить хорошим поведением. Это дар Божий, открытый для всех. Проблема в том, что мы его не желаем (ведь мы свободны). Нам не нужен рай Божий — мы хотим в свой собственный, хотя мы не в силах создать его сами.

На самом же деле рай, небеса и т.д. — все это не что иное, как общение с Богом через Сына Божия Иисуса Христа в Духе Святом. Не существует рая, отдельного от Бога или независимого от Него. И ад — в правильном представлении — вовсе не наказание.

Ад — это отказ от общения с Богом. Сам по себе он не существует, он есть исключительно потому, что мы по своей свободной воле желаем, чтобы он существовал.

Представьте себе мужчину, который женат на чудесной женщине. Она любит его невзирая на все его недостатки, всячески заботится о нем, старается радовать его, как только может. А он ее в упор не видит, постоянно думает о других женщинах и не может взять в толк, зачем он вообще на ней женился. Он все время ищет в ней изъяны и чувствует себя несчастным, хотя никаких изъянов в ней нет и она любит его всей душой. Брак с этой женщиной для него — сущий ад, но только потому, что он сам так захотел: живя в раю, он сам создал для себя преисподнюю.

Христос сошел в самые глубины наших бесчисленных преисподних. Он пришел, чтобы взять нас с Собой в рай — не переместить нас из одной географической точки в другую, а чтобы мы сами захотели сменить ад, добровольно нами избранный и нами же созданный, на рай общения со Христом. И это движение может и должно начаться в сердце верующего. Прямо сейчас.

А ад — это целую вечность провести в присутствии Бога, мечтая при этом оказаться где-нибудь еще.

Перевел с английского Игорь Цуканов

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (15 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Роман
    Сентябрь 17, 2019 7:31

    Если человек выбирает жизнь по своей воле, без Бога, то в чём ограничение свободы выбора? Живи и твори что хочешь, ведь напоминания о последствиях (если они вдруг проявяться) можно игнорировать до конца жизни. Выбор пути с Богом тяжелее и требует работы над собой, но он также доступен любому человеку. Какой же ещё нужен выбор для человека? Множество дорог на перепутье всё равно ведут к Богу, или к “свободе” по своей самовластной, повреждённой грехом и страстями человеческой воле.

  • Дмитрий
    Август 30, 2019 10:56

    Все мы зависимы от своих поступков, совершая поступок мы определяем путь темный или светлый, к Богу или в ад. Живем в обществе с людьми, которые не безгрешны, они для нас как лекарство от зла или как яд…., спасение в этом мире только стрмление двигаться к Любви – Богу нашему, исправляться в страстях, пахотливых желаний, тоесть работать над собой! Верного Вам пути Братья и Сестры! Да с нами Бог!!!

  • Михаил
    Август 18, 2019 12:05

    Как любят тему свободы выбора поднимать. А какая у человека может быть свобода если он беден например ? или болен ? Свобода мечтать ? Мы рождаемся в состоянии рабства , всю жизнь живем в страхе , ищем где бы спрятаться. Ищем выхода , свободы. Бог и предлагает нам совершить этот выход ( Пасху) через принятие Иисуса Христа Которого Он послал чтобы вывести нас на свободу. Свободу только дает вера в то что нет ничего невозможного для нас . Вера перерастающая в твердую уверенность что Он не оставит тебя что Он услышит тебя.

  • Татьяна
    Июль 1, 2019 1:03

    Я сегодня узнала потрясающую новость: АДА НЕТ!!! Бог не создавал его! Ад это место где нет Бога. Я об этом знала, но сегодня только осознала, что человек сам себе создает ад удаляясь от Бога, живя без Него. И чувствует себя несчастным, и незащищенным, и страдает только от того, что в его жизни нет места Богу. Он даже может в Него верить, но живет без Бога, удалившись, сам создавая себе Ад. И после смерти душу ожидает та же участь. Душа привыкшая жить без Бога не смогла бы быть в Раю, просто не смогла бы, не вынесла б той жизни, не привыкла, и Рай бы для такой души стал как ад. Мы сами на земле живем той жизнью, которой будет жить в вечности душа. В нашей воле выбрать душе участь. А Бог желает нам всем райской жизни!

  • Дмитрий
    Июнь 30, 2019 20:39

    Эх!…
    Есть воля человека – ее Бог дал для того, чтобы он САМ сделал выбор, как поступать в ситуациях (есть выражение “Муж не искушен не искусен” – это о том, что без абсолютной свободы нет условий для какого-либо выбора как вообще). Всю жизнь – каждое мгновение Бог предоставляет нам НАИЛУЧШИЕ условия для выбора правильного пути к спасению. Каждое мгновение.. Наша жизнь – квест, алгоритм “если-то”, дерево бесконечных возможностей и “альтернатив”. Ориентироваться в этом квесте помогает Евангелие.

    И еще очень важное замечание святых Отцов (не помню к стыду, кто его сформулировал, поэтому, привожу в вольной трактовке):
    “Наказание — это естественное следствие поступка человека в соответствии с Божественными законами, а не реакция Бога на наши дела” (Бог не гневается и не обижается – Бог не имеет человеческих эмоций)

    Иными словами, Бог создал мир так , чтобы человек, пройдя искушения свободой сделал ОСОЗНАННЫЙ выбор НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ С БОГОМ
    (насчет-же геенны и спасения Иоанн Златоуст писал: “А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня”)

  • Елена Борисовна
    Июнь 28, 2019 5:45

    Проблема ответить на вопрос Никиты ещё и в том, что, как мне кажется, сам вопрос сформулирован неверно. И протоиерей Стивен отвечал на вопрос в другой формулировке, отсюда и ощущение, что он не ответил. Никита ставит альтенативу ввиде метафоры: работай на государство или иди на каторгу. Это выбор направления движения и ожидаемого результата. А отец Стивен говорит про текущее состояние: если ходить на руках вниз головой, то голова будет болеть, потому что человеку свойственно ходить на ногах. Мне видится суть проблемы в том, что для человека (с позицией Никиты) есть вот он сам и есть то, к чему его принуждают/склоняют/заставляют выбирать. Это такая третья, условно нейтральная позиция путника на развилке рай/ад. Кто-то может сказать, мне и тут хорошо, я дальше не пойду. А есть и другой взгляд: есть человек болящий, грешный. Он таков уже сейчас и если человек не видить поврежденной своей природы, то это не значит, что он здоров. Это значит, что в придачу ко всему больной ещё и слеп. И бедному нашему человеку нужна помощь и его можно вылечить. Выздоровевший человек – это райский человек. А если не лечиться, не идти к Врачу, то можно так и остаться больным, в том поврежденном состоянии, которого Бог людям не желает. Это и есть ад.

  • Антон
    Июнь 27, 2019 9:44

    А кто сказал, что человек свободен? Человек создан быть свободным. Согласитесь, это не одно и тоже. Мне понравилась мысль выше про наркоманов – наркоман думает, что окружающие в попытках спасти его мешают его свободе. Но на самом деле, наркоман не свободен в своём выборе – он зависим. И чтобы освободиться и принимать свободные решение ему нужно выздороветь.

  • Ирина
    Июнь 26, 2019 23:30

    Из статьи священника Александра Дьяченко «Про каменщика Володю и беса» (сайт православие.ру от 11 июня 2019 г.): «Ведь, по большому счету, не важно, веришь ты или не веришь, хочешь или не хочешь – ты все равно в игре. И ставка в ней – твоя собственная жизнь».
    А если я не хочу этой игры? Если я хочу просто жить? Если ты не с нами – ты против нас. А если человек не хочет ни с теми, ни с этими?.. Или – так, или – никак!.. Ну какая же это свобода?..
    Объясните, пожалуйста! Здесь я не нашла ответа!
    Не буду много писать, хотя хотелось бы, мне близок комментарий Michael. Очень, очень буду ждать ответа! Возможно, это будет статья нескольких священников. Полагаю, что не одной мне это хотелось бы получить ответ на этот вопрос.

  • Дима
    Июнь 26, 2019 15:54

    Никак не могу отправить комментарий , почему ??

  • Дима
    Июнь 26, 2019 15:49

    Если человек любит Бога как свою жену , которая заботиться о нем , то он никогда не задаст подобных вопросов , это будет для него естественно … Как и то что Бог распял своего Единственного Сына ради людей , всех людей и плохих и добрых , по любви к ним . Гораздо лучше задаться вопросом не почему только два выбора ( а разве их могло быть три ??) , а почему так много в современном свободолюбивом мире искушений , которые вызвают зависимость и ломают человек жизнь ???

  • Дима
    Июнь 26, 2019 15:46

    Нет , на самом деле выбор есть , но почему есть только два пути , до меня лично тоже сейчас не понятно , как и то , если был бы третий … Когда человек любит по настоящему свою жену , например , если она , конечно , дорогая жена , то он не задаёт себе вопрос : изменять ей или нет , он сохраняет сей верность всей своей душой . А если она злая и нерадивая жена , которая думает только о собственном благе и о том , чтобы только ее одну любили и заботились , но возникают уже совсем другие мысли . Так и с Богом . Бог существует . Это знаю все верующие люди . Но не все верующие люди способны понять в этой , Земной жизни , любовь Бога , который распял своего Единственного Сына ради нас , грешных и не благодарных и , когда мы потихоньку начнем это понимать , то у нас не возникнет подобных вопросов о том , почему есть только два выбора и где тут любовь Божья к человеку ?? Гораздо лучше задаться вопросом , почему так много в современном , ” либеральном , демократическом мире ” так много искушений для молодежи , стариков и детей ???

  • Наталья
    Июнь 26, 2019 12:17

    Жаль, но на такой важный и глубокий вопрос ответа не последовало.
    Может, кто-то ещё из батюшек попытается ответить? Не общими фразами и отговорками с обвинением того, кто задаёт такие вопросы, а действительно понятно, подробно и по существу.

    “а чтобы мы сами захотели сменить ад, добровольно нами избранный и нами же созданный…” Никто не рождается в этот мир по своей воле и никто не виновен в том, что рождается уже грешным. Это, кстати, тоже ставит вопросы о свободе воли в данной части.

  • Michael
    Июнь 25, 2019 23:34

    Представьте себе – есть кто-то, кто владеет вами. Вашим физическим “Я” и вашей сущностью – душой. И ставит выбор – “или ты со мной, или ты не со мной, но сильно пострадаешь”. В этом уже заложена ситуация отсутствия выбора. Тебя принуждают, но принуждают так виртуозно сложно, чтобы ты действительно мучился этим “выбором” всю жизнь. Тебе фактически не дают альтернатив. В каком-то смысле, христианство – это духовная диктатура.

    Человек может жить полностью самостоятельно, без каких-либо богов, и даже вся драматическая история человечества это все же подтверждает. Путем ошибок, сомнений, каждый проходит свой путь. Путь может быть ошибочным с точки зрения религии, но суть в том, что в этом и есть ценность свободы. Человек в состоянии быть БЕЗУСЛОВНО и без каких-либо религиозных догм свободен в своем пути. Невозможно, нелогично его наказывать, если человек хочет пройти земной путь самостоятельно.

    Следующая нелогичная ситуация: мы, как родители, отвечаем за детей. И если мы детям показываем спички и говорим, что они опасны, и… не убираем их, то это сознательное родительское преступление. И если в земной жизни родителей ждет официальный гражданский суд за СОЗНАТЕЛЬНОЕ оставление опасных вещей, которые привели к трагедии, то ответьте себе на один, но главный вопрос – почему тогда ваши боги наказали вас же за собственные просчеты с яблоком, причем заведомые по своим последствиям?..

  • Екатерина
    Июнь 25, 2019 20:33

    Человек свободен в своём выборе. Когда здоров, полон сил как то забывается, либо никогда и не приходило на ум, что дышим то мы воздухом , который дал Бог, по земле топчемся , которую Бог сотворил, сердце бьется, потому что Богу так угодно! Мы когда находимся в гостинице, соблюдаем правила проживания, иначе выставят за дверь! На земле мы все в гостинице, на время. Какое милосердие у Бога, что все наши выкрутасы терпит!

  • Елена
    Июнь 25, 2019 20:33

    ответ-супер!

  • Елена Никитина
    Июнь 25, 2019 20:01

    Почему же нет ответа? Вполне ясный ответ. Ад и рай это не место а состояние души.и если человек всю жизнь хочет жить в своей свободе и так как хочет только он а Бога в упор не замечает и не хочет то в раю рядом с Богом он не сможет находиться поскольку и живя на земле не искал и не хотел общения с Ним. Такой человек просто не вынесет присутствия Божия. С чем нас настанет смерть,с тем и перейдем м туда. Если стремились к Богу,Это состояние и перейдет с нами туда,не стремились и там не захотим быть с Ним.

  • Елена
    Июнь 25, 2019 19:46

    Почему же нет ответа? Вполне ясный ответ. Ад и рай это не место а состояние души.и если человек всю жизнь хочет жить в своей свободе и так как хочет только он а Бога в упор не замечает и не хочет то в раю рядом с Богом он не сможет находиться поскольку и живя на земле не искал и не хотел общения с Ним.

  • павел
    Июнь 25, 2019 19:39

    А я думаю, что надо исходить из начала. Адам и Ева были счастливы с Богом, но Сатана их обманул, дал им ” отраву” под видом блага, как наркодилер уговаривает людей попробовать наркотик, чтобы ощутить кайф. После этого в наш материальный мир вошел грех и все исказил( как в сказке Андерсена про Кая и снежную королеву ), люди “тронулись умом”, перестали видеть и думать нормально, стали слабы и зависимы от своих страстей, как наркоман. И разве тут можно говорить о свободе? Тут есть место говорить о том, что наркоман болен и его нужно лечить. Любой наркоман или алкоголик никогда не скажет в самом начале , что он болен, а будет твердить, что он здоров, а вот родные, которые его любят, просто не понимают его и мешают ему жить своей жизнью, ограничивают его свободу! И любой врач-нарколог и психиатр скажет, что такой человек тяжело болен и его надо лечить! И многие наркоманы и алкоголики , которые вылечились от этой зависимости, скажут, что первые шаги к выздоровлению-это отказ от своего “Я”, от своих страстей, через страдания, а не потакание своим больным желаниям! Без Бога никто не сможет творить добро правильно( Он дает силы, возможности и правильное решение поступать так, чтобы всем было хорошо)! А без Бога тоже можно делать добро, но в этих поступках всегда будет присутствовать ваше его, и тогда возможно, сделав добро многим вы обидите одного невинного( как в романе Достоевского )-тому пример, наши деды и отцы, которые пошли за безбожниками-коммунистами Ленинами-Сталинами. Построили страну на кровях многих и многих невинных людей в лагерях, а в конце-концов, многие же пострадали от рук своих же палачей! Идея социализма и коммунизма без Бога была прекрасна и заманчива , как рай на земле! Но жаль, что эта система и любые другие строи являются лишь утопией, мечтой больного воображения и неуемного желания неадекватно мыслящего и слабого недалекого умом человека( весь мир лежит во зле)!!! А чтобы вы выбрали: попробовать наркотики и жить по своей воле или вести здоровую жизнь?

  • Александр
    Июнь 25, 2019 18:26

    Да, ответ из этого комментария действительно не получен

  • Алексей
    Июнь 25, 2019 14:14

    Вопрос так и остался без ответа. Или в сад или в ад. Вот вам и свобода. Тут просто нет выбора. Ждём другой ответ…может Бог откроет.

  • Garri Hakobyan
    Июнь 25, 2019 10:04

    Смешно когда те, кто по книгам узнал, что есть рай и ад, и из них имеет о том представление, считают себя помошниками Бога , а на самом деле такие тешат собственное эго ! Вот если бы вы побывали бы к примеру в Небесной Церкви-то тогда было бы несколько иначе, вы бы имели бы некоторое, хоть ограниченное, но представление об устройстве мира, а в аду любой сильный мистик может оказаться, правда не известно, был ли он в аду, или ему его собственный ум показал картики или фильм в 3d формате со звуком,…Смешно, не зная кто ты сам, рассуждать о том, кто будет в аду, а кто в раю, впрочем и этого, реально, знать не можете если вы не Сан, к примеру здесь от Бога были для вашего спасения, только в прошлом веке роженных 14 боьих детей и всех человечество сожрало, и Господь Отец наш, нас уже забрал, спас от Дьявола, и Христос при мне в 2005 г. забрал 4 монахов из русского православия, других достойных не нашлось, с одним я говорил перед тем как он получил белый камень и вошел в Христа обитель, он в Москве или подмосковье правит церковью, подзабыл где, но я его знаю он меня тоже, правда он разговаривая со мнною не знал, что Христос мне не только Отец, но и Брат в Отце нашем,… !

  • Garri Hakobyan
    Июнь 25, 2019 9:48

    Свободен бывает лишь духовный человек, живущий из души, по божески, то есть, тот, кто знает границы свободы, то есть кто слышит видит и милосерден к окружающим, а значит и к себе самому, который не привязан к материальному миру, то есть его ум и душа постоянно сосредоточенны на Всевышнем Истинном, кто жертвеннен ! Остальное сказки…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *