Библиография. «Фома» №3(191) – март 2019

Содержание номера  - "Фома". Православный журнал для сомневающихся. - №3(191) – 2019.

1-я страница обложки. На сером фоне светлая суповая чашка, из которой можно черпать голубое небо и белые кучевые облака. Сверху надпись: ЕСТЬ ВСЁ, что нам нужно. Внизу страницы: Великий пост: путь к Пасхе начинается 11 марта. См. в рубрике «Даты месяца»  – 11 марта. Начало Великого поста (С.4) и 16 марта. День памяти великомученика Феодора Тирона (С.5); в разделе «Вера» – размышления   протоиерея Андрея Кордочкина «Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие?» (С.32-37).

 

Пролог:

(на заставке — фото Екатерины Соловьевой)

 Павел Антокольский. Как это ни печально. Стихотворение. 1963// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.2.(рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С.3.

 

Даты месяца:

Даты месяца: март// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.4-5. – (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

 

11 марта. Начало Великого поста. Фото Пресс-службы Патриарха Московского/свящ. Игорь Палкин. – С.4;

 

9 марта. 85 лет назад родился Юрий Гагарин.  [Из воспоминаний Валентина Петрова, полковника ВВС в отставке, доцента Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина]. Фотохроника ТАСС. – С.5;

 

6 марта. 90 лет назад родился Фазиль Искандер (1929-2016), российский писатель, поэт и драматург.  [Фазиль Искандер. Цитата:        «Вся серьезная русская и европейская литература — это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца…»].       Фото Геннадия Прохорова/ТАСС. – С.5;

 

16 марта. День памяти великомученика Феодора Тирона. Фото pravosakh.ru. – С.5.

 

Колонка главного  редактора:

Владимир  Легойда. Бунт взрослых. [Сегодняшние отношения поколений. «Бунт взрослых против разделения с детьми»]. Фото свящ. Игоря Палкина// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

 

Интервью номера:

Позовите докторов! или Как физики становятся богословами [Гости журнала  иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) — единственные в России близнецы, принявшие монашество в один день и час. В 2015 году они стали докторами богословия и сейчас служат в Казанском храме в Вырице и окормляют там приют для особых детей]. Беседовала Елена  Куршук. Фото Станислава Марченко, Натальи Чилиеви, а также фото из семейного архива// Фома. – №3(191) —  март 2019. – С.8-18. – (рубрика «Интервью номера»).

 

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель и журналист Марина Ахмедова// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.98-99 /3-я стр. обложки/. – (рубрика «Эпилог»).

 

Реклама: С.19.

 

Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?

 Должен ли верующий быть слабаком? Письмо в редакцию / Елена. Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.20-21. – (рубрика «Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?»).

 

Кроткие не сдаются. В каких случаях христиане имеют право на протест. На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко.  Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.22-28. – (рубрика «Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?»).

 

Патриарх Кирилл. Смиренный — не значит слабый. Из слова после литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры, 23 февраля  2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.29. – (рубрика «Вопрос номера. Должен ли верующий быть слабаком?»).

 

 

 

ВЕРА (раздел). – С.30-43.

 

Школа «Фомы». Именины:

Симеон. [Инфографика]. Значение имени: Симеон – имя еврейского происхождения, переводится как «услышанный»;  Дата: 25 марта – день памяти прп. Симеона Нового Богослова; Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). …В конце жизни Симеон оставил игуменство и много времени уделял работе над богословскими текстами. Из наследия святого до нас дошли «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Также преподобный написал 70 небольших поэм – «Гимнов Божественной любви»; Гимн №12. Учение с богословием, где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании (отрывок). Перевод с греч. иеромонаха Пантелеимона (Успенского); Другие святые и известные люди с именем Симеон:  Преподобный Симеон Столпник (390-459), аскет и подвижник, основатель подвига столпничества. Симеон Полоцкий (1629-1680), просветитель, драматург, богослов и поэт. Семен Франк (1877-1950), русский философ и религиозный мыслитель; Интересные факты. Подготовил Тихон Сысоев; Ил.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Иконографическое изображение; Студийский монастырь, куда в 25 лет, оставив светскую карьеру, поступил преподобный Симеон. Фото; Иоанн Богослов и Григорий Богослов. Икона; Принятие Святых Тайн в храме. Фото vera-troitsk.ru (Преподобным Симеоном Новым Богословом написана одна из молитв, которую христиане читают, готовясь ко Святому Причащению: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой…»)// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.30-31. – (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

 

Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие? Размышляет настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде,   выпускник богословского факультета Оксфордского университета протоиерей Андрей Кордочкин. Беседовал Тихон Сысоев. Фото Дениса Романова// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.32-37. – ( раздел «Вера»).

 

Новомученики:

 Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Григорий (Хлебунов). 1873 – 6.03.1930*. На фото: Священник Григорий Хлебунов  в заключении; Церковь села Началово, разрушенная в 1931-м, через год после подавления мятежа крестьян, восстановление которой началось только после 2005 года// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.38-40. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

 

* В заголовке этой публикации опечатка: точная дата смерти — 1930 г., написано – 1938;

 

Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Шуватово Симбирской губернии в семье крестьян  Никиты и Татьяны Хлебуновых. Первоначальное образование получил в сельской школе, а остальное дополнилось самообразованием и церковным воспитанием, полученным в семье. Со временем Григорий переехал в село Басы Астраханской губернии, где стал служить в храме псаломщиком. Осенью 1917 года он принял твердое решение посвятить свою жизнь служению Церкви. В 1921 году был рукоположен во священника и два года прослужил в храмах Астрахани. В 1923 году он был направлен  в храм в честь Рудненской иконы Божией Матери в село Началово Астраханской области, где прослужил до ареста. В 1929 году в стране началась коллективизация. Перед лицом грядущих испытаний стала умножаться вера, и храм в селе Началове заполнился молящимися, чему способствовала и неустанная проповедь отца Григория за богослужением. В крещенский сочельник, 18 января 1930 года, в селе состоялось собрание, на котором власти поставили вопрос о снятии колоколов с колокольни храма, но присутствующие на собрании крестьяне выразили категорическое с этим несогласие. Власти усмотрели в этой дружной поддержке церкви результат деятельности священника. 3 февраля 1930 года отец Григорий и несколько прихожан были арестованы. Во время обыска в доме священника нашли вырезку из газеты с речью министра иностранных дел Австрии, имевшую антибольшевистский характер, а также несколько писем от верующих людей. Одно из них было рекомендательным и содержало положительный отзыв о некоем страннике Иване Ивановиче. Насчет вырезки из газеты отец Григорий пояснил, что она, вероятно, была оставлена кем-то, кто брал у него книгу, а со странником Иваном его встречи были короткими, и разговоры они вели только на религиозные темы. Между тем в связи с арестом священника службы в храме прекратились. Из Астрахани был приглашен новый священник, регистрация которого затягивалась. Его попросили отслужить всенощную вечером под праздник Сретения без регистрации. Однако после службы  священник и члены церковного совета были задержаны. Утром 15 февраля собралась толпа крестьян, которые стали требовать освобождения арестованных. Власти ответили издевательскими заявлениями. На 22 февраля 1930 года было намечено выселение из Началова всех семей зажиточных крестьян с разграблением их имущества. Обстановка в селе достигла крайнего напряжения. Вспыхнул мятеж против советской власти и коммунистов. В течение двух часов толпа крестьян разгромила здание сельсовета и уничтожила все документы. В  результате шесть человек были убиты, а десять ранены. Наутро прибыл отряд красноармейцев. Начались аресты и допросы. Следствие, по которому проходили обвиняемыми сорок три человека, велось в экстренном порядке и 27 февраля, через четыре дня после восстания, было завершено. В число обвиняемых были включены и те, кого арестовали ранее (3 февраля), еще до мятежа, и среди них отец Григорий. 28 февраля четырнадцать обвиняемых (в их числе отца Григория) приговорили к расстрелу. Священник Григорий Хлебунов был расстрелян 6 марта 1930 года в пригороде города Астрахани и погребен в безвестной могиле.

 

Реклама: С.41.

 

Говорят, что:

 Говорят, что// Фома. – №3(191) – март 2019. –  С.42-43. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

 

Почему в Церкви ругают девушек, если они придут на службу в        брюках? Потому что. Фото Анастасии Ситниковой. –  С.42.

 

Говорят, что священник не может жениться второй раз, если первый       брак у него распался.  На самом деле.  Фото Lori.ru.  – С.42.

 

Часто спрашивают: нужно ли женщине обязательно рожать детей, чтобы спастись? Отвечаем: Фото Ольги Шергиной. – С.43.

 

[Ответ священника:]

 

Как бороться с ленью? Спрашивает / Михаил.  Отвечает / протоиерей         Андрей Ефанов// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.43. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

 

 

ЛЮДИ (раздел). – С.44-71.

 

Жизнь на улице: Откровенные истории бездомных и тех, кто не позволяет им погибнуть. [Это истории людей, жизни которых пересеклись на улицах Москвы. Одни из них когда-то лишились дома. Другие — создали Дом. «Дом друзей» – так называется фонд, основанный коллегами Елизаветы Глинки, той самой Доктора Лизы. Волонтеры фонда занимаются помощью бездомным, и одно из главных направлений их работы — уличная медицина]. Подготовили Алексей Михеев и Юлия Маковейчук. Фото Юлии Маковейчук// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.44-51. – (раздел «Люди»).

 

 

У вас будет ребенок:

 Совместный проект:  журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи – Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.52-53. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Детей можно забирать в семью только вместе!

 

Алеша, видеопаспорт № d5s, родился  в июле 2005 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – С.52;

 

Света, видеопаспорт № jhc, родилась в cентябре 2008 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – С.52.

 

Куда обращаться будущим родителям  Алеши и Светы. – С.53.

 

Вопросы усыновителей:

«Особый ребенок» и детский сад: что нужно знать.  Рассказывает Елена Валяйкина, методист Сергиево-Посадского детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Березка». Фото Владимира Ештокина// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.53. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы усыновителей»).

 

Александр Рохлин. Дары и стекляшки. История одной поездки на Афон. [В одном из монастырей Афона, а именно в монастыре святого Павла, хранятся дары волхвов — золото, ладан и смирна, которые восточные мудрецы принесли родившемуся в Вифлееме Христу]. Впервые опубликовано в журнале «Русский Пионер». Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.54-61. – (раздел «Люди»).

 

 

Школа «Фомы». Суть вещей:

 Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?  На примере дела № 372* преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) (1891-1957). [Инфографика]. Преподобноисповедник Рафаил: О нем. Биография и история гонений; Следственное дело № 372*: заведено в 1949 году во время второго ареста отца Рафаила. Приговор — 10 лет лагерей;  Дело № 372. Перечень документов: Паспорт. Фотография. Ордер на производство ареста и обыска. Анкета арестованного. Обвинительное заключение. Протокол допроса. Выписка из протокола совещания МГБ по делу. (Все документы представлены далее в настоящей публикации); Фотография из следственного дела; Паспорт СССР: Копия первых страниц паспорта;  Папка «Дело № 372»: Внешний вид. Фотокопия; 58-я статья УК РСФСР, по которой осудили большинство новомучеников и исповедников в ХХ веке. Отменена в 1961 году. Текст; Из материалов следственного дела № 372*: Копии документов: 1/ Ордер на арест и обыск. 2/ Анкета арестованного. 3/ Протокол допроса;  4/ Обвинительное заключение. 5/ Выписка из протокола Особого совещания при МГБ СССР; Это важно знать: На вопрос: «Говорят, что новомучеников убивали не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?» – отвечает архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.62-65. – (раздел «Люди», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

*в тексте публикации опечатки –  два раза на стр.62 и один раз на стр.64 неверно написано №327 (везде должно быть – №372).

 

Александр Красоткин, фотограф, журналист и поэт, член Союза фотохудожников России. Чувствография. Россия, увиденная через монокль. [Публикация  фотографий  из серии «Русь вечная», над которой автор работает уже больше 10 лет, продолжающей наследие русских фотографов-пикториалистов начала века. Основой пикториальной фотографии служит тезис о том, что «художественное произведение никогда не бывает и не может быть объективным воспроизведением действительности, так как оно, в сущности, передает не самую действительность, а лишь представление о действительности, создавшееся в психике художника». Уменьшить документальность получаемого изображения  помогает  использование при съемке мягкорисующей оптики, например монокля. Применение монокля повышает эмоциональное восприятие фотографии, вследствие усиления воздушности передаваемого пространства и таинственности изображения. «В каждой из этих фотографий, – пишет в своем вступительном слове автор, – заключена моя молитва о Родине и слова благодарности Господу за то, что Он преподнес мне великий дар — жить в России, научиться видеть, любить ее и чувствовать, как Дух Божий парит над ее вечной и неповторимой красотой…»]// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.66-71. – (раздел «Люди»). Представлены художественные фотоснимки:

 

Деревня Учма. – С.66-67;

Дворик в Саввино-Сторожевском монастыре. – С.68;

Антоновские яблоки. – С.69;

Лето в Хотьково. – С.69;

Весна  в Боровске. – С.70-71;

Свет Вечный. – С.70;

Сретение. – С.71.

 

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-89.

 

Семейное чтение:

Александр Ткаченко.  Кого и как исцелял Христос.  (Читаем вместе с детьми. 9+). [Содержание: Чудо в Капернауме; Прозрение слепого; Исцеление стражника]. Иллюстрации Галины Воронецкой// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.72-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

 

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель, журналист Марина Ахмедова// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.98-99 /3-я стр. обложки/. – (рубрика«Эпилог»).

 

 

Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*

*В новой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.

 

Николай Носов. Незнайка на Луне.

 

Книгу рекомендует писатель-фантаст Сергей Лукьяненко [«Уже в детстве “Незнайка” стал для меня открытием. И сейчас, перечитывая эти истории о коротышках из Цветочного города, я убеждаюсь, что это не только увлекательная и поучительная детская сказка. И не только детская. Носовские книги — и особенно “Незнайка на Луне” – в том числе глубокая и не очень-то на самом деле веселая притча о самых основах социума. Более того, сейчас, перечитывая “Незнайку на Луне”, я вижу в нем невольное пророчество…»]. Фото А. Savin/CC BY-SA 3.0/Wikimedia.org// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.82. – (рубрика «Школа Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

[Информация о книге]. Автор: Николай Николаевич Носов (1908-1976) — детский писатель, драматург, киносценарист; Время написания и публикации: Впервые роман-сказка «Незнайка на Луне» был опубликован  в 1964-1965 годах в журнале «Семья и школа»;  Содержание: Коротышки из Цветочного города построили космический корабль, чтобы полететь на Луну. Два героя — Незнайка и Пончик — залезли в ракету, случайно нажали кнопку старта и взлетели. Далее повествуется об их приключениях в несправедливом и опасном мире лунного общества; О чем книга? Языком сказки и сатиры автор говорит о проблемах капиталистического общества — беспределе и жестокости богачей, нищете простых граждан, коррупции, монополизации, безработице, преступности, обмане потребителей, забастовках, навязчивой рекламе, лишенном смысла и всякой эстетики искусстве. Планета Земля в книге Носова — это мир детства и фантазий, дружбы и доброты. Луна же — мир взрослый, жестокий, полный корысти, эгоизма и несправедливости. Однако автор показывает, что и в таком мире возможно навести порядок благодаря взаимопомощи, сплоченности, доброте и другим лучшим человеческим качествам; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина; Ил.: Коротышки из Цветочного города — герои трилогии Н. Носова [художник Алексей Лаптев]; Н. Носов с сыном Петром. 1932. Фото. (Сыну он рассказывал сказочные истории, записывать и публиковать которые стал гораздо позже); Первое издание книги Н. Носова «Незнайка на Луне» (М.: Детская литература», 1965. – 528 с. Рисунки Генриха Валька); Книга канадского художника-иллюстратора  и писателя Палмера Кокса «Новый Мурзилка. Удивительные приключения лесных человечков» (1913) –  один из источников появления сказок Носова; Кадр из фильма «Приключения Толи Клюквина», снятого по рассказам Н. Носова; Орден Красной Звезды, который Николай Носов получил в 1943 году за создание военно-технических учебных фильмов для армии// Фома. – №3(191)  –  март 2019. – С.82-83. – (раздел «Культура»,  рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

Незнайка и потребительский кредит и другие неустаревшие истории из романа-сказки Носова// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Дмитрий Сухарев. Звёздочка, свети. Подборка стихотворений 1963-2005 гг. (Утро /«Вот первый луч, собрат луча второго…»/; Лес /«Что ни говори, а лес лечебен…»/; «Известно ль вам, что значит – жечь…»; А и Б /«А: Поэзия есть обнажение смысла…»/; Музыка Бизе. Рождественская песня /«Во хлевине ли, в хлеву, в тесной клети…»/; «Верный дурацкой привычке писать только то, что вижу…». Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Ксении Наумовой// Фома. – №3(191) – март  2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

 

Что читать:

 Представлены и отрецензированы издания:

 Протоиерей Павел Великанов. Самый Главный Господин: Рассказы. – М.: Никея, 2018. – 224 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Когда-нибудь хотели почитать блог священника, но на бумаге? Это издание определенно вам подойдет. Его автор — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры и отец четверых детей. Литературное понятие малой формы здесь раскрывается во всей полноте: большая часть текстов занимает по две странички, а то и меньше. Почти как в фейсбук-ленте: воспоминания о семинарских годах чередуются с историями из повседневной жизни и наоборот. В данном случае это только плюс, потому что в сочетании с хорошим слогом делает чтение невероятно легким: начинать и заканчивать можно в любом месте. Среди главных тем — путешествия, в том числе на Святую Гору Афон, воспитание детей, учеба в семинарии, да и просто наблюдения из жизни священника со всеми вытекающими: множеством знакомств, правдивых историй и искренних переживаний об окружающих.       Книга предлагает редкую возможность приобщиться к духовному и житейскому опыту батюшки. Главное в ней — светлое и спокойное настроение текстов и трогательная внимательность автора к миру и проявлениям, зачастую неочевидным, Божественного присутствия в повседневных вещах.

 

Л. Н. Ратнер. Искусство: язык Бога. От античности до авангарда. – М.: Никея, 2018. – 304 с. (96 с. вклейка): ил. – (Бог и культура)  / Представляет Наталья Богатырёва//      Фома. – №3(191) — март 2019. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Искусство с точки зрения Православия  – грех, искус или отблеск Божественной Истины? Размышляя об этом, искусствовед и художница Лилия Ратнер пишет: «Искусство, как океан, совершает приливы и отливы, то уходя от Бога, то вновь пытаясь приблизиться к Нему, но настоящее искусство всегда связано с Богом…».  Этот тезис в книге Ратнер подкреплен аргументами, среди которых много таких, которые в неожиданном свете открывают известные шедевры живописи и судьбы их создателей. О провокационных экспериментах Леонардо да Винчи         (двусмысленный «Иоанн Креститель», неканоническая «Тайная вечеря»). О богословских поисках Микеланджело Буонарроти. О мистериях Питера Брейгеля, скрывающих в жанровых бытовых сценках глубокий религиозный смысл. О «протестантской иконе» – натюрмортах голландских мастеров XVII века (в Интернете достаточно много подробных описаний их композиций, но о том, что хлеб, вино и нож в голландском натюрморте — прямая отсылка к Евхаристии, многие прочтут именно у Ратнер…). О Рембрандте и Рубенсе,      Пикассо и Дали, русских художниках XIX века и Малевиче — об их поиске Истины и Бога написано с глубоким участием и теплотой. Книга Лилии Ратнер, снабженная отличными репродукциями, читается и как энциклопедия, полная малоизвестных фактов, и как увлекательный роман о судьбах великих художников.

 

 

Трудные вопросы отечественной истории. Учебно-методическое пособие под ред. д. и. н. Д. М. Володихина. – М.: НБФ «Наследие», 2018. – 288 с. /  Представляет Наталья Богатырёва// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Легендарные варяги — они скандинавы или все-таки славяне? Иван Грозный — талантливый правитель или кровавый палач собственного народа? Петр I — «злой дух, прервавший взлет старой Московии» или «демиург новой императорской России»? Каковы истинные причины коллективизации и индустриализации? Почему развалился Советский Союз? Три десятка вопросов, касающихся самых болезненных моментов российской истории, вошли  в Примерный перечень «трудных вопросов истории», что опубликован на сайте Министерства образования. Свой вариант ответов на большую часть из них предложили историки Дмитрий Володихин, Глеб и Ольга Елисеевы и Александр          Музафаров. Без усыпляющих длиннот и высокомерной научности в их книге изложена история России от призвания варяг до перестройки. А некоторые        главы – очень даже эмоционально. В попытке ответить «на трудные вопросы истории» авторы пособия ставят новые, которые подвигнут читателей искать на их ответы, и в этом — хорошее стимулирующее свойство книги.

 

Ольга Шульчева-Джарман. Врач из Вифинии. Сын весталки. – М.: Летний сад, 2018. – 660 с. / Представляет Виталий Каплан// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Книга Ольги Шульчевой-Джарман  – в современной православной литературе явление значительное. Во-первых, она написана в редком сейчас жанре христианского исторического романа, действие которого происходит во времена античности. Во-вторых, здесь увлекательный сюжет сочетается с глубоко христианским — и очень трезвым! – взглядом на историю Церкви и людей, жизнь которых стала тканью этой истории. «Сын весталки» – первый роман из цикла «Врач из Вифинии». Время действия — середина IV века, место действия Римская империя — Никомедия, Каппадокия, Константинополь. Главный герой книги — святой Кесарий Каппадокийский, талантливый врач и брат одного из отцов Церкви Григория Богослова. Среди других героев — друзья Григория и Кесария святые Василий Великий и Григорий Нисский. Впрочем, на момент действия они еще довольно молодые люди и основные подвиги  и труды у них еще впереди. Изображая святых, автор не поддается соблазну скатиться в лубочность. Ее герои — живые люди, сложные, противоречивые, иногда восхищающие, иногда раздражающие… словом, настоящие. И столь же трезво, без придыхания показаны здесь церковные реалии середины IV века. Христианство уже разрешенная и даже привилегированная религия, но и язычество вполне процветает, и отношения христианства с язычеством крайне неоднозначные. И люди в Церкви, в том числе среди православно верующих, встречаются самые разные. И язычники — вовсе не все поголовно злодеи и приспешники сатаны. Вот на этом фоне и разворачивается драматическая история молодого врача Кесария и его друга-язычника врача Каллиста. Богословские споры и    придворные интриги, исповедничество и скитания, неожиданные враги и          неожиданные друзья… И отдельная очень интересная тема — античная медицина. Автор книги здесь эксперт — она и врач, и историк, специалист по античной медицине. Вообще, читая, поражаешься: какую же гору источников пришлось переработать при написании романа (текст сопровождается          множеством авторских ссылок)! Такой фундаментальный подход сейчас уже кажется чем-то из области фантастики. Но потому и книга получилась настоящая. Будем ждать продолжения.

 

 Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

 

Реклама: С.92-95.

 

 

Вопросы о церковном искусстве:

Должен ли иконописец быть праведником? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Деревенский иконописец. Абрам Архипов, 1889// Фома. – №3(191) – март 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

 

Святые врачи: как их изображают на иконах? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Святой Пантелеимон целитель. Икона// Фома. – №3(191)  –  март 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

 

Реклама: С.97.

 

Эпилог:

 

3 вопроса о «Фоме». Отвечает писатель, журналист Марина Ахмедова. Фото  Анны Даниловой. [Имеется краткая биографическая справка]// Фома. – №3(191) — март 2019. – С.98-99 /3-я стр. обложки/. – (рубрика «Эпилог»).

 

  1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Текст из рубрики «Семейное чтение» (с.72). Он написан человеком, который хорошо знает детей, знает, как им так рассказать о Христе, чтобы ребенок полюбил Христа на всю жизнь. Этот текст я назвала бы главным текстом номера.

 

  1. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы, конечно, порекомендовала  все ту же публикацию, о которой говорила, отвечая на первый вопрос. Но и интервью с двумя священниками-близнецами (с.8). Всегда огромное любопытство вызывают люди, отучившиеся по-серьезному на физиков и вдруг уходящие в Церковь, в монастырь. Лично мне это говорит, что их научные знания о мире не вступают в противоречие с верой в Бога… А то, что они близнецы и приняли монашество в один день, дает мне какую-то смутную мысль о том, как что-то одно, какой-то большой и сильный импульс преднамеренно и целенаправленно коснулся их обоих  одновременно…

 

  1. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы». Хотелось бы побольше человеческих портретов — не скрупулезно отредактированных до грамматического блеска интервью, а живых  разговоров и погружения в жизнь священников, приходов.

 

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *