1-я страница обложки. По темному ночному городу в сторону светлеющего вдали неба идет ребенок с фонарем, внутри которого горит свеча (фото Tatyana Tomsickova). Надпись: ВЕДИТЕ НА СВЕТ.  Как сделать так, чтобы родители пришли к вере. См. рубрику «Вопрос номера. Привести родителей к вере» (С.18-25).

Пролог:

Николай Заболоцкий. Осеннее утро («Обрываются речи влюбленных…»). Стихотворение// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: ноябрь// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

3 ноября.  Димитриевская родительская суббота. Ил. – С.4;

4 ноября. День народного единства. Фото lori.ru. - С.4;

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Икона праздника. - С.5;

28 ноября. Начало Рождественского поста. - С.5;

29 ноября. День памяти апостола и евангелиста Матфея. Ил.: Евангелист Матфей и ангел. Гвидо Рени. 1630-е гг. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир  Легойда.  Экология души. Фото свящ. Игоря Палкина и  Николая Шешина// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

*Видеоверсию этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)

Интервью номера:

Константин Мацан. «Не верю!» на «Спасе». Ведущий самой парадоксальной передачи — о своей вере и благодарности неверующим. Беседовала Анастасия Бавинова. Фото: Владимира Ештокина; Александра Гаврилова; из семейного архива автора// Фома. - №11(187) - ноябрь 2018. - С.8-16. - (рубрика «Интервью номера»). Имеется краткая биографическая справка «Константин Мацан» (С.10).

Реклама: С.17.

Вопрос номера. Привести родителей к вере:

Как привести родителей к вере? Письмо читателя / Андрей, 28 лет. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.18-19. – (рубрика «Вопрос номера. Привести родителей к вере»).

Отвечает протоиерей Андрей Лоргус, священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит. Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика «Вопрос номера. Привести родителей к вере»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

ВЕРА (раздел). – С.26-47.

Школа «Фомы». Именины:

Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени: Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;  Дни памяти: 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис. Подготовил Тихон Сысоев;  Другие святые и известные люди с именем Филипп:  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

Почему на Украине только одна настоящая Церковь? И другие вопросы, которые часто задают  в связи с действиями Константинополя. [15  октября  2018 года заседавший в Минске Священный Синод Русской Православной Церкви в связи посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви признал невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Читатели «Фомы» задают много вопросов в связи с происходящим на Украине и действиями Константинопольского Патриархата. В этой статье редакция журнала постаралась ответить на самые частые из них]. Ил.: Всеукраинский крестный ход. 2018 год. Фото Юрия Жарикова; Киево-Печерская лавра. Фото иеромонаха Симона (Новикова)// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.28-31. - (раздел «Вера»).

Тихон Сысоев. Как святые зарабатывали деньги и как их тратили. Рисунки Натальи Федоренковой// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.32-37. - (раздел «Вера»).

Патриарх Кирилл. Можно ли обменять деньги на милость Божию? Из проповеди в Великую среду после литургии в Храме Христа Спасителя, 16 апреля 2014 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Иуда. Екатерина Бердюгина. 2017// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.38-39. - (раздел «Вера»).

Александр Ткаченко. Как я впервые соврал. Фото// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.40-41. - (раздел «Вера»*).

*На С.40 — ошибка, неправильно указан раздел. Написано «ЛЮДИ», должно быть «ВЕРА».

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик  Василий (Архангельский). 24.02.1864-13.11.1937. На фото: Священник Василий (Архангельский). Тюрьма НКВД; Выписки из протокола заседания судебной тройки и акта о расстреле В. В. Архангельского// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.42-44. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. Окончив в 1884 году Московскую духовную семинарию, женился и был рукоположен во священника к Благовещенскому храму в селе Матвеевском Подольского уезда. В семье у них с супругой родилось четверо детей. В 1891 году отец Василий был переведен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитриевского уезда. В своем приходе он открыл церковноприходские школы в нескольких деревнях. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году — возведен в сан протоиерея. После прихода к власти большевиков в 1920 году протоиерей Василий был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году был награжден наперсным крестом с украшением, а в 1929 году — палицей. В 1929 году сотрудники ОГПУ через осведомителей стали активно собирать сведения об отце Василии. На основании полученных донесений священник был обвинен в том, что «использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отца Василия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 ноября 1929 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Барабинск в Западной Сибири, а через некоторое время переведен отбывать ссылку в Вологодскую область. После освобождения из ссылки ему было запрещено селиться к Москве ближе ста километров. Он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Тимашево Волоколамского района. В 1935 году был награжден митрой. С началом новых гонений на Церковь протоиерей Василий был арестован 22 сентября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. 11 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу. Протоиерей Василий Архангельский был расстрелян 13 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Реклама: С.45.

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. -  С.46-47. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Говорят, что, умершего, если он крещеный, нельзя кремировать. На самом деле.  - С.46.

Часто спрашивают: совершают ли смертный грех живодеры, которые отравой убивают бродячих кошек и собак? Отвечаем.  - С.46.

Почему в Церкви можно венчаться несколько раз? Во-первых, ... -  С.47.

[Ответ священника:]

Что потеряет человек, если не будет верить в Бога? И что получит, если будет верить?/   Отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва)// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.47. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что... Ответ священника»).

ЛЮДИ (раздел). – С.48-60.

Владимир Ештокин, фотокорреспондент. 20 лет жизни с БАС. История болезни и любви. Текст и фото автора.  [О дружной семье Павла и Татьяны Шестимеровых, члены которой почти два десятилетия борются с тяжелым заболеванием Татьяны, не сдавшейся прогрессирующему недугу, придумавшей для себя целый комплекс физических упражнений, продолжающей для двух своих детей, мужа и мамы оставаться центром маленькой вселенной, заводилой и организатором, генератором идей]// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.48-55. - (раздел «Люди»). Имеется справка «Как помочь?» (С.54-55. Фото Кристины Федюковой), знакомящая с фондом помощи больным БАС - «Живи сейчас». Подробная информация о фонде на сайте: alsfund.ru.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект:  журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.56-57. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Вадим. Видеопаспорт № 2ncd. Родился в январе 2016 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). -  С.56;

Рома. Видеопаспорт № 3001. Родился в апреле 2016 года  (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.56;

Куда обращаться будущим родителям  Вадима и Ромы. – С.57.

Вопросы усыновителей:

Как стать наставником ребенку из детского дома? Общественный деятель Александр Гезалов считает, что прежде чем стать наставником, нужно хорошо все взвесить. Фото Натальи Чилиевич// Фома. - №11(187) - ноябрь  2018. – С.57. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы усыновителей»).

Что сделала моя бабушка, когда ее обокрали. Фрагмент из книги Татьяны Подосинниковой «Много лет радости» (Издательство «Поломник», 2017 г.), которая посвящена истории ее семьи. Фото Екатерины Соловьевой// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.58-59. - (раздел «Люди»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.60-89.

Николай Бердяев: жизнь в поиске Богообщения. [Николай Бердяев (1874-1948) — номинант Нобелевской премии по литературе, «философ свободы», эмигрант, религиозный мыслитель, один из самых читаемых  философов ХХ века. О том, как мыслитель относился к Церкви, каким был его философский путь, почему русский коммунизм он воспринимал как религиозное явление, «Фома» поговорил с кандидатом философских наук, заместителем декана философского факультета МГУ Алексеем Козыревым]. Беседовал Тихон Сысоев. Фото с сайта sias.ru. Ил.: Николай Бердяев. Портрет. Графика; Николай Бердяев с женой и друзьями. 1910-е годы; Пароход «Oberburgermeister Haken», на котором Н. А. Бердяев с семьей отплыл из Петрограда 29 сентября 1922 года; Православный храм Трех святителей в Париже, прихожанином которого Бердяев был в 1931-1948 годах; Н. А. Бердяев среди участников съезда Русского студенческого христианского движения. Конец 1920-х годов. Докум. фото// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.60-69. - (раздел «Культура»).

Школа «Фомы». Суть вещей:

Крест Ефросинии Полоцкой. Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Ефросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. [Иллюстрированная информация: Дата изготовления: 1161 год; Статус: утерян во время Великой Отечественной войны; Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см; Материалы:  кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни; Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Ефросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия; Преподобная Ефросиния Полоцкая (1100-1173); История; Святыни и лики  утерянного креста (подробное описание лицевой и оборотной сторон креста); Что такое напрестольный крест;  Интересные факты. Подготовил Кирилл Баглай]. Ил.: Спасо-Преображенский храм, Белоруссия. Фото Иосифа Цапелика; Преподобная Ефросиния Полоцкая. Икона; Брестский ювелир Николай Кузьмич, изготовивший в 1997 году полноразмерную копию святыни. Фото  Tatiana Matlina/Wikimedia CommonsC/CC-BY-SA-4.0; Крест Ефросинии Полоцкой. Изображение лицевой и оборотной стороны с подробным описанием отдельных частей святыни; Святейший Патриарх Алексий II, которому  был вручен первый Орден Креста Ефросинии Полоцкой — высшая награда Белорусского Экзархата; Крест Ефросинии Полоцкой, изображенный на белорусской десятирублевой купюре; Вынос воссозданного Креста из алтаря Спасо-Преображенского храма для поклонения.  Фото//Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.70-71. - (раздел «Культура», рубрика «ШколаФомы”. Суть вещей»).

Читаем вместе с детьми. 9+:

Наталья Харпалева. Тайны Заволочья. Как устроен Русский Север. Фото Сергея Гармашова, Михаила Прохорова и lori.ru. Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи и за предоставленные материалы организации, которые занимаются сохранением святынь Русского Севера: Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (obsheedelo.ru). Проект «Вереница» (verenitsa.ru). Иллюстрации нарисовали Наталья Федоренкова, Зинаида Тодорова и Михаил Маяков// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.72-81. - (раздел «Культура», рубрика «Читаем вместе с детьми. 9+»). Кроме основного текста, материал включает несколько подробных, прекрасно проиллюстрированных справочных заметок: «Как устроены “небеса»”»* (С.77), «Как устроен северный дом», «Типы северных домов» (С.78-79), «Как устроен северный храм», «Типы храмов Русского Севера», «Кижи» (С.80-81).

* «Небо» или «небеса» - это каркасный потолок в молельном помещении храма или часовни, который напоминает рисунок солнца с расходящимися лучами.

Школа «Фомы». Стоит прочесть:**

** друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит прочесть.

Книга Песнь песней царя Соломона

Книги о любви  рекомендует доктор философских наук, профессор кафедры философии МГИМО МИД России Алексей Шестопал. Фото Владимира Ештокина. - С.82.

[Информация о книге]. Автор и время написания: Согласно и христианской, и иудейской традиции «Песнь песней» приписывается Соломону — царю Израильского государства (примерно 965 — 928 годы до Р. Х.); Место книги в Ветхом Завете: «Песнь песней» - ветхозаветная книга. Это одна из так называемых библейских учительных (поэтических) книг наряду с книгой Иова, Псалтырью и Притчами. Главное в этих книгах — их нравственный, общечеловеческий, а не догматический характер. Это размышления о жизни и смерти, любви и других «вечных» темах. В Священное Писание книга была включена позднее всех  остальных; О чем книга? «Песнь песней» состоит из 8 небольших глав. В книге повествуется о взаимоотношениях жениха и невесты. Они поют друг другу восторженные похвалы, говорят о любви, привязанности и верности;  Толкование: В произведении Соломона, согласно святоотеческому пониманию, метафорически изображен возвышенный идеал беспредельной любви Бога к людям и людей к Богу, который подобен любви Жениха и Невесты. Таким образом, пророческое возвещение таинственных отношений между Христом и Церковью вообще, и между Христом и каждой человеческой душой, обращающейся ко Господу, и является главной идеей «Песни песней», которая одновременно с этим восхваляет достоинство и ценность чистой человеческой любви; Интересные факты. Подготовила Ася Занегина. Ил.: Царь Соломон. Живопись; Книга «Песнь песней царя Соломона». Обложка одного из отдельных изданий; Иллюстрация Марка Шагала к книге «Песнь песней»// Фома. - №11(187)  – ноябрь 2018. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

«Песнь песней» в красках и цитатах. [Современная художница Елена Черкасова посвятила «Песни песней» цикл работ. Здесь представлены  три из них, сопровождаемые цитатами из самой книги]// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Стоит прочесть»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Глеб Шульпяков. След на снегу. Подборка стихотворений («какой-нибудь полузабытый мотив…»; «когда не останется больше причин...»; «низко стоят над москвой облака...»; «качается домик на белой воде…»; «гуляет синий огонек...»; «в моем углу — бревенчатом, глухом…»; «душе опять вольготно...»; «лопухи ли, папоротник рыжий…»; «романы кропать и крутить огурцы...»; «среди зимы, ее горящих статуй...»).  Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Романа Макагонова// Фома. - №11(187) – ноябрь  2018. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Ольга Рожнева. «Родственные души» и другие рассказы. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2015. - 512 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

В основу сборника Ольги Рожневой легли документальные истории, записанные ею со слов самых разных людей, объединяет которых православная вера и стремление сохранить память о своих корнях. Каждый рассказ — семейная история. Истории эти складываются, как мозаика, в суровую, трагическую, но в тоже время светлую, наполненную неистребимой надеждой картину жизни нашей страны. Судьбы персонажей сборника — трудные, изломанные революцией, раскулачиванием, поруганием веры, войной и репрессиями, голодом и нищетой. Но они, несмотря на испытания, сохранили доброе сердце, веру и христианские ценности. Особый раздел сборника - «Афонские истории», записанные автором со слов духовника, не раз бывавшего на Афоне. В этих коротких историях Афон, который многим представляется раем на земле (и это правда, но не вся), оказывается местом огромного духовного подвига, грозных искушений и вполне реальных опасностей...  Поучительные, захватывающие истории, вошедшие в афонский цикл, и житейские новеллы наполнены светом и теплом. Даже легкая сентиментальность их не портит. Цельная, качественная проза — для ума и души.

Сергей Круглов. Маранафа. - М.: Авигея: Пробел-2000, 2018. - 132 с. /  Представляет Александр Соловьёв// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Новая книга стихов поэта и священника Сергея Круглова  - это избранное за последние несколько лет. В нее включены и уже опубликованные стихи, и новые тексты. Поэзия Круглова по форме отнюдь не радикальна и не авангардна.  Радикальность его состоит совсем в другом. Последнее столетие нашей истории сложилось так, что религиозный и светский опыт оказались радикально разъединены. Сергей Круглов, говорящий на языке актуальной поэзии, осведомленный о проблемах и вопросах, стоящих перед ней, образованный и начитанный, выполняет роль связующего моста. С одной стороны его стихи сконцентрированы  вокруг христианского переживания, опыта веры (очень разного — от возвышенного до комически-бытового). С другой — для круга современных поэтов Круглов свой, его стихи прекрасно работают в современном контексте. Опыт интеллектуального христианства, выраженный языком актуального искусства, среди тотального нежелания прислушиваться к другому, важен чрезвычайно. Ну и, помимо всего прочего, это еще и просто прекрасная поэзия.

Моя революция. События 1917 года глазами русского офицера, художника, студентки, писателя, историка, сельской учительницы, служащего пароходства, революционера. - М.: Редакция «Встреча», 2018. - 600 с. /  Представляет Иван Григорьев// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Свидетельства очевидцев зачастую увлекательнее любой художественной литературы. Эти дневники не исключение. Окопная эпопея прапорщика Ананьева, получившего погоны после четырехмесячных ускоренных курсов и почти сразу попавшего в мясорубку Брусиловского прорыва, откровенно завораживает. Равнодушным не оставляет ни один из дневников — в этом значение сборника, в деталях передающего атмосферу смуты и абсолютной неопределенности. Но одни лишь записи не дадут понять происходящее во всей полноте. В критические моменты люди оказывались заложниками слухов и спекуляций или вражеской пропаганды. «Взята ли Дума? Правда ли, что отрекся Государь?» - приходилось только гадать. Поэтому сборник снабжен  двумя статьями: вступительной за авторством к.и.н. С. В. Куликова и заключительной, принадлежащей д.и.н. С. Л. Фирсову. Описывая общественно-политическую обстановку в стране и в мире, ход войны и революции, они дают необходимый контекст разрозненным дневникам. Сравнивая научный взгляд на смуту и полуслепые метания ее современников, замечаешь, что их понимание происходящего лежало невероятно далеко от нынешних представлений. После эмоционально сложного чтения хочется, чтобы через сто лет читателю наших записок не пришлось смотреть на нас с жалостью и снисхождением.

Елена Осокина. Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи, 1920-1930-е. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 664 с.: ил. /  Представляет Наталья Богатырёва//  Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Научное исследование историка Елены Осокиной, в котором на архивном материале пристально и дотошно рассмотрены драматические судьбы древнерусских икон и их хранителей, стало настоящим остросюжетным расследованием. Почему тысячи ценнейших национальных артефактов оказались в коллекциях зарубежных музеев и частных коллекционеров? Какую роль в этом сыграл искусствовед и реставратор Игорь Грабарь? Как «красные передвижники»  (организаторы советской выставки икон 1929-1932 годов за рубежом) грамотным пиаром вызвали моду на русские иконы и способствовали созданию мирового антикварного рынка? Как торговля иконами в 1930-е стала «экстраординарным источником финансирования» нужд индустриализации? И как традиции разбазаривания художественных ценностей на государственном уровне продолжалось при Брежневе, а в «лихие девяностые» черный рынок антиквариата расцвел особенно пышно? Как сражались за «достояние республики» рядовые искусствоведы, реставраторы? В книге на основании множества документов развенчиваются легенды о хитрости «красных купцов», которые якобы сплавляли заграничным покупателям фальшивые иконы... Увы, тысячи древнерусских икон, уплывших из страны, были подлинными, ведь их отбором и изъятием из Государственного музейного фонда, музеев по всей стране, из частных коллекций, в том числе Морозова, Третьякова, Рябушинского, занимались лучшие искусствоведы... Но автор книги понимает, что черно-белая палитра при оценке истории неуместна. Было и много хорошего. В 1918 году по инициативе того же Грабаря  была создана Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, которую Патриарх Тихон благословил на спасение шедевров иконописи и древних фресок. Именно реставраторы этой организации раскрыли «Святую Троицу» Андрея Рублева, «Богоматерь Владимирскую» из Успенского собора Кремля. Это были настоящие подвижники, которые отыскивали шедевры древнерусской живописи в самых жутких условиях, реставрировали и берегли как зеницу ока. В давней статье Н. Щекотова о художнике и коллекционере И. Остроухове, опубликованной в 1921 году, автора этого исследования  поразили строки: «Под слоями позднейших записей, пыли и копоти древние доски хранят горячее золото фона, небесный голубец ангельских одежд, невыразимо нежную охру ликов...» Немного перефразированные, эти слова стали заглавием книги.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы мастерам о церковном искусстве:

Почему молитва перед иконой — не идолопоклонство? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Владимира Ештокина// Фома. - №11(187) – ноябрь 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

Почему на иконах Распятия одного из воинов изображают с нимбом? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. - №11(187)  – ноябрь 2018. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов// Фома. - №11(187) — ноябрь 2018. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

  1. Какой материал «зацепил» Вас лично как читателя? Очень сильный материал, который не может не зацепить - «20 лет жизни с БАС: история болезни и любви» (с.48). Сколько силы духа, сколько веры и надежды в людях, столкнувшихся со страшным диагнозом! И тем не менее таких людей надо поддерживать — не только материально, но и морально тоже. Спасибо «Фоме», что из номера в номер знакомит с такими героями!
  1.  Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? - Я бы порекомендовал прочесть материал из раздела «Вопрос номера».  Приходя в Церковь, стремительно погружаясь в ее жизнь, мы можем допустить   некоторые ошибки в отношении близких людей, которым эта жизнь пока не  близка. Протоиерей Андрей Лоргус в интервью  «Пусть мама поверит» (с.20) объясняет, что мы можем лишь собственным  примером свидетельствовать о Христе и горячо молиться о родителях Богу, а все остальное — в руках Господа.
  1.  О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Сегодня часто разговор в СМИ об Украине и России, увы, ведется в контексте именно разделения. Я знаю,что журнал «Фома» издается на Украине. И я надеюсь, что в том числе и с его помощью мы сможем вести разговор о самом важном и непреходящем — о нашей общей вере, общей истории, культуре, ценностях.

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

0
0
Сохранить
Поделиться: