Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — № 9(257) — 2024. FOMA. RU

Обложка: Над современным городским пейзажем цвета золотой осени зависла надпись ДЫШИМ ОДНИМ ВОЗДУХОМ. Причем начало последнего слова почти скрыто то ли белым облаком, то ли магическим белым голубем, летящем в небе. Рисунок Вероники Чернышевой.

Пролог:

Николай Ушаков. «Если можно было бы сначала...». Стихотворение. 1946. Фото Jan Willem/unsplash// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.2. — (рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Колонка главного редактора:

Владимир Легойда. Воздух вечности. [Недавно заговорили с коллегами о Высоцком. И коснулись темы о стремлении многих верующих записать кого-то из наших великих «в свой приход», объявить христианином или, наоборот, отказать в этом, потому что «посмотрите только, что он там понаписал, и вообще — не наш он был человек». И я подумал: а ведь отношения человека с Богом — это тайна, в которую не следует вмешиваться. Ведь здесь самое страшное не то, что мы за человека решаем, объявляя его либо безбожником, либо верующим, а то, что мы тут... решаем за Бога. <...> Поэтому разговор о том, что там на самом деле было у Высоцкого с религиозностью, лучше сразу оставить. А вот о чем действительно стоит поговорить — так это о той почве, на которой росли наши любимые творцы и дыханием которой проникнуто их творчество. Недавно переслушивал одну из своих самых любимых песен Высоцкого — «Балладу о любви» <...> И хотя я много раз слушал и знаю эту песню наизусть, меня вдруг словно ударила строчка: «И вечностью дышать в одно дыханье». Ну как же это может родиться вне христианской культуры?! Это же Евангелие! Кстати это очень хороший способ проверить, насколько твои представления о Боге — со Христом или мимо Него: чувствуешь ли ты наполняющий легкие воздух вечности или задыхаешься — от бессмысленности или от гнева, что вокруг «все не так, все не так, как надо»]// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. Коллаж-фото. — С.4-5. — (рубрика «Колонка главного редактора»).

Даты месяца:

Даты месяца: сентябрь// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.6-7. — (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

22 сентября. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. [Святые праведные Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Известно, что праведный Иоаким происходил из рода царя Давида, а святая Анна — из рода первосвященника Аарона. Супруги, долго не имевшие детей, дали обет, что, если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около 50 лет, Он даровал им дочь, которую они назвали Марией. Именно она стала матерью Господа Иисуса Христа]. Ил.: Встреча Иоакима и Анны. Амброзиус Бенсон, XVI в. — С.6;

27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня [В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, куда увезли его захватчики. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба раза после обретения Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни]. Ил.: Воздвижение Креста Господня. Фреска капеллы Сан-Сильвестро. Рим, XIII в. — С.6;

14 сентября. Церковное новолетие. [Эту дату установил первый император-христианин Константин Великий в IV веке. Церковь приняла эту традицию, составив специальные молитвы с просьбой благословить наступающий год. В Русскую Церковь традиция отмечать новолетие в сентябре пришла именно из Византии. При этом церковный календарь устроен так, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце года вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную]. Ил.: Сотворение мира. Мозаика. Италия, XII в. — С.6-7.

11 сентября. Усекновение главы Иоанна Крестителя. [Святого Иоанна Крестителя заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы за то, что великий пророк обличал его грехи и злодеяния. Царь боялся казнить святого, потому что его любил народ. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, ненавидела Иоанна. Она подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу и велел отрубить пророку голову. Так Иоанн Креститель принял мученическую смерть]. Ил.: Обезглавливание Иоанна Крестителя. Пювис де Шаванн, 1869. — С.7.

24 сентября. День памяти прп. Силуана Афонского. [Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу; если в твой ум проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, — они только грязь. Преподобный Силуан Афонский]. Преподобный Силуан Афонский. Фото. — С.7.

Даты:

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. [Патриарх Кирилл: «Вопреки всяким законам естества „утроба рождает нерождающая“, как мы воспеваем в одном из песнопений в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Пожилая женщина, неспособная родить по естеству, обретает во чреве и рождает младенца. Рассказ о дивном чуде — рождении Пресвятой Богородицы — доносит до нас Священное Предание, доносит вера Церкви, и в этом рождении Пресвятой Богородицы мы видим явление Божией милости, потому что именно через Нее воссиял Свет правды и явился нам Бог наш в лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Чему учит все то, о чем мы с вами сейчас размышляем? Во-первых, тому, что мы должны быть способны видеть присутствие Божие в своей жизни. <...> И родилась Пречистая Преблагословенная Дева Мария, Которая сама по себе явилась великим чудом. Будучи человеком — с плотью, с кровью, с нервами, со всем, что дано каждому, — Она стала выше ангелов и архангелов, выше всея твари, выше всего, что есть не только на земле, но и на небе. И в этом нам дается еще одно Божественное откровение: человек способен на такое духовное, нравственное, умственное и всестороннее развитие, которое способно сравнить его с ангельским миром. <...> Конечно, мы все очень далеки от того, чтобы в жизни своей осуществить эти великие идеалы, но мы должны сознавать, что способны по природе своей действительно стяжать Духа Святого и преобразить себя и окружающий нас мир, только чтобы вера сохранялась в наших сердцах, <...> только бы хватило нам сил держаться за ту путеводную нить, которую дарует нам Господь словом Своим, богослужением, совершаемым в храмах, причащением Святых Христовых Тайн...». Из проповеди в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после литургии в Вознесенском соборе Геленджика, 21 сентября 2019 года]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — С.8-9.

Парсуна номера:

ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» Татьяны Черниговской..

Татьяна Черниговская: «Молиться — это очень трудно. Труднее науки точно». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: Татьяна Владимировна, как вы сегодня отвечаете на вопрос: кто я? Черниговская: Это очень трудный вопрос, потому что отвечать на него банально не хочется. Я ученый, я преподаватель — это важная часть моей жизни. <...> Но вторая часть моего ответа будет такая: я — человек в растерянности. Я пытаюсь понять, куда мы попали, каково сейчас мое место в этом пространстве — я имею в виду не место активного деятеля, а место думания). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Отрицать, что человечество находится в необыкновенно турбулентной ситуации, сложно; Молиться сложнее, чем думать. Потому что это переход в какое-то совсем другое пространство и другое внутреннее состояние; Серьезную музыку — не ту, которую мы знаем наизусть и можем в любой момент напеть, — ее очень сложно слушать. Так же, как молиться; С детства у меня не было никакой религиозной подготовки; У меня есть книжка, на обложке написано: Are we hardwired? — «Мы запрограммированы целиком?»; У нас внутри одна личность или не одна?; Если мы поговорим с психиатрами, но не с теми, которые скорее про психотерапию, а с теми, которые скорее про фармакологию, или с теми, кто знает биохимию, — они говорят: «Изменился наш химический состав»; Если определять человека по шкале «хороший — плохой», встанет очередной жуткий вопрос: кого будем считать хорошим, а кого плохим?; Несомненно, я учусь, общаясь со студентами. Но интереснее, чем студенты, школьники; Лотман говорит нам: люди — единственные существа, у которых есть то, что мы называем семиосферой; Что мы знаем про память? Мы знаем, что у нас в голове не кладовка, не чулан, не стог сена и даже не библиотека; Я думаю, надо по возможности читать много всякого, чтобы себя не обеднять; Читать Достоевского больно и трудно, это требует от тебя всех сил. Если, конечно, читаешь не только сюжет; Страшно интересная и опасная вещь генетика. Вот если бы я сейчас начала учиться, «я б в генетики пошла, пусть меня научат»; Музыка была до всего. Сейчас крупные математики говорят, что математика — язык Бога. Но откуда это все: и математика, и музыка, и человеческий язык?; Великие поэты, Боже, что они делают!; Гении, они, конечно, в основном безумцы. Но что такое норма?]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: Набоков в лекциях о «Дон Кихоте» говорит: «Могущество дьявола отмечено тайным изъяном — глупостью». «Согласиться нельзя возразить» — где вы поставите точку? Черниговская: Я не думаю, что он прав. Если бы дьявол был глуп, битвы между добром и злом, между белым и черным не происходило бы, эта история уже закончилась бы. Я не думаю, что он глуп, я думаю, что он очень силен. А почему он такой мощный? Почему сейчас семимильными шагами ходит по планете, и шаги его, как у Командора, каменные, жуткие? Если он такой дурачок, так что ж его не поймали и по носу не щелкнули? Ведь не выходит же!). Фото: Григория Сысоева / РИА Новости; Владимира Ештокина; 3 коллаж-фото// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.10-18. — (рубрика «Парсуна номера»).

Реклама: С.19-21.

Журнал «Фома» представляет: Спокойной ночи, православные! Авторская программа протоиерея Игоря Фомина и матушки Ольги Юревич. [Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном]. Смотрите каждый вечер по будням! Подпишитесь на канал в Телеграме Духовный дневник с журналом «Фома», чтобы не пропустить новые выпуски, QR-код// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.22-23.

Вопрос номера:

В Церкви говорят: осуждать нельзя. Неужели даже таких, как Гитлер? [В редакцию пришел вопрос: «в Евангелии сказано: не судите, да не судимы будете». Да, осуждение, когда мы перемываем косточки другим людям, — это плохо. Но бывают же вопиющие случаи, где понятно, что к чему. Пример — Гитлер, ужасный человек и чудовище, виновный не только в миллионах смертей, но и в невыносимых страданиях людей. <...> Его тоже нельзя осуждать? И еще: а как соотносится с этими словами существование судей, института присяжных и в целом правоохранительной системы?.. Объясните, пожалуйста«]. Отвечает священник Евгений Мурзин (Фото). Ил.: 5 коллаж-фото// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.24-33. — (рубрика «Вопрос номера»).

Священник Евгений Мурзин. Что делать, чтобы не осуждать? [Святые отцы, основываясь на своем опыте и церковном предании, дают конкретные практические советы по духовной работе с грехом осуждения]// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.34-35. — (рубрика «Вопрос номера»).

ВЕРА (раздел). — С.36-45

Дорога к храму:

Переславль-Залесский: суровая простота города русской святости [В Золотом кольце России есть свои бриллианты. Переславль-Залесский — один из них. Древнейшие храмы и монастыри, земляные валы, дворянские усадьбы, бессчетное число музеев, историческая застройка, живописный ландшафт и, конечно, великолепное Плещеево озеро — всё это «город русской святости» — Переславль. (Фото Андрея Бойкова / Фотобанк Лори)]. Текст: Наталья Харпалёва. Содержание: Дорога: Туристический поезд (настоящий рельсовый автобус из трех вагонов) — интересный формат для путешествия в один из самых интересных городов Золотого кольца. С Ярославского вокзала Москвы турпоезд (фото) отправляется в Переславль-Залесский каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни. Ехать недолго: меньше трех часов. Приобрести билеты на туристический поезд можно в кассах дальнего следования, в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» или на сайте РЖД. Для пассажиров туристических поездов действует бонусная программа «Клуб путешественников» в «РЖД Бонус». Так что, благодаря накопленным баллам, каждая четвертая поездка может стать для вас бесплатной. (Реклама сайта rzd. ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Преображенский собор Переславля: Этому храму почти девять веков! Его заложил Юрий Долгорукий. В нем был крещен и стал князем Александр Невский. Самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси, единственный из пяти белокаменных храмов, дошедший до нас почти в полной сохранности; История: Переяславль (старое написание — Переяславль) — город, «переявший» (перенявший) славу (у другого города). В середине XII века князь Юрий Долгорукий, изгнанный из Переяславля Южного, основал в землях Залесья на берегу Плещеева озера при впадении в него реки Трубеж Переяславль Новый. Началось строительство с закладки в 1152 году Спасо-Преображенского собора. Завершил возведение храма уже сын Юрия Долгорукого — святой князь Андрей Боголюбский (Ил.: Св. князь Андрей Боголюбский. Архангельский собор Московского Кремля, XVI в.). В соборе приняли крещение князь Ярослав, отец Александра Невского, Юрий, сын Дмитрия Донского. Сам Александр Невский родился в Переславле-Залесском в 1221 году и тоже был крещен в Спасо-Преображенском соборе. Сегодня Спасо-Преображенский собор Переславля — филиал городского музея-заповедника; Общий вид Спасо-Преображенского собора (Фото Владимира Ештокина) с пояснениями (PereslavlFoto Commons/СC BY-SA 3.0); Что посмотреть путешественнику в Переславле-Залесском: Шесть монастырей, четыре из которых действующие (Никитский мужской монастырь — древнейший монастырь города). Музеи (тут их более десятка). Девять церквей (помимо Спасо-Преображенского собора, самый известный храм города — церковь Сорока мучеников Севастийских в устье реки Трубеж). Фестивали (ежегодно проходит много фестивалей, поэтические и этнографические встречи, пленэры, конные и пешие мероприятия, ярмарки и концерты). Дендросад (почти 60 га) и экотропы. Плещеево озеро и родина русского флота (в 1692 году Петр I построил здесь потешную флотилию, что положило начало русскому флоту). Ботик «Фортуна», по легенде сделанный самим Петром, можно увидеть в музее ботика. Переяславская узкоколейка (на бывшей станции торфяной узкоколейки есть музей паровозов. В экспозиции паровозы, вагоны и автодрезины. А на ручной дрезине можно даже прокатиться!). Фото: Роман Махров/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0; Larneliana/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0; Игорь Шелапутин/Wikimedia Commons/CC-BY-SA 3.0; Lidvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0; Ted. ns/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0; Belliy/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0; Андрей Мудрик/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.36-39 — (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www. fond. ru. Священномученик Мирон (Ржепик). 1885-13.09.1937. На фото: Священномученик Мирон (Ржепик); Семинаристы и преподаватели Кашинской духовной семинарии Тверской епархии. Священник Мирон (Ржепик) — четвертый слева во втором ряду снизу; Фрагмент допроса и выписка из протокола тройки НКВД о расстреле священномученика Мирона// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.40-43. — (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Мирон родился в 1885 году в деревне Кучкаровке Луцкого уезда Волынской губернии в семье крестьян-чехов Иоанна и Марии Ржепиков. 2 мая он был крещен в луцком кафедральном римско-католическом костеле и наречен Мирославом. В 1887 году в Луцке состоялось массовое присоединение чехов-католиков к православию, вместе со всеми была присоединена к православию и семья Ржепиков. И малолетний Мирослав стал именоваться Мироном. В 1896 году Мирон окончил Торчинскую церковноприходскую школу, в 1900-м — Клеванское духовное училище и поступил в Волынскую духовную семинарию, которую окончил в 1906 году. В семинарии его характеризовали как лучшего студента. В 1906 году Мирон поступил в Московскую духовную академию, в которой обучался на казенный счет. Окончив в 1910 году академию со степенью кандидата богословия, он был назначен в Таврическую духовную семинарию на должность помощника инспектора. Незадолго до назначения Мирон Иванович обвенчался с дочерью московского купца Елизаветой Петровной Петровой. В 1912 году епископ Таврический Феофан (Быстров) рукоположил Мирона Ивановича во диакона, и в том же году его преемник епископ Димитрий (Абашидзе) рукоположил диакона Мирона в сан священника. 1 октября 1912 года отец Мирон был назначен преподавателем в Лубенскую училищную семинарию и в епархиальное училище Полтавской епархии, а в 1915-м — преподавателем и исполняющим должность инспектора в Кашинскую духовную семинарию в Тверской епархии. После прихода к власти большевиков Кашинская семинария была преобразована в советскую школу II ступени, где отец Мирон стал преподавать иностранные языки и черчение. Одновременно он служил во Введенской церкви в селе Введенском Каширского уезда. В 1920 году в школе случился пожар, занятия были прекращены, и отец Мирон оставил преподавательскую деятельность. В 1926 году он переехал в Сергиев Посад и был назначен настоятелем Пятницкой церкви на место почившего протоиерея Евгения Воронцова и возведен в сан протоиерея. Весной 1931 года в Московской области, как и по всей стране, ОГПУ были проведены массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 4 апреля 1931 года сразу несколько следователей допросили протоиерея Мирона. После допроса отец Мирон был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 15 мая 1931 года протоиерей Мирон был обвинен в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации, участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической антисоветской агитацией». 20 мая того же года он был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Сиблаг. Семь лет он пробыл в заключении. В 1934 году был отправлен в Чистюньский отдельный лагпункт в Кемеровской области, где жил в одном бараке с десятком других священно- и церковнослужителей, сосланных сюда из разных областей советской России. Здесь отца Мирона застали гонения 1937 года. В августе 1937-го сотрудники лагерного секретного отдела НКВД обвинили его в антисоветской агитации и в том, что он и другие служителями культа «занимались богослужением в лагере и вовлекали в моление других заключенных». За это 7 сентября 1937 года тройка УНКВД Западносибирского края приговорила его к расстрелу. Протоиерей Мирон Ржепик был расстрелян 13 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор исторических наук, кандидат богословия Андрей Кострюков// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.44-45. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви за упокой ставят на особый столик, а не на любой подсвечник? Фото пресс-службы Троице-Сергиевой лавры. Потому, что. — С.44.

Говорят, что вера — это дар Божий, который не всем дается. На самом деле. Фото. — С.44.

Часто спрашивают: слова «по образу и подобию» — это синонимы? Отвечаем. Ил.: Сотворение Адама. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо, Сицилия, XII в. — С.45.

[Ответ священника:]

Решаться ли на замужество? / Спрашивает Валентина. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Анны Голенчук// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.45. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

ЛЮДИ (раздел). — С.46-71.

Александр Ткаченко. Не люблю своих детей. Что со мной не так? [Считается, что все родители любят своих детей «по умолчанию», что это у всех в биологии зашито. Но так ли оно на самом деле? Бывает, что некоторые родители своих детей не любят. А некоторые — любят, но не умеют свою любовь проявить. А как понять, действительно ли ты любишь своих детей? И что делать, если сомневаешься в этом? Рассказывает психолог и отец четверых детей Александр Ткаченко]. Подготовил Виталий Каплан. Аппликации Марии Сосниной. Фото// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.46-50. — (раздел «Люди»)

Что делать, если не чувствую любви? Комментирует иерей Евгений Чебыкин.

Фото. Аппликация Марии Сосниной// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.51. — (раздел «Люди»).

У вас будет ребенок:

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержать это полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга. Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport. ru// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.52-53. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Кира. [Кире 12 лет, она думающая, умная и чуткая девочка. Она участвовала во Всероссийском конкурсе чтецов и заняла первое место! Очень заслуженно, поскольку стихи Кира умеет читать проникновенно, с пониманием каждой строчки. А еще она занимается вокалом и хорошо поет. О ней...]. Узнать больше о Кире: На сайте videopasport. ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Кира. Республика Татарстан. Эфир 23.06.2024». Для будущих родителей Киры: 8 (843) 533-04-84 — Центр усыновления и приемных семей Республики Татарстан. Фото. — С.52-53.

Женя и Алина. [Жене, старшему брату, 11 лет, а его младшей сестре — 8 лет. Брат и сестра скромные и застенчивые, но гордо говорят, что они ложкари — хорошо играют на ложках. О них... Брата и сестру можно забирать только вместе!]. Узнать больше о Жене и Алине: На сайте videopasport. ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Алина, Женя. Смоленская область. Эфир от 02.06.2024». Для будущих родителей Алины и Жени: 8 (4812) 38-45-80 — региональный оператор Смоленской области по вопросам усыновления. Фото. — С.52-53.

Полезные рассказы (Для детей от 7-8 лет)

Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» — литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями.

Виталий Коржиков. Крокодилыч. Из сборника «Морской сундучок». Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка сборника «Морской сундучок»// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.53. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).

Этот случай произошел в одном из кругосветных плаваний моряка и писателя Виталия Коржикова. Однажды их судно зашло на маленький тропический остров за пресной водой. Выяснилось, что остров кишмя кишит крокодилами. И дикими, и почти ручными, которых специально разводят на продажу — ими заполнены каналы вдоль улиц. Повар Вася покупает маленького крокодильчика. Вся команда полюбила симпатичного озорного малыша, ставшего героем множества комических эпизодов. То в сапог к боцману залезет и шутливо цапнет его за ногу. То пробежится по свеже-покрашенной палубе и наследит по всему кораблю. А Вася вечерами напевал Крокодилычу, как назвали малыша, песни под гитару: «Мы с ним еще повеселимся, поплаваем, посмотрим на Африку, на Америку». Но вот кораблю пришло время отчаливать. Вася посадил крокодильчика в таз с водой. Качнулся пароход, таз накренился, и Крокодилыч шустро выпрыгнул в воду и поплыл обратно на остров, в свою Крокодиловку. Сокрушается Вася: «Ни в Америку, ни в Африку не захотел... Удивительное дело!» Но у Коржикова готов ответ: «А что ж тут удивительного! Америка — она, конечно, Америка, Африка — Африка. Но видно, и крокодилу — хоть он и крокодил — все-таки родная речка дороже». Ни слова нет в рассказе про любовь к родине, патриотизм и ностальгию по родным березкам. А именно этому он и учит — незаметно, но прочно.

Марина Борисова. По прозвищу Грек. История не слабее, чем «Граф Монте-Кристо». [Если жизнеописание этого святого сравнить с приключенческим романом, пожалуй, ближе всего к нему по закрученности сюжета окажется «Граф Монте-Кристо» Дюма. Вот только итог повествования иной: это захватывающая история о том, как высокообразованный интеллектуал эпохи Возрождения, объездив в поисках истины многие культурные центры Европы, пройдя школу католического монашества и православной аскетики, стал в итоге русским святым. Один из исследователей его жизни уподобил ее триптиху, центральная часть которого, связующий стержень — Афон, а боковые створки — Италия и Россия]. Ил.: Преподобный Максим Грек. Икона; Преподобный Максим Грек. Фрагмент рукописи, конец XVI в.; Савонарола. Моретто да Брешиа, 1524; Свадьба великого князя Василия III и Елены Глинской. Лицевой летописный свод, середина XVI в.; Великий князь Василий III. Царский титулярник, конец XVII в.; Преподобный Максим Грек в сборниках его сочинений. Конец XVII в. Фото: Обретение мощей преподобного Максима Грека. Молитву над мощами читает Патриарх Алексий II. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.54-58. — (раздел «Люди»).

Академия журнала «Фома»: НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.59. Представлены курсы:

Железный трон и «его воробейшество». Профессор, священник и историк разбирают устройство религии в мире «Игры престолов». Переходите по QR-коду и смотрите наш видеоподкаст «Худсовет»! — С.59.

Философия воспитания. Рецепты сирийских мистиков. Мы собрали главные болевые точки пап и мам и обратились за советом к... сирийским мистикам! Монахам-отшельникам, жившим более 1000 лет назад. Неожиданно? Да! А вот авторы курса — Марина и Максим Калинины считают, что вполне закономерно. Максим — исследователь арамейского языка и месопотамской христианской мистической традиции. Марина — нейропсихолог. Они — родители пяти детей. И им удалось интегрировать древние знания в принципы современного воспитания. Записаться и оплатить курс, QR-код. — С.59.

Ирина Ентальцева. Самая короткая проповедь. История из жизни. Фото. Рисунки Ксении Вязовой// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.60-61. — (раздел «Люди»).

5 любимых фото фотографа Дмитрия Линникова. [Из вошедшей в публикацию биографической справки «Дмитрий Линников» (С.65): Фотограф из подмосковного города Ивантеевки. Преподаватель и руководитель фотослужбы факультета журналистики МГУ. Работы фотографа экспонировались в Московском Кремле, выставочном зале «Манеж», «Экспоцентре» на Красной Пресне и на многочисленных персональных выставках. В своем творчестве Дмитрий стремится запечатлеть красоту человека и природы как Божьего создания. Более 20 лет снимает жизнь Русской Православной Церкви...]// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.62-69. — (раздел «Люди»).

1. «Свет Христов просвещает всех». 5 июня 2018 года. Эта фотография сделана в маленьком ущелье Дагестана. Поездка на Салтинский подземный водопад входила в тур, но водитель Рустам рассказал секрет этого уникального места: солнечный свет заходит туда ровно на 10 минут, в 9.05 утра. И только в это время можно сделать потрясающие фотографии. Чтобы «оживить кадр: попросили встать под солнечные лучи 10-летнюю дочку участницы нашего тура». Потом, вспоминает автор, с готовыми кадрами выйдя из ущелья, «мы пили утренний кофе и были очень-очень счастливыми. И мокрыми — во время съемки стояли по колено в воде» [В глубоком темном ущелье девочка распахнула руки навстречу осветившему ее на миг солнечному лучу]. — С.62-63;65;

2. «Насельник Саввино-Сторожевского монастыря». 2016 год. С Саввино- Сторожевским монастырем автора связывают две съемки. В 2008 году он снимал Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского. А в 2016 году участвовал в подготовке книги к 10-летию со дня обретения мощей святого Саввы и на протяжении года снимал монастырскую жизнь. «Фотографию иеродиакона Венедикта я сделал в марте, на первой неделе Великого поста. Съемка была сложной: шум фотокамеры нарушал молитвенную тишину, а единственным источником света были зажженные свечи. Но я выполнял свое послушание и, с Божьей помощью, фотографии получились. Отец Венедикт даже не заметил меня: сосредоточенно слушал покаянный канон Андрея Критского. Когда я принес отснятый материал отцу Стефану, ему особенно понравился этот портрет — долгое время фотография висела в пресс-службе монастыря. Тогда же я узнал, что отец Венедикт почил через несколько месяцев после съемки, на 81-м году жизни». [Необыкновенно выразительный, запоминающийся портрет глубоко погруженного в молитву старца, лицо которого освещено горящей в его руке свечой]. — С.64-65;

3. «Лунный крест». 2015 год. Несколько лет Дмитрий Линников сотрудничал с журналом «Православные храмы», участвовал в составлении путеводителя по святым местам нашей страны, снимал фасады и убранства храмов. Фотографию «Лунный свет» он сделал в поселке Варзуга Мурманской области. «Ночью, примерно в 23.00 я вышел на улицу подышать и обратил внимание на купола во дворе храма. Деревянная церковь, которой они принадлежали, была на реставрации, поэтому купола временно стояли на земле. В тот момент я снова убедился, что свет можно найти всегда, даже темной ночью. Я слегка наклонился и вписал один из крестов на фон яркой полной луны. С тех пор эта фотография стоит на заставке моего телефона — хочу, чтобы наш щит, православный крест, был со мной везде». [В темно-синем ночном небе деревянный церковный крест, с верхней частью которого сливается яркая полная луна]. — С.66;

4. «Гороховецкое утро». 2008 год. «В Гороховец меня пригласил друг: хотел показать свою малую родину, и я очень полюбил этот город с первого приезда. Ранним утром мы гуляли вдоль берега Клязьмы, которая берет начало в Гороховце, и нам открылся вид на старый город. Вдали находился Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь, а впереди рыбачил мужчина. Очень красивая картина с одним „но“: рыбак спал. Я прождал 40 минут, чтобы сделать эту фотографию. Как только пошла поклевка, рыбак проснулся и дернул удочку, а я в этот момент нажал на кнопку затвора. Часто нужно набраться терпения, чтобы сделать по-настоящему хорошую фотографию». [Живописный вид старого русского города, который еще и отражается в спокойных водах реки, где рыбак на резиновой лодке вскинул свою удочку]. — С.66-67.

5. «Послушание». 2008 год. Свято-Знаменский женский монастырь в городе Гороховце находится далеко от центра, за рекой, и туристы заходят туда редко. Поэтому каждого ждут и принимают с большой теплотой. «Мы с другом добрались до обители к вечеру, и матушка Раиса не хотела отпускать нас домой так поздно, пригласила переночевать в гостинице для паломников... Мой друг, тоже любитель фотографии, разбудил меня в 6 утра... Недалеко от монастыря мы увидели, как монахиня выгоняет на выпас небольшое стадо коров. Я сделал несколько кадров. Когда проявил пленку, заметил, что головы монахини и коровы опущены вниз. Тогда появилось название „Послушание“ — они обе словно выполняли служение». [Покрытые легким утренним туманом строения небольшого русского монастыря, перед которым, склонив голову, бредет за коровой женщина в темном платке]. — С.68-69.

Три дела месяца:

3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.70-71. — (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). — Содержание рубрики:

1. Поможем получить вещи, продукты и лекарства. Екатерина Александровна живет в Москве и в свои 84 года одинокая бабушка, инвалид 3-й группы, снимает жилье. Так вышло, что собственного угла у нее нет. Большая часть пенсии уходит на оплату аренды и на лекарства. А на другие расходы почти ничего не остается. Бабушку выручает Марфо-Мариинская обитель милосердия. Уже несколько лет Екатерине Александровне выдают в местной службе «Работа со случаем» продуктовые наборы. Пенсионерка не раз признавалась, что Марфо-Мариинская обитель для нее — опора и утешение. Таких подопечных в проекте «Работа со случаем» немало. Сотрудники обители милосердия работают с каждым индивидуально, стараются найти оптимальное решение той или иной проблемы. Они выдают еду, лекарства и вещи, рассказывают, как найти работу, восстановить документы, где переночевать и не только. Их задача — помочь человеку преодолеть трудный период в жизни. Вы можете поддержать социальное служение Марфо-Мариинской обители и проект «Работа со случаем». Собранные средства пойдут на покупку продуктов, лекарств и других необходимых вещей для тех, кто попал в беду. Как помочь: Вы можете сделать перевод: mmom. ru/dobro/campaign/pozhertvovaniya-na-sotsialnuyu-deyatelnost-obiteli, QR-код; Либо отправить СМС (номер и текст). Фото. — С.70.

Спасибо: У Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге будет своя машина. Больше 1500 человек приняли участие в сборе на санитарный автомобиль для Благотворительной больницы. Общими силами собрали 2491411 рублей. Напомним, что недавно в Петербурге открылась бесплатная клиника, где принимают тех, кто попал в беду, — людей, у которых нет дома, денег, документов и гражданства. И для полноценной работы проекту нужен был свой автомобиль. Команда Больницы сердечно благодарит всех добрых помощников: «Совсем скоро мы сможем забрать машину и отправимся на ней на улицы Петербурга. Чтобы помочь маломобильным бездомным людям добраться в нашу клинику, в душ или приюты — и это невероятно важно Спасибо вам! Фото. — С.70.

2. Подарим Арсению будущее без костылей и ходунков. Как хотелось бы Арсению теплыми летними днями бегать с детьми во дворе, прыгать по лужам, кататься на велосипеде или самокате... Жаль, что для Арсения такие простые детские радости пока недоступны. У мальчика есть нарушения в развитии. В раннем возрасте он долгое время не мог научиться ползать и стоять, держать игрушки. Его родители возили сына по врачам, на занятия лечебной физкультурой и на массажи. И это помогло. Арсений потихоньку стал догонять сверстников. Сегодня он свободно двигает руками, крепко держит предметы, стоит и даже ходит, придерживаясь за что-нибудь. Арсений творческий мальчик, любит сочинять песни и радовать ими родных. Жаль, что мама не видит всех его успехов. Когда ему было 3 года, она умерла от рака. С тех пор об Арсении заботятся папа, бабушка и дедушка. Вместе им удалось вырастить смышленого и общительного мальчишку. Он хорошо говорит, знает русский и английский алфавит, готовится к поступлению в школу. Теперь важная задача — научиться ходить без опоры. Для этого мальчику нужны длительные занятия в центре реабилитации. Весь курс лечения семья из Свердловской области оплатить не может. В надежде на помощь родные Арсения обратились в благотворительный фонд. Подарим Арсению возможность двигаться свободно, без костылей и ходунков. Как помочь: Сделать перевод на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends. ru/campaign/darhan-smailov, QR-код. Либо отправьте СМС (номер и текст). Фото. — С.71.

КУЛЬТУРА (раздел). — С.72-97.

Григорий Волков. «Слово о полку Игореве». Главная загадка русской словесности. [Кто не знает «Слово о полку Игореве»? Только тот, кто не учился в школе, ведь его проходят в девятом классе. Но, увы, проходят чаще всего в буквальном смысле, то есть мимо. Этот древний текст воспринимается как нечто совершенно отдаленное от современности, интересное лишь узкому кругу специалистов. Между тем написанное более восьмисот лет назад «Слово» очень многое может нам сказать о человеке, об обществе, о ходе истории. Попробуем разобраться]. Иллюстрации Елены Майстренко: «Поход». Дружина князя Игоря выступает в поход. Надев личины темные, «яко волцы рыщут»; «Флаги у князей развеваются врозь». Княжества разобщились; «Затмение». Солнце закрылось тьмой, а лики воинов — черными забралами шлемов. Это и «затмение» Игорева ума и сердца гордынею; «Набег». Войско Игоря грабит шатры; «Покаяние». Игорево войско избито. Князь скорбит об убитых; «Молитва». Жена князя Игоря Ярославна видит птиц, роняющих черные перья, как пепел поражения. Она молится о возвращении князя; «Оплакивание». Молитва жен, покрывающая бесчестие и смерть воинов; «Возвращение». Князь Игорь едет в храм как простой человек и через покаяние возвращается к Богу// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.72-81. — (раздел «Культура»).

Реклама РЖД: С.82-83.

Семейное чтение:

Наталья Харпалёва. Вавилон и Иерусалим. Как один великий город пал, а другой возродился. [О Вавилоне шла слава по всему свету. Это был самый большой и богатый город в мире! Сотни торговых караванов каждый день приходили сюда и расходились отсюда во все стороны. Несметные богатства и роскошь, сады, каналы, мост через широкую и полноводную реку Евфрат, огромные зиккураты — башни, на которых вавилоняне совершали службы своим богам, тысячи рабов, пригнанных из завоеванных и подчиненных Вавилонскому царству окрестных земель... И главное — персидским воинам никогда прежде не встречались города с такими мощными укреплениями!]. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.84-95. — (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор исторических наук, кандидат богословия Андрей Кострюков// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир».

Наталья Сырцова. По твёрдому небу. Подборка стихотворений («Мне сон садится на плечо...»; «Вспухли вены на запястьях тучи...»; Новомученикам Оптинским /«Человек в рясе говорит мне...»/; «Колокольный звон на реке...»; «Все, что было между нами...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Доронкиной. Фото// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.96-97. — (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает доктор исторических наук, кандидат богословия Андрей Кострюков.Фото// Фома. — № 9(257) — сентябрь 2024. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Статья о священномученике Мироне Ржепике (с. 40).

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы порекомендовал рассказ «Вавилон и Иерусалим. Как один город пал, а другой возродился» (с.84). Благодаря таким рассказам малоизвестные места Библии оживают, хочется вновь вернуться к страницам Священной истории.

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Проникновение в мир раннего христианства через открытия и даже неразгаданные тайны археологии и археографии — вот то, что всегда будет вызывать искренний интерес.

На 4-й стр. обложки — обращение к читателям: Поддержите журнал «Фома». Ежемесячно 10 миллионов человек узнают о Христе и Евангелии благодаря бесплатным проектам журнала «Фома»: текстам и видео на сайте и в соцсетях, газете, благотворительной подписке на журнал. Всё это возможно только благодаря пожертвованиям читателей и спонсоров. Количество наших проектов постоянно растет, и сегодня нам очень нужна помощь. Пожалуйста, поддержите журнал «Фома» любым посильным пожертвованием. Благодаря вашей помощи мы сможем продолжать наше дело! Сделать пожертвование на работу «Фомы»: foma. ru/help, QR-код.

0
0
Сохранить
Поделиться: