Гимназия, которая больше себя самой

Православных гимназий сейчас много, и у каждой — своя «изюминка». Вот и Свято-Георгиевская православная гимназия в подмосковном городе Красногорске, созданная приходом храма Знамения Божией Матери, стала, по сути, центром притяжения всех позитивных педагогических начинаний в округе — тут и театральные спектакли, и спортивные секции, и туристические походы. А главное — ансамбль юных барабанщиков...Вы когда-нибудь слышали, как звучат барабаны? Наверняка да, и не раз – в телевизионной трансляции, в музыкальной записи... Но когда это вживую, и барабанов сразу штук двадцать, и все это рядом... в общем, выдержит не всякий. Мне как-то удалось – и даже понравилось, хотя до того особой любви к ударным инструментам я не испытывал. Но когда видишь, как у этих мальчишек с барабанами через плечо преображаются глаза, когда сгущается воздух – и взрывается четким ритмом, понимаешь: это действительно здорово!

Надо сказать, что ансамбль «Знаменские барабанщики» известен далеко за пределами Красногорска. В прошлом году ребята заняли первое место на Международном конкурсе «Открытая Европа», они принимают участие в различных официальных мероприятиях областного уровня. В военной форме русской армии начала XIX века, с барабанами на плече, печатая шаг...

А началось все почти случайно. Сейчас уж не вспомнить, в шутку или всерьез родилась идея создать ансамбль военных барабанщиков. С 1999 года протоиерей Владимир ШАФОРОСТОВ, настоятель Знаменской церкви и директор Свято-Георгиевской гимназии, помогает военнослужащим, раненным в Чечне и проходящим лечение в госпитале имени Вишневского под  Красногорском. Там он разговорился с одним полковником. «Есть человек, который может вам помочь» – ответил тот и дал телефон Виктора Ивановича Аникина – известного музыкального педагога, специализирующегося на всевозможных ударных инструментах. Отец Владимир позвонил, и Виктор Иванович направил к нему своего сына Алексея, на тот момент – студента Московской военной консерватории. Алексей приехал, посмотрел и понял -  это именно то, о чем он мечтал. Вот уже около трех лет он занимается с детьми барабанным искусством. Чуть позднее появился и второй, столь же увлеченный, преподаватель – Александр.

«Поначалу было непросто, – говорит Алексей АНИКИН. – Ведь в музыкальной школе у детей уже есть какие-то азы. Там, помимо игры на инструменте, закладывается общая музыкальная культура: нотная грамота, сольфеджио... Здесь пришлось начинать с нуля и, помимо собственно игры на барабане, я учил детей и нотам, и музыкальной литературе, и истории музыки, особенно истории барабанного искусства. Кстати сказать, зря некоторые думают, будто барабан для России – инструмент чужой, заимствованный только при Петре I. Сейчас на эту тему ведется много исследований, и оказалось, что те бубны, которые упоминаются в древнерусских летописях, гораздо ближе к барабану, чем к современным бубнам».

Алексей – человек увлеченный, для него творческое развитие детей гораздо важнее, чем формальные показатели (победы в конкурсах, грамоты, дипломы) и уж тем более чем зарплата (по нынешним временам копеечная). А контакт с детьми у него возник мгновенно.

«Ребята, конечно, делятся со мной своими музыкальными пристрастиями, – рассказывает он, – да и я каждого, приходящего ко мне, спрашиваю, что он слушает, какие группы ему нравятся. Наивно думать, что каждый из них – поклонник Чайковского. Но со временем их музыкальные предпочтения меняются. Конечно, не все и не всегда понимают классику, да я и не ставил такой задачи, но, по крайней мере, они усваивают, что такое хорошо, а что такое плохо, чем профессиональная игра отличается от непрофессиональной».

Барабанами занимаются все классы, со второго по девятый, два раза в неделю. Как написала в сочинении одна девочка, «у нас в гимназии есть коллективное помешательство – это барабаны». Кстати, девочки занимаются тоже – но только девятиклассницы, младшим это просто физически не под силу. Барабаны ведь довольно тяжелые, а мастерство барабанщика заключается не только в ударах палочками по плотно натянутой коже. Это приходится делать в движении – а значит, ребята учатся и строевой подготовке. Вдобавок, под руководством Алексея Викторовича они отжимаются, подтягиваются, бегают – особенно летом, когда для этого больше возможностей. Кстати, для барабанов летних каникул нет, занимаются ими точно так же, как и в учебное время, и даже активнее.

Причем занимаются не только ученики гимназии. Вместе с ними учатся барабанному искусству и ребята из окрестных школ – о том, что здесь есть такой ансамбль, знают все. Маленьким, конечно, мечтается о красивой форме, о выступлениях на публике. Старшим становится интересно и само искусство. По словам Алексея, уже сейчас есть несколько человек, которые играют на достаточно серьезном уровне и могли бы добиться несомненных успехов в музыке.

Есть, конечно, и серьезная проблема. Класс, в котором занимаются барабанами, не приспособлен к этим занятиям акустически, нет звукопоглощающих элементов, поэтому детям тяжело, звук давит на уши. Остается лишь надеяться, что в новом здании гимназии (которое уже спроектировано, но пока на строительство нет средств), все будет по-другому.

.

* * *

Стены Знаменской церкви покрыты чудесной мозаикой. «И вот такой же мозаике можно уподобить наше дело. Это наше единое педагогическое пространство, – улыбается отец Владимир. – Вроде бы случайно появляются люди, готовые работать с детьми, увлеченные этим. Из них-то всё и складывается. Это замечательные учителя нашей гимназии, это Алексей и Александр, которые учат ребят барабанному делу, это люди, которые ставят спектакли, обучают ребят актерскому мастерству, рисованию, хоровому пению, рукоделию, занимаются физическим развитием детей. Я, в общем-то, ничего особого и не делаю, не я складываю из всего этого мозаику – складывает Бог. А моя задача – просто не мешать Богу действовать».

На мой взгляд, отец Владимир свой вклад явно недооценивает, и об этом можно было бы много рассказать, но для меня тут важнее другое. Сегодня только ленивый не спорит о том, как нам обустроить Россию, как создать в ней гражданское общество. И чаще всего под «гражданским обществом» понимают какие-то оппозиционные движения, какую-то сугубую уличную активность – даже неважно, какой политической ориентации. Но мне кажется, что гражданское общество вырастает не столько из борьбы, сколько из общего позитивного дела. Вот здесь, в обычном церковном приходе подмосковного города, я увидел самое настоящее гражданское общество. Люди не суетятся, не громоздят баррикады, не борются с Мировым Злом, а спокойно, без излишнего пафоса увеличивают количество добра.

Дай Бог, и другие подтянутся.

 

 

На заставке фрагмент фото с psgg.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: