Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

На протяжении большей части евангельской истории апостол Иоанн ничем особенным не выделяется из среды учеников Христа. Вместе с другими он ловит рыбу; подобно им, задает Учителю разные, подчас наивные, вопросы; так же поражается Его чудесам.

Правда, с какого-то момента он входит в число тех учеников, которых Иисус всюду брал с собой — и в дом начальника капернаумской синагоги Иаира, где Спасителю предстояло воскресить умершую девочку; и на Фавор, где Он явил Себя в преображенном светоносном образе, желая накануне своих страданий укрепить учеников в вере … Но и здесь Иоанн был на равных с Петром и своим братом Иаковом.

И только в последние дни, непосредственно предшествовавшие Страстям Христовым, с Иоанном происходит нечто, что ставит его в особенное положение по отношению к прочим апостолам. Судя по всему, именно в эти дни он становится для Христа любимым учеником. Не в том смысле, что остальных Он любил меньше. Любимым — значит, тем, кому можно довериться, самым близким.

«Ученик, которого любил Иисус», — так говорит Иоанн в Евангелии о себе самом. И это не хвастовство. Евангелисту нужно было как-то объяснить, почему именно он оказался ближе всех к Учителю во время Тайной Вечери; почему именно ему Иисус раскрыл имя предателя; как вышло, что ему, а не кому-то другому, Он поручил заботиться о Своей Матери. По скромности Иоанн нигде не называет своего имени, а всюду пишет: «ученик, которого любил Иисус». И эти слова многое объясняют.

Чем же Иоанн заслужил такую близость ко Христу, такое доверие с Его стороны? Ведь, казалось бы, он ничем не проявил себя каким-то особенным образом, ничего экстраординарного не совершил...

Разве что один раз. Уже после Гефсиманской ночи, когда Христа вели на Голгофу, чтобы распять. Он, Иоанн, пошел туда за Учителем. И дошел до самого конца. И остался у Креста, когда Иисуса распяли. Из всех апостолов — один он.

Христос, несомненно, знал наперед, кто как проявит себя в эти последние дни Его земной жизни. Он знал: на Иоанна можно положиться.

Апостол Иоанн: с Христом на Голгофу
Апостол Иоанн ведет Богородицу домой. Уильям Дайс, 1840

Если Петра воскресший Иисус призывал: иди за Мною, то Иоанн в дополнительном приглашении не нуждался — он уже шел (Ин 21:19–20). Они с Петром бросились за Христом, как только Его арестовали, прибежали к дому первосвященника, проникли за ограду… Там Петр остался во дворе ждать развязки, а Иоанн, очевидно, вошел в дом. Он и прежде бывал здесь, и теперь, в ночной суете, его очевидно, пустили, как примелькавшегося. Во всяком случае, узнать о подробностях допроса, учиненного над Спасителем первосвященниками, нам было бы неоткуда, не окажись там Иоанн.

Читайте также: Ученики: апостол Иоанн Богослов

Да и вообще многое, что мы знаем о Христе, известно нам благодаря Иоанну. Он чуть ли не дословно записал многие беседы Иисуса, и особенно подробно — последний разговор с апостолами, состоявшийся после Тайной Вечери. У других евангелистов мы находим только отдельные ее фрагменты, Иоанн же запомнил, похоже, все, что было сказано. Не потому ли, что он находился ближе всех ко Христу и слушал внимательнее? Другие ученики периодически отвлекались и что-то обсуждали между собой. Иоанн же ловил каждое слово Спасителя.

Недаром Церковь назвала его Богословом. А Господь, за которым Иоанн не задумываясь шел до конца, — «любимым учеником».

0
0
Сохранить
Поделиться: