9 октября в российский прокат выходит анимационный фильм для всей семьи «Серафима» — приключенческая история о мальчике-сироте, его подруге Серафиме и православном чудотворце Серафиме Саровском. Зрители встретят героев, которые им знакомы еще по мультфильму «Необыкновенное путешествие Серафимы», прежде всего девочку Серафиму и ее маму. Но это новая история, новое время и новые герои.
Обозреватель журнала «Фома» Мария Тряпкина уже посмотрела новый мультфильм — причем вместе со своими детьми. И вот чем он ей особенно запомнился.
Ура! Про Серафиму!» Мои дети чистосердечно радовались, когда узнали эту новость. Они смотрели мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» много раз. В разных возрастах. И он, как настоящее произведение искусства, рос вместе с ними. Вот, например, недавно с одинаковым интересом пересматривали те, кому три, семь, одиннадцать и даже пятнадцать… И это, конечно, удивительно. Видно, секрет в том, что в основе сценария мультфильма — хорошая книга. И в том, что время действия очень важное. Советские гонения на Церковь, истории новомучеников — это то, о чем детям практически не рассказывают. Но это очень близко, понятно и многое в нашей жизни проясняет. И раскрывает самую сущность русской души. Это как ориентир на то, в чем не сомневаешься. В чем невозможно усомниться.
В новой истории девочке Серафиме 11–12 лет. Живёт она с мамой. Гуляет почему-то всё время в лесу. В школу не ходит. Дело в том, что это не обычный лес, а забытая советскими людьми святыня. Дальняя пустынька, где преподобный Серафим совершал свои подвиги. Община христиан живет неподалёку от пустыньки, совершает тайные богослужения. Серафима учится дома с мамой, задачки умеет решать не хуже пионеров. А ещё она кормит с руки медведя и может вылечить птичку, подбитую озорным мальчишкой из рогатки. Не сама, конечно. А помолившись батюшке Серафиму.
И вот еще несколько важных образов из нового мультфильма, над которыми стоит поразмышлять вместе с детьми.
Мама

Для детского кино очень важен образ родителей. Ребёнок считывает все противопоставления, на которых построен рассказ, и ищет, что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно. Этот упрощённый способ восприятия просто необходим ребенку, чтоб сориентироваться в мире, сформировать свои ценности. В новой истории про Серафиму — две настоящие семьи, Федина и Серафимина. Родители Феди погибли на войне. Папу Серафимы признали врагом народа и убили. О всех троих — самые светлые воспоминания. Они абсолютно хорошие в глазах своих детей. Это важно. Это даёт детям основу для жизни. Они точно знают, на что могут опереться. И становятся неподвластными тому, что батюшка Серафим Саровский называл самым страшным, — унынию. Мама Серафимы — матушка, вдова священника. У неё ясные глаза и обветренное, как у всех, кто много занимается простым физическим трудом, лицо. У неё можно поучиться реакции на хамство. А ещё простоте в разговоре и с большим начальником, и с великим святым, и с подростком.
Начальник

Это настоящий советский интеллигент. Очень образованный, не верующий, но понимающий ценность культуры и человеческой жизни. У него больное сердце и большое горе. И вот это горе — одна из центральных категорий для всего художественного мира, в который мы попадаем. Своё горе есть у каждого героя. О чьем-то мы знаем, о чьем-то — нет. Но суть не в этом, а в отношении героев к своему горю. В глубинном восприятии русского народа есть особый подход к работе с печалью. Вспомните пословицу «переложи печаль на радость». И сравните её с фразой из Евангелия от Иоанна: …но печаль ваша в радость будет (Ин 16:20). Нет без этого русского сюжета. Преображение печали в радость — ключевое понятие для русской литературы. И для любых историй, которые приживаются в нашей культуре. И вот этот герой — советский начальник — пример того, как печаль может перемениться на радость. С ним случается чудо. Потому, видимо, что он может это чудо воспринять. А потом он сам становится проводником Божьих чудес — таких, которые, как пазл, складывают обстоятельства в совершенно невероятную реальность. Сам бы, своими лишь силами и не додумался так все устроить. Отец Димитрий Смирнов говорил, что слышал много свидетельств от прошедших лагеря и ссылки. Все они говорили, что даже в самых тяжёлых условиях можно было жить, потому что встречались очень хорошие люди. Эти люди, по работе обязанные делать не зависящее от них, но верные совести, наверно, похожи на евангельских Иосифа Аримафейского и Никодима. Они ведь были в кругу фарисеев, имели служебные обязанности, но оставались верными Христу. Вот и этот герой — из них.
Мальчик Федя

Федя — герой развивающийся. Знаете, есть такое понятие — «роман воспитания». Классический пример — «Приключения Оливера Твиста», написанные Чарльзом Диккенсом. Мальчик-сирота проходит разные жизненные испытания, меняется в процессе них и в итоге находит своё счастье. Его природные качества не исправить. Пытающиеся перевоспитать его теряют покой, попадают в нелепые ситуации, но успеха не добиваются. Природные склонности можно лишь направить в правильное русло. И сразу станет видно, как они прекрасны, как много плодов могут принести. Федя постоянно идёт против системы. Из детдома сбегает. С пионерами не дружит. Дяде родному, усыновившему его, сопротивляется. И много чего делает, как говорит сам, назло. Но это не зло вовсе, а свойство его души, которая ищет что-то настоящее. Ищет и находит.
Батюшка Серафим

Он живёт не в сочинённой истории. Он самый что ни на есть настоящий. На всех глядящий с улыбкой. Моя трёхлетняя Ксюша не понимала, кто это. А я ей: «Это же батюшка, который тебе сухарики даёт» (друзья нам привезли их из Дивеева, и мы едим по штучке со святой водой утром). Глазёнки у неё загорелись пониманием: «Ой, ой, это он! Правда! Какой он хорошенький!» Преподобный Серафим — связующее звено между всеми героями мультфильма. Камень, на котором он молился тысячу ночей, становится камнем преткновения. Через Дальнюю пустыньку должны проложить дорогу. Тем, кто сохранил веру и память, нужно сопротивляться или смириться? Батюшка Серафим всё проясняет. И даже отрицательные герои под его весёлым взглядом уже не кажутся такими уж вредными. Они просто люди. Смешные, нелепые в своей злости. Но как нарушат они Божий неведомый Промысл? Ведь Промысл этот — и о них тоже.
Животные

Это отдельный, как говорится, вид искусства. Животные несут на себе большую смысловую нагрузку в любом произведении для детей. И здесь так. Собака, в служебные обязанности которой входит обязательно быть злой, выбирает иной путь. Медведь становится воплощением того мира, который непременно хотят разрушить, истребить, стереть с лица земли. А причины у этого настоящей нет. Только обида, амбиции, желание за что-то отомстить, за счёт чего-то показать твёрдость своего характера. Этот медведь в самом конце истории станет очень символическим образом. Когда мои старшие дети были маленькими, я много чего смогла объяснить им через картинку, где преподобный Серафим кормит медведя с руки. Возможно, такое чудесное общение с животными — самое простое и интересное объяснение понятия «святость».
Главное

А главная мысль всей этой истории — что смерти нет. Все живы у Бога. И нет безысходности. А есть у каждого свой путь, свой выбор на этом пути. Есть Божий Промысл. И возможность всё исправить и найти своё личное преображение.

Кажется, что это всего лишь одна история из жизни тех, кто окружает девочку Серафиму. И что таких историй могло быть ещё много. Поэтому не удивлюсь, если новый мультфильм про Серафиму — не последний.
Кадры предоставлены пресс-службой мультфильма «Серафима»


