Есть какая-то тема: чипизация, вышки сетей 5G, кризис, коронавирус, побои в семье. Любая из тем имеет и духовную, и политическую, и правовую, и социальную составляющую. И есть журналист. В нашем случае — православный. Но априори не погружённый достаточно в тему, не эксперт. Которому надо сначала правильно разобраться в ситуации, а потом определить позицию, какую он несет читателю или слушателю.
Мне, как журналисту, редактору, нельзя быть тем, что под словом «журналист» всё чаще подразумевают. Одним из сотни «громких» обывателей, которые не стесняются претендовать на формирование общественного мнения... Очень часто — увы! — на фоне собственного невежества. Я мало знаю; я во многом не разбираюсь. И мой долг — разобраться и если говорить, то понимая, о чём и ради чего.
Особенно это касается обсуждения общественно значимых проблем. Всякая острая тема без формирования верного вопроса и кропотливого поиска экспертов — это граната с выдернутой чекой. Последствия ее взрыва для христиан — это утрата главных ориентиров в угоду злобы дня, духа века сего. Скрытое (или откровенное) желание следовать не заповедям, не духу Нового Завета и Предания нашей Церкви, а решению земной проблемы любым, самым далеким от слов Христа и Церкви, способом.
Именно тут начинается путь из церковности в раскол, иногда совершенно незаметный самому человеку. Особенно если есть активные и горячо верующие агитаторы. Которые пугают и искушают слушателя и читателя страстями, которые якобы уже поглотили всех, кроме горстки избранных.
Святой апостол Павел, любя нас и охраняя от соблазнов, чтобы мы не обманулись, написал: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Это прямое предупреждение (первые исходили из уст Самого Христа), как не попасть в искушение. Практически все острые темы — они для разных партий далеко не всегда способ найти верное решение, но повод для усугубления размежеваний и мобилизации сторонников.
На Иоанна Златоуста, почти уже умирающего от болезней во время кавказской ссылки, более всего ополчались и гнали с места на место люди, которые считали себя верующими. Только ненависть их была такой сильной, что их боялся даже конвой. Который был добрее по отношению к ссыльному, чем те христиане. Вот что творит раскол и вера без любви.
Потому наша миссия, миссия «Фомы» — не размежевание, а правильное (!) со-единение. Нам, как обывателям, кажется, что существуют какие-то новые, никогда не бывшие в истории вызовы, а потому надо ответить по-новому? Но, как христиане и как журналисты, мы должны помнить: ничего нет в мире современнее и истиннее, чем Христос. И в Нём все ответы, а не в том, сколько мы напишем постов в соцсети или какие посмотрим видео.
Всё это страсти и суета. Кто сейчас помнит, какие обвинения кидали друг другу верующие люди по поводу фильма «Матильда», который закономерно провалился в прокате? И что я писал тогда? Правильно: вряд ли кто сейчас помнит. Потому что это дух мира сего. Кто завтра вспомнит про страшное 5G, которым якобы во время карантино тайно заменили 4G, чтобы управлять нами (это при том, что частоты 5G давно уже используются, и никто почему-то раньше паники не поднимал)? Кто через год станет думать, а каким это образом реальные жидкостные чипы (обычного размера) вдруг превратили в "жидкие", которые и в иглу пролезают, и имеют достаточно энергии, чтобы намеренно поработить христиан?.. К тому времени мы будем отвлекаться от массы реальных проблем — и духовных, и социальных, и технологических -— свежими байками. И печально, как легко сознание многих христиан стирает лжепророчество вчерашнего дня, не делая для себя выводов и переключается на новое. А ведь христианин — он не против ни власти, ни программистов, ни женщин в пользу мужчин, ни мужчин в пользу женщин. Ни даже кинорежиссеров. Которых часто очень жаль. И очень хочется спросить, чем же они заняты. Но истинный смысл и значение имеет лишь жизнь по Христу и во Христе и верное понимание того, что такое церковность. А что у нас с этим важнейшим вопросом?
Одна разочарованная, но продолжающая оставаться в храме читательница, описала в комментарии к моей колонке о фильме как само собой разумеющееся вот такое свое восприятие того, что происходит в Церкви. И она уверена, что ее восприятие правильное:
«Что главное в нашей церкви? послушание. Чего слушать? - проповеди о содержании праздника и о том, что мы снова грешники. Сколько лет, все одно и все не с места. Ты пришел, слушай, и впитывай, и выполняй. Вроде правильно, но Духа живого нет — ни в говорящих, ни в слушающих... Повторяются с амвона избитые истины, и что? Да ничего. Поговорить — некогда, да и не с кем. Мы приходим в храм - молчи благочестиво, потом дела — бежим. Пустота. Порядок есть, а за ним — ничего нет. Что дети видят в храме? —стой и молчи (крайне трудные для них требования), а зачем? — чтобы быть хорошим, а что взамен трудов? — реально, мало чего. Чаще, ради причастия и дождаться окончания. Искушения, окружающие... это вторично. В начале — пустота внутри (...) все последние 30 лет. Много причин отсутствия верующих в церкви, но главная — отсутствие в церкви живой веры».
При таком уровне (не)понимания православного церковного христианства можно человеком крутить как угодно. Я могу ее агитировать против закона о семейном насилии, либо убеждать, что коронавирус — реальное заболевание. А другой будет ей говорить противоположное. Проблемы важные? - важные. Но что любая из низ на фоне того состояния, какое человек так искренне и мучительно выразил?!
Вдумайтесь. Она пишет, что главное в нашей Церкви (а разве есть не наша? или наша — не та самая Церковь?) — "послушание"! Причем явно неверно понятое, поскольку оно не по свободной воле и без осознания. Правда ли, что именно это и есть главное в Церкви? — неправда.
Послушание — один из инструментов. Он очень важный, но инструмент, а инструмент никак не может быть важнее цели. Это все равно что полжизни ходить в спортзал, подтягиваться или поднимать гантели, но так и не понять, что цель — не в гантелях.
Гантели — это, наверное, всё равно хорошо, если человек незаметно для себя всё же укрепляет здоровье упражнениями. Но какая мука — тридцать лет (!) ходить в спортзал, считая, что в гантелях весь смысл?? И вот, судя по нашей почте, громадное число людей зафиксировано в состоянии, когда они уверены, что главное в спортзале — гантели.
Если меня поняли, то я еще раз хочу низко поклониться женщине, которая при такой внутренней боли и разочаровании, остается в Церкви эти невероятно тяжкие для нее тридцать лет. Уверен, она не останется без награды, и я пишу не ради осуждения. Напротив — именно тут для меня, для нас ключевой вопрос о том, что мы делаем в «Фоме», для кого, почему. И кем мы должны быть, чтобы не оказаться тем журналистом-обывателем, который обо всем говорит-пишет, поскольку думает, что это и есть его профессия: говорить-писать. А у нас многие могут это делать. И теоретически мы тоже можем занять некую позицию и собрать свою «партию» под какой-то набор актуальных вопросов.
Но что все эти преходящие страсти и вызовы века сего перед бедой человека, который не понял, что он свободен во Христе? Что его никто (никто!) в итоге не может принудить ни к какому послушанию насильно?
Что он неправильно понял соотношение цели (радость о Господе, стяжание благодати, деятельная любовь, а в итоге — спасение ради новой, вечной жизни с Богом). И - средств, которые нам даны, чтобы облегчить путь. И должны (как лекарство) приниматься в нужном количестве и с пониманием того, чем болеешь?
На какой основе я и мои коллеги этим людям скажем о более хитрых и заковыристых вещах, которыми их соблазняют? На основании и знаний, но и собственного воцерковления. Сами по себе любые человеческие достижения — они потенциально убийственные. Они всегда и все могут послужить злу.
Любые «инструменты» — включая великие знания и писания. Ведь нашел же кто-то способы извратить даже Евангелия ради проповеди ложных идей!
Вопрос остается в том, на что человеку опереться, чтобы этого не произошло. Получается, единственный вариант: какая бы ни была тема, в конечном итоге мы не должны забывать Христа и Евангелие как ответ на все вопросы и смысл всей нашей жизни. Наряду с компетентностью, популяризацией реальных знаний, общего уровня культуры и информированности.
А уже любая позиция по вопросу может либо стать церковной и даже официальной, а может остаться предметом разномыслия.
Но во втором случае — такого, которое не выше любви и не ведет человека к пропасти раскола. А наши журналисты не окажутся теми обывателями. Христос, Который рядом, и живая совесть — не позволят.