Среди детских вопросов о вере немало таких, которые касаются других религий. Вопросы естественные — дети же видят вокруг себя инаковерующих людей и хотят знать, в чем же правда. Мы собрали несколько таких вопросов и предложили ответить на них протоиерею Александру Елатомцеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовнику православной школы «Рождество».
Почему люди разделены по разным религиям?
Бог, создавший небо и землю — один. Поэтому и религия, говорящая людям о Боге, должна была бы быть одна. Так оно и было в раю, когда Адам своими глазами видел Бога-Творца. Но Адам был изгнан из рая, его дети Бога уже не видели, а по его словам не очень понятно могли себе Бога вообразить. Некоторые вообще решили, что никакого Бога и не было, а большинство стало придумывать себе своих, понятных богов. Один греческий философ пошутил: «Если бы лошади стали придумывать себе бога, он был бы у них с копытами и гривой».
Чтить Бога таким, какой Он есть — очень непросто, потому что Он свят и от своих почитателей требует святости. Бог, конечно, постоянно открывает Себя людям, но люди не все хотят жить свято для святого Бога. Они выбирают богов попроще.
Самое ясное и окончательное откровение о Боге дал Иисус Христос. Он был воплощенным Богом, воплощенной Истиной. Он открыл, что Бог-Творец готов даже умереть за Свое творение, за людей, верующих в Него, лишь они применили к себе простое мерило: живи свято!
Такое мерило мало кто хочет применить к себе сам, потому что от многого придется отказаться. Вот и продолжают люди изобретать богов, похожих на настоящего, но с более простыми требованиями. Отсюда и происходит разделение на разные религии.
Люди давно занимаются этими изобретениями, есть уже давнишние, древние религии, имеющие свои многовековые традиции. А есть совсем современные чудачества. Чтобы они не выглядели глупостями, их теперь называют «духовными поисками» или поисками своего пути к Богу. Но странно искать «свой путь к Богу» после того, как Он открыл людям путь к Себе. Христос так и сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Причем Он не только так сказал, Он за эти слова и умер, и воскрес.
Говорят, что душа вечна. Почему же Церковь отрицает реинкарнацию?
Вера в реинкарнацию (то есть что человеческая душа после его смерти переселяется в кого-то другого — например, в животное, в дерево или в другого человека) возникла очень давно у восточных мудрецов, как минимум за две тысячи лет до Христа. Причем это была очень грустная вера: считалось, что от такого переселения души из тела в тела одни лишь страдания, и восточные мудрецы веками как раз и искали способ от этой бесконечной цепочки перерождений избавиться. Искали — и не находили.
Но позднее произошло огромное событие в жизни человечества — Бог, Тот самый Бог, в которого мы верим, открыл людям истину о Себе. Истина эта записана в книгах Ветхого Завета. А еще позже, две тысячи лет назад, Бог воплотился, стал человеком и показал людям путь спасения: то есть как сделать так, чтобы после смерти быть вместе с Ним, причем не только душою, но и телом, которое Он воскресит. И об этом ученики Христа написали в Евангелии и в апостольских посланиях, то есть в книгах Нового Завета. И в Ветхом Завете, и в Новом Бог открывает нам, что человек живет на Земле лишь единожды, один раз только рождается и один раз умирает, и за время своей земной жизни он должен подготовиться к жизни с Богом в вечности.
А что же люди в Индии, Китае и других странах Востока? Почему, узнав о Христе, о Его учении, Его смерти и о воскресении, они не перестали верить в переселение душ? Во-первых, далеко не все узнали. Во-вторых, не только в далеких восточных землях, но даже и в Палестине не все поверили Евангелию. А в-третьих, что касается уже нашего времени, идея реинкарнации сделалась модной среди тех людей, которые вообще ни к какой традиционной религии себя не относят.
Вообще, это вопрос доверия к Богу. Тут каждый должен для себя решить: если я христианин — значит, я верю слову Божиему, а если верю во всякие фантазии, которые с ним несовместимы — значит, я не совсем христианин.
И в самом деле, идея переселения душ совершенно не совместима с нашей верой. Если после смерти душа не является на суд Божий, а переходит в какой-нибудь баобаб или в лягушку, значит, человек так никогда с Богом и не встретится. Церковь учит, что человек — это не только его душа, а всё вместе, и душа, и тело. И воскреснет человек, после второго пришествия Христа, телесно. Тогда вопрос: если душа переселяется из человека в бабочку, оттуда в булыжник, оттуда в змею, потом опять в человека, потом в цветок — то в каком теле человек воскреснет? В человеческом? В змеином? Или в виде булыжника?
А кроме того, реинкарнация — это ужасно несправедливая идея. Вот говорят ее сторонники, будто все по справедливости: жил ты нехорошо, обижал людей, был бандитом — значит, после смерти быть тебе крысой. Но позвольте, в чем же тут справедливость? Крыса же не будет помнить о своей прежней бандитской жизни, выводов не сделает, не покается. Может ли такое сотворить с человеком милосердный Господь, который каждого из нас призывает к покаянию в этой, земной жизни? Переселение души — это вовсе никакой не второй шанс: кто в грехах не покаялся, будучи человеком, тот не покается и став ёлкой или кошкой. Чтобы покаяться, нужно же помнить о своих грехах, а в том-то и дело, что никакой памяти о прежней жизни, согласно учению о реинкарнации, и не существует! Вот и получается, что реинкарнация эта несправедлива, немилосердна, бесчеловечна.
Дети нехристианских народов не виноваты же, что родились у своих родителей? Они попадут в ад?
Попадут ли эти дети в ад — это такой же замысловатый вопрос, как и вопрос про нас, про православных: а попадем ли мы в рай? Эти оба вопроса решаем не мы. Одного христианского крещения совершенно недостаточно, чтобы открылись врата Царства Небесного. Необходимо еще стать небесным человеком, прожить жизнь и показать на деле, что ты таков, каким Бог хотел бы тебя видеть.
И вот что интересно: внутреннее чувство добра и правды у народов, живущих вне цивилизации, часто безотказно ведет их к правильным поступкам. Это можно увидеть и в их сказках (чудесные бывают сказки у индейцев), и в описаниях их быта.
Бог никого не делает виноватым в том, чего человек не знал, но различать добро и зло человек все-таки должен, каждый — независимо от того, где он родился. Поэтому Господь будет смотреть не на факт крещения, а на сердце человека, и тогда уже будет решать его участь.
Послесловие для взрослых
Слава Богу, что есть на свете дети! Они опять и опять со всей детской непосредственностью ставят перед нами, взрослыми, вечные вопросы. В наше время, когда мы дышим отравленным воздухом, в котором отсутствует правда, но есть всевозможные версии, такие вопросы играют роль отрезвляющего щелчка по носу: «Если Истина все-таки есть, то в чем она?»
Детям неинтересны уклончивые ответы типа «Вырастешь — сам поймешь» или «Ну, так сложилось». Любой ответ, который будет прикрывать наше нежелание или боязнь исповедовать Истину, покажется им слабым. А нам, взрослым, очень полезно опять и опять готовиться к тому, чтобы «дать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15).
В чем состоит эта подготовка? В постоянном радостном и заинтересованном изучении этого упования. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Благовонные травы тем больше благоухают, чем усерднее их растирают руками».
Читайте также:
Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей
И другие подборки Детских вопросов о Боге.
На заставке: фрагмент фото Andres Miguez