Встречайте июньский номер «Фомы»!

Читайте в № 6 (122):

Рубрика «Письма»

Временами, особенно осенью, он вдруг начинал грустить о каких-то диких краях, и странные видения незнакомых гор наполняли его сны…

                                                                                                               Дж. Р. Р. Толкин

Открывают наш июньский номер письма на по-настоящему летнюю тему — путешествия. Вот одно из них:

Влюбиться в свою родину

Ощущение дороги, пути очень сильное, манящее. Когда «убегаешь» из мегаполиса, то встречаешься с настоящей Россией, ну или, по крайней мере, с ее эхом. А это так важно и нужно — пройтись по тихим улочкам, посетить старинные монастыри, заглянуть в глаза неторопливым жителям провинции, встретиться с природой, вдохновлявшей Левитана, Поленова, Васнецова, Нестерова. Не забуду то яркое чувство красоты русской природы, которое я пережил в Переславле-Залесском. Конец мая — поля, усеянные желтыми одуванчиками, мы с группой путешественников на холме пускаем сотни мыльных пузырей, которые от ветра быстро и весело улетучиваются, и огромное, залитое солнцем Плещеево озеро, похожее на море… От таких картин сердце радостно замирает, а глаза жадно «пьют» живописные виды. И понимаешь: Родину нельзя научиться любить по учебникам, с ней надо встретиться, в нее надо влюбиться…

                                                                                                        Евгений, г. Москва

Колонка главного редактора

Традиционная колонка Владимира Легойды на этот раз — о любви к себе. Почему она важна? В чем ее христианский смысл? Как любовь к себе связана с любовью к окружающим? Главный редактор «Фомы» рассуждает об одной из самых известных евнгельских максим — «Возлюби ближнего, как самого себя».

Любить — значит прощать. Человек себя самого знает намного глубже, чем остальные. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога…» И мне в этой связи думается вот что: себя-то ты же знаешь — как грехи свои, так и покаяние или его отсутствие. Но если ты любишь ближнего, как самого себя, значит, ты и относительно него тоже допускаешь, что он не только сказал гадость, но потом еще по этому поводу переживал, мучился, — так же, как и ты сам. И ты его поэтому можешь простить. Как самого себя. 

<…>

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх в Запретном городе и другие подробности китайского путешествия Предстоятеля

Первый в истории визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Китай прошел с 10 по 15 мая. Визит исключительный: встреч председателя КНР с главой какой-либо христианской Церкви не было с 1949 года. И все же эта патриаршая поездка — событие историческое не только для церковного руководства или для светских властей, но, что самое главное, для простых людей — православных верующих в Китае. Пекин, «русский» Харбин, Шанхай — никогда раньше православный пастырь такого уровня не посещал эти места и не общался так близко со своей паствой. Все шесть дней поездки Патриарха сопровождали журналисты. Обозреватель радио «Голос России» Милена Фаустова специально для журнала «Фома» вела собственный путевой дневник.

День первый. Пекин

…Конечно, рекламных постеров и растяжек типа «Китай встречает Патриарха Кирилла», какие обычно можно увидеть в самых разных странах, которые когда-либо посещал Предстоятель Русской Церкви, тут нет. Но интерес к визиту — огромный. Официальные встречи — две за первый день — с главой КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Госсовете КНР Ван Цзоанем, проходят при журналистском ажиотаже. Репортерам особенно запомнились воспоминания Святейшего о том, как он в юношеские годы жил напротив китайского общежития в Ленинграде. Местные акулы пера потом еще долго обсуждают этот рассказ. Как, впрочем, и утверждения Патриарха о том, что никакие экономические и политические отношения, какими бы теплыми они ни были, не могут превратиться в действительно дружеские, если в них отсутствует главный фактор — духовный. Диалог на уровне сердец — это то, что предлагают религии в целом и Русская Православная Церковь в частности.

<…>

Механик на электростанции. Фото Льюиса Хайна, 1920

Тема номера: Труд — проклятье человечества?

С началом отпускного периода, дорогие читатели! Нетрудно заметить, что в нашей цивилизации отношение к труду тягостное — об этом свидетельствует наше трепетное, почти сакральное отношение к отдыху… Ведь именно он зачастую является главной темой обсуждения во время обеденных перерывов на многих предприятиях страны! Где корни этого дисбаланса в отношении современного человека к труду и отдыху? Как к нему относиться с христианской точки зрения? Каков был замысел Бога о труде и человеке, и что об этом говорит Библия? Об этих и многих других вопросах — наши три материала. 

Александр Ткаченко. Из жизни несчастного ослика, или Одна причина встать с дивана

***

Церковь учит, что после грехопадения Адама и Евы природа человека изменилась. Вернее сказать, природа осталась прежней, но изменился сам способ ее функционирования. Пояснить это можно через простую аналогию. Что происходит с ноутбуком, хозяин которого посчитал, что этот девайс может работать вполне автономно, и потому увез его куда-нибудь в лес или в горы, где заведомо нет возможности подключиться к электросети? Очевидно, что ноутбук какое-то время поработает на сохраненной зарядке. А потом отключится. Или, как говорят пользователи, «умрет». 

<…>

Андрей Рогозянский. Хорошо ли для христианина много работать?

На первый взгляд, да. В Раю Адам и Ева трудятся, хотя это особенный труд, не связанный с негативными переживаниями. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт 2:15). После грехопадения труд становится уже чем-то вроде воспитательного средства: паши в поте лица и, как говорится, почувствуй разницу…

Даром человеку теперь ничего не дается. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряженным усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятья и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.

Указывают на психолого-этическую ценность труда — «труд облагораживает». В условиях, когда у человека нет необходимости трудиться, его скоро затягивают апатия и лень. Пример этического парадокса являет трудолюбие. Хорошо не просто трудиться, хорошо и правильно — любить труд. Вот он, образ человека как нравственного существа, обретающего удовлетворение в самой драме жизни, в самопреодолении.

<…>

Что здесь трудного? На частые вопросы о работе отвечает протоиерей Александр Авдюгин, Луганск, Украина.

Приводим ответ на один из вопросов:

Работа — от слова «раб», труд — от славянского «болезнь». Почему у этих понятий названия с такой невеселой этимологией?

Этимология — наука не утверждающая, а предполагающая, да и с изменением исторических и экономических реалий понятия, а иногда и смысл слов меняются. Сегодня быть «рабом Божиим» для верующего человека цель постоянная, ежедневно новые задачи ставящая. 

Насчет славянской этимологии, где слово «труд» действительно означает болезнь, тяжелую работу и тяжелые физические усилия, могу лишь предположить (только без профанаций и популизма Михаила Задорнова!), что славяне в любое понятие сакральный смысл вкладывали, да и библейскую историю неплохо знали. Пообещал Господь тяжелый труд и болезни за согрешение прародительское, вот и стало это слово их выражением и определением.

Раздел «Вера» 

Фото Юрия Кавера

12 вопросов о Пятидесятнице. Отвечает Сергей Худиев

23 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников — Пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что Писание говорит нам о Святом Духе?

Представляем ответ на один из вопросов:

Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви?

Церковь — это не просто собрание верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13). 

Рубрика «Толковый словарь»

Очередная статья рубрики Юрия Пущаева — о значении слова «Церковь». 

В Новом Завете язычникам (τὰ ἔθνη — дословно, «народы», «племена») как совокупности разных непросвещенных народов и религиозных групп противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог — Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви — ἡ ἐκκλησία (ekklēsia), — образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать». 

Слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Оно также значит собрание, общее или народное, место для собраний. Например, экклесией в Древних Афинах называли Народное собрание, которое решало самые важные дела в жизни полиса — древнегреческого города-государства. В Новом Завете этим словом назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь — это те, кто призван, собрание «призванных». Первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Так, апостол Павел в самом начале Послания к римлянам и Первого Послания к коринфянам называет себя «призванным апостолом».

<…>

Рубрика «Новомученики»




















27 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Александра Парусникова. О нем рассказывает игумен Дамаскин (Орловский).

***

Семья отца Александра держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была единственной кормилицей. Но и ее власти отобрали. Отец Александр был на тот момент в храме. Вернувшись, он увидел смятение в доме. Александра Ивановна с горечью пояснила: «Корову увели у нас со двора».

«Корову увели? Пойдемте все быстренько; детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу», — сказал священник.

Супруга с недоумением посмотрела на него и воскликнула: «Отец?!» — «Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим», — повторил отец Александр, тем самым показывая, как надо отвечать на злобу незлобием и Господа благодарить не только за сладкое, но и за горькое, чтобы благодарным принятием горького вкусить душе, если Бог даст, плоды райские.

С тех пор как у них не стало коровы, на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть своего благодетеля.

<…>

Рубрика «Коротко»

Мысли

«Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, — это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, — это его не может уронить».

                                                                                                                Дмитрий Лихачев

Рубрика «Говорят, что»

Говорят,что существуют тайные Евангелия, которые запрещают читать верующим.

на самом деле:

Никаких «тайных Евангелий» нет. Существует ряд древних сочинений, в названии которых употреблено слово «евангелие». Это так называемые апокрифические евангелия. Но, во-первых, они никогда не были тайными, и по сей день их тексты можно свободно скачать в сети. А во-вторых, Церковь никогда не признавала их за Евангелия, поскольку написаны они были не апостолами, а еретиками-гностиками в более позднее время, и поэтому никак не могут считаться свидетельством о Христе. Читать их верующим не запрещено, как не запрещено читать любую беллетристику, в том числе историческую.  

Раздел «Люди»

«Антресоль». Книга размышлений и радости

Клайв Льюис писал: «У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело». Понять, что душа — это главное, зачастую помогают люди, которые больны телесно. 

«Антресоль» — попытка открыть души тех, у кого нет голоса в этом большом взрослом мире. В альманах, зародившийся по инициативе актера и режиссера Виталия Салтыкова и поддержанный такими артистами, как Геннадий Хазанов, Мария Шукшина, Лидия Федосеева-Шукшина, Инга Оболдина, вошли рисунки, стихи и рассказы детей-инвалидов и детей-сирот со всей страны. Несмотря на небольшой возраст авторов, им есть чем поделиться с миром взрослых.

Интервью номера: Инга Оболдина

Фото Елены Логачевой

Актрису Ингу Оболдину многие запомнили по фильму Павла Лунгина «Дирижер», действие которого происходит в Иерусалиме, а лейтмотивом звучит оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В профессии Инга востребована, но есть и другие важные траектории ее жизни… Так, первым местом работы актрисы в Москве стал интернат для детей-сирот; а сегодня они вместе с мужем занимаются проектом «Антресоль», помогая реализоваться детям-сиротам и детям-инвалидам. 

Наша беседа с Ингой — о том, чему учит жизнь, и о «заповеди»: «Не учи», о пути к вере и путешествиях в Иерусалим, об ответственности актера и о вере в человека.

Иерусалим как шок

— Вы впервые побывали на Святой Земле во время съемок?

— Нет, это уже моя пятая поездка. Я стараюсь каждую Страстную неделю и Пасху проводить на Святой Земле, и пока Господь дает такую возможность. Я просто счастлива, что это происходит! Хотя впервые я ехала в Иерусалим, не ожидая ничего особенного, и тем более никаких откровений. Я очень земной человек, даже скептический, во всяком случае, не романтик: при дуновении ветра не подумаю, что это меня коснулся ангел — нет во мне этой сказки. Я понимала, что человек многое сам себе может нафантазировать, и надо трезво воспринимать свои впечатления. Но для меня эта поездка стала просто шоком!.. Такое чувство, что на Святой Земле тебя вдруг берут и разворачивают лицом к настоящему, и у тебя перехватывает дыхание от того, какие невероятные вещи происходят с тобой!

— Что именно для Вас стало шоком?

— Во-первых, сам город: он живет по тем же законам, по которым жил во времена Христа: его никто не «вылизывает», не прихорашивает, какой был, таким и остался — и это очень удивляет! Однажды мы шли вместе с одной монахиней по городу, шли к старцу, она подходила к запертой двери, стучала, читала молитву, там отвечали: «Аминь», и дверь открывалась. А за ней… еще четыре дороги и закрытая улица… Ты ощущаешь себя в какой-то невероятной средневековой сказке! 

Или другой эпизод. Представьте себе: идет Пасхальный крестный ход. И сквозь эту толпу молящихся христиан арабы тащат кусок окровавленного мяса на продажу. Народ идет крестным ходом, ну кто тут станет покупать мясо?! Понятно, что никто, что это такой протест… И вообще на протяжении крестного хода тебя толкают со всех сторон, что-то орут, муэдзины кричат с минаретов. И тебе надо абстрагироваться от этого и понять, что такие порядки здесь были всегда: Иерусалим — город людей совершенно разных культур, людей восточного темперамента, и нужно уважать их, а если тебя не уважают, не стоит на этом заострять внимания. В этом тоже есть своего рода послушание. 

— Говорят, в Иерусалиме словно «оживает» Евангелие.

— Это правда. Вдруг ты начинаешь больше понимать Христа как Богочеловека, понимать, как Его страдания были на самом деле тяжелы; и насколько все, что описано в Евангелии, реально; насколько эти события не похожи на легенду, историю, которая когда-то где-то далеко-далеко происходила. Вдруг — все так близко, так явно. Это невероятные ощущения… После Иерусалима становится даже страшно от осознания, что Бог совсем рядом, и ты, оказывается, сполна ответственен за все, что творишь вокруг себя.

<…>

Записки многодетного брата

Имя 14-летнего школьника Артема Булгакова уже знакомо читателям «Фомы», мы не раз публиковали его очерки. А в сентябре прошлого года в жизни семьи Булгаковых случились важные события… О них и не только — наш материал.

Елена Зелинская. Дом с видом на Корфу. Несколько встреч у святого Сиридона.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из новой повести Елены Зелинской «Дом с видом на Корфу» — повести об удивительных местах, где с людьми происходят удивительные события.


Фото Елены Зелинской

Таксист опоздал на полчаса. Въезд в Керкиру, столицу острова, перекрывали автобусы и полиция. Обогнув скопление машин у порта, мы вынырнули у поворота на старый город и остановились. Полицейский наклонился к открытому окошку и, подкрепляя слова жестом, махнул палочкой в сторону объездной дороги. Кивнув несколько раз для убедительности, таксист продолжил ехать, куда ехал. Однако на дороге, на которую никого не пускали, собралось столько машин, что двигаться дальше было совершенно невозможно. Мы вылезли, хлопнув дверцей.

— А ты найдешь дорогу к площади? — недоверчиво спросила я мужа.

— Конечно!

Телефон пискнул:

— Крестный ход уже на площади,— гласило короткое послание.

Отец Максим, знакомый по Москве священник, который отдыхал с дочерью в соседней деревушке, пригласил нас пойти одной компанией на праздник святого Спиридона и, конечно же, приехал раньше нас.

Убыстрив шаг, мы нырнули в тень узких улиц. Средневековое сплетение переулков и тупичков, крохотные, как шахматные доски, площади — наверное, если без спешки, то мы разобрались бы в них и нашли бы дорогу, но сейчас каменные ступеньки на поворотах снова и снова выводили нас на одну и ту же улицу, пересеченную бельевыми веревками. Горожане, между прочим, так художественно развешивают для сушки белье, что трусы, простыни и сарафаны выглядят, как неотъемлемое продолжение архитектурного ландшафта.

— Мы опоздаем! Нам будет не угнаться за Ходом! Мы пропустим самое главное!

<…>

Православное ток-шоу глазами неверующего

Журналистка Ксения Узунова рассказывает о своем опыте участия в программе «СО-ВЫ» на телеканале «Радость моя».

Раздел «Культура»

Наш Александр. О святости и политике




















Фото Михаила Манина


Всякий раз, когда обращаешься к образу святого князя Александра Невского, встречаешь подробности, которых не замечал раньше. 300-летний юбилей Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге дает новый повод размышлять о нем и об истоках почитания благоверных князей в русской истории. Статью Андрея Рогозянского сопровождает информация об основных  вехах истории Александро-Невской Лавры, а также 10 интересных фактов об обители.

Что делать, Брэдбери? Детские письма Клариссе.










В этом году участники литературного конкурса олимпиады «Аксиос», которую ежегодно проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, получили необычное задание: написать письмо героине фантастического романа американского писателя. Уточним: писатель этот — всемирно знаменитый Рэй Брэдбери (1920—2012), а роман — изданный ровно 60 лет назад «451° по Фаренгейту».

Размышления Клариссы, юной героини романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту», на которые попросили ответить участников литературного конкурса олимпиады «Аксиос»

«…Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере, большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами — трах, трах, трах,— а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение?

…К концу дня мы так устаем, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений — задевать гуляющих или бить стекла в специальном павильоне для битья стекол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений…. Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга. Неужели всегда так было?.. Только в этом году шесть моих сверстников были застрелены. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это. (…) Но больше всего… я все-таки люблю наблюдать за людьми. Иногда я целый день езжу в метро, смотрю на людей, прислушиваюсь к их разговорам. Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут. Иногда я даже бываю в парках развлечений или катаюсь в ракетных автомобилях, когда они в полночь мчатся по окраинам города. Иногда я подслушиваю разговоры в метро. Или у фонтанчиков с содовой водой. И знаете что?

— Что?

— Люди ни о чем не говорят.

— Ну как это может быть!

— Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же…»

И вот что ответили ей ребята…

***

Мне кажется, что жизнь превращается в бессмысленную гонку за фразой «Как шикарно!»: машина — шикарная, школа или ВУЗ — шикарные, лучше заграничные, квартира — шикарная… Все должно быть шикарно. Даже похороны. Смешно? Люди, даже прощаясь с умершим, говорят о шикарности гроба, букетов, венков и ритуала прощания. Так во имя чего мы живем? Во имя гонки ради внешнего блеска с пышными похоронами в конце? Ради того, чтоб все говорили: «Он прожил шикарную жизнь»?

А я не хочу шикарную. Я хочу свою, ни на чью не похожую. Я хочу, чтоб дома меня ждали и радовались моему возвращению. Чтобы окружающие интересовались не тем, на какой машине ездят мои родители (у них нет машины), а какой серьезный конкурс мне предстоит, и спрашивали о его результатах не из вежливости, а потому что им действительно интересно. И чтоб как можно дольше продлилось счастье бытия с моими родными и близкими, которые любят меня таким, какой я есть. 

                                                                                        Даниэль, г. Нижний Тагил

Один общий мир. О необычной детской книжке

В детском проекте «Настя и Никита» вышла книжка «Невидимый слон», героиня которой — незрячая девочка. Многие читатели и эксперты называют эту книжку «особенной». Автор книги Анна Анисимова и шеф-редактор проекта «Настя и Никита» Алина Дальская рассказали историю ее создания.

«Строфы»

В традиционной рубрике — подборка стихов исполнителя песен на стихи русских поэтов, гитариста, работника храмового книжного магазина и многодетного отца Бориса Лазарева. Для Бориса подборка «Фомы» — настоящий литературный дебют. 

«В картинках»

11 июня — день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого). «Фома» представляет жизнь святого в картинках.

Эпилог

На несколько вопросов об июньском номере отвечает режиссер и продюсер Алла Плоткина.

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.