Ученье и свет

«Для меня православная журналистика – это благоговейный и правильный разговор о Боге и Церкви с разными людьми, в том числе, невежественными относительно этих знаний. Такое понимание предполагает огромную ответственность», — так рассуждает о своей будущей профессии студентка 4 курса Мария.

Маша  поступила в РГСУ четыре года назад, когда на кафедре журналистики и связей с общественностью впервые  был объявлен  набор по специальности «Православная журналистика». Задача ставилась непростая – подготовить специалистов, способных писать о православии, понимая его. Как бы широко не была представлена сегодня в СМИ тема религии, а это объективно так, человеку воцерковленному иногда  бывает сложно сдержать улыбку, когда «акула пера» путается в терминологии, а хороший текст рассыпается из-за отсутствия внутренней логики. А бывает и наоборот: люди воцерковленные, знающие, они могли бы и ответить, и поправить, но их комментарии читать не интересно…

ученье свет3

И вот, как  пишется в сериалах, прошло  четыре года. Результат реально превзошел все возможные ожидания: он оказался   ошеломительным. И открыл нам, преподавателям,  совершенно непредугаданное влияние на процесс усвоения знаний религиозного воспитания и образования.

Будущие православные журналисты учатся в лаборатории удаленного доступа. Отделение православной журналистики расположено на территории Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце Калужской области. Бакалаврская программа ориентирована, главным образом, на выпускников православных гимназий, приютов и воскресных школ.

ученье свет5

 

Лидия Череховская, директор учебно-научной Лаборатории: 

Большинство из наших студенток до поступления жили в приюте «Отрада» и учились в православной гимназии – и приют, и гимназия открыты при Свято-Никольском Черноостровском монастыре.  Многие являются выпускницами Калужского Духовного училища. Педагоги РГСУ, которые оценивали  творческие сочинения  наших  девушек при поступлении в Университет, с удивлением обнаружили, что  мгновенно выделяют эти работы из общего потока. Чем отличались они от выпускников обычных школ? Полным отсутствием телевизионных стереотипов, насыщенным русским языком и присутствием цельного, а не фрагментарного мировоззрения. Вся наша группа абитуриентов по результатам вступительных экзаменов оказалась в первой десятке! А цельное мировоззрение позволяет осваивать гуманитарные дисциплины, оставаясь при этом на собственных позициях.

Хочу подчеркнуть, что наш курс первый, новаторский. Образовательные курсы составлялись с нуля ведущими преподавателями столичного РГСУ и филиала университета в  Обнинске. Богословские дисциплины читают священники Калужской епархии. Много внимания мы уделяем практической работе – приглашаем опытных журналистов проводить мастер-классы, с ними работают, например,  известный православный журналист Сергей Чапнин и руководительница радиостанции «Орфей» Ирина Герасимова. Мы организуем поездки на выставки, конференции, наши студенты снимают фильмы, пишут репортажи, изучают, как организована работа пресс-служб. Этим летом они прошли  практику на радиостанции «Вера». Есть в учебном корпусе и своя радиостудия.  На новеньком оборудовании, которое мы получили благодаря гранту фонда «Православная инициатива», готовим  собственные программы, например, для воскресных школ.

ученье свет1

Пятнадцать студенток четвертого курса, которые, поступая, боялись слова «журналистика»,  сегодня  уже опубликовали свои заметки о паломнических поездках , провели  первые радиоэфиры и научились брать интервью.

***

По окончанию бакалаврской программы выпускники получают диплом государственного образца по специальности  Журналистика и могут продолжить обучение в магистратуре РГСУ.

 

Виктория Матанис, заведующая кафедрой журналистики РГСУ: 

Когда мы на кафедре разрабатывали учебные план и содержание всех дисциплин, мы еще не знали свою «новую» аудиторию. Сначала казалось, что ничего особенного, это такие же студенты. Но уже с первых занятий стало понятно, что у этих студентов личный опыт, даже скорее духовный опыт, совсем другой. Многие вопросы, которые сейчас решает светская журналистика, в этой аудитории просто не возникают. Особенно когда речь идет об этической стороне журналистики.

При разработке программы мы специально не стали сокращать количество гуманитарных и профильных предметов. В первую очередь, мы постарались дополнить все курсы соответствующими разделами. Во-вторых, на практических занятиях по профессиональным дисциплинам обязательно обращаться и к светским, и к конфессиональным религиозным СМИ.

Я уверена, что выпускники этого профиля внутренне готовы к работе в журналистике на разных должностях. Потому что вот это уникальное сочетание светского и религиозного компонента позволит, по моему мнению, нашим студентам быстрее и правильнее реагировать на многие трудные ситуации, спорные ситуации.

 

Елена Зелинская, публицист, писатель, автор мастер-классов: 

Ребенок, который  с детства понимает церковно-славянский язык, который  регулярно посещал  церковную  службу, читал Священное Писание,  это ребенок  получил колоссальный интеллектуальный  запас и может  освоить любое образование. Многие недооценивают, а возможно, просто не задумывались, какое значение для развития  юного человека играет  религия. Мы, кстати, тоже не  были готовы к тому, что станем  участниками интереснейшего эксперимента. По существу, наши студенты —  специально отобранная группа  молодых людей, которые с детства «подверглись»  религиозному воспитанию и образованию.

Будем откровенны, дети, пришедшие к нам учиться из приюта, имеют за спиной не самую благополучную судьбу и часто некрепкое здоровье. Поразительно, но мы увидели своими глазами, что  погружение в религиозную среду оказало  самое благотворное влияние не только на развитие личности, но и на способности к обучению. Подумайте на минуту о Священном Писании только как о книге с очень трудными текстами,  пересказанными или прочитанными ребенку на церковно-славянском – родном, но малознакомом – языке. Представьте, какой объем интеллектуальных навыков вырабатывается при освоении этого  богатейшего языкового, содержательного, исторического материала.

ученьесвет2

Преподаватели РГСУ, которые впервые столкнулись с таким педагогическим феноменом, были поражены, наблюдая, с какой скоростью набирают знания наши студентки.

И действительно, задумайтесь, что стоит выучить наизусть стихи Фета человеку, который легко цитирует Библию, как развивается лингвистическое чутье, если  девушка привыкла вникать в слова Литургии?

Самое главное,  конечно. цельное мировоззрение,-   крепкая психологическая опора, фундамент,  для человека, вступающего во взрослый мир, раздираемый противоречиями.

Доходило и  до смешного:

— Елена Константиновна, а зачем нам изучать философию?  У нас  уже есть своя.

— Пожалуй, затем, чтобы знать,   что у людей могут быть разные взгляды. И уметь  убедительно доказывать  силу той, которая у вас уже есть.

Ясность мысли, очень реалистический   взгляд на мир, твердые  убеждения,  редкая  готовность помогать друг другу,  разумная дисциплина, манеры, как у смолянок.

Вот, как я их расхвалила! И ни слова ведь не прибавила.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.