Станиславский был верующим, что для его эпохи было редкостью, считает театральный критик Борис Любимов

В день 150-летия со дня рождения известного русского режиссера, актера и педагога Константина Станиславского о его христианском мировоззрении журналу «Фома» рассказал ректор Высшего театрального училища имени Щепкина критик Борис Любимов.

- Я специально говорил на эту тему с крупнейшим знатоком Станиславского, ныне здравствующей Инной Соловьевой, которая утверждает, что Константин Сергеевич, безусловно, был верующим человеком, воцерковленным, соблюдающим посты. Подчеркну, что для человека конца XIX века это было скорее редкостью, чем правилом, - заметил он.

Отмечая, что сам великий театральный мастер оставил немного сведений о своей религиозности, Борис Любимов пояснил:

- Не только Станиславский, но и практически никто из русских актеров (да и вообще образованных людей того времени) не вел дневников, где фиксировал бы даты посещения храмов, исповеди, причастия. Это просто было не принято. В наше время ситуация иная — верующие актеры любят публично рассказывать о своей вере, даже хвастаются, у кого духовник круче. Не то было в XIX веке.

- Сама эта тема стала интересной только в последние 20 лет, а до того биографы Станиславского, работая с архивными документами, даже и не копали в эту сторону. Возможно, когда-нибудь такая работа и будет проделана, но технически это очень сложно: слишком мало следов, - добавил театральный критик.

Говоря о связи театральной работы русского режиссера с жизнью религиозной, Борис Любимов заметил:

- Система Станиславского, на мой взгляд, глубоко персоналистичная и глубоко христианская. Скажем, играя злого, ищи, где он добрый. Пытайся даже в отрицательном персонаже увидеть зародыш образа Божиего. Это погружение в характер другого человека, пускай тебе и противоположного — и это познание другого человека, а значит, и утверждение его личности и значимости.

- Такое отношение и к ролям, и к живым людям было свойственно самому Станиславскому — причем не только в профессии, но и в повседневной жизни. Особенно это стало заметно после революции, когда он заступался за репрессированных, оказывал помощь всем — от буфетчика до актера. Его письма 20-30-х годов переполнены обращениями к различным советским деятелям с просьбами за кого-то. При том, что ему приходилось бороться и за себя — он знал и аресты, и обыски, и отсутствие жилья, - заключил ректор щукинского училища.

Константин Станиславский. Фото с сайта itar-tass.com

0
0
Сохранить
Поделиться: