Отказали в венчании. Что делать?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться. Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).

Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым). Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг. Я пытался спросить у него: «Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?» На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком…  В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.

И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным. И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь — не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять «открывать свою церковь» (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал  вопросы, а вместо ответов получил вот это…. И что Вы посоветуете — всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как…… а можно и наоборот)! Спасибо!

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

MmorozУважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.

Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита. Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете. Возможно, те условности, о которых говорят священники — не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.

Материал по теме


Фото Ирины Марьенко

Священник всегда прав?

Что делать, если священник неправ, а вы, простой прихожанин, правы и точно это знаете? Как строить свои отношения с духовным отцом, если вы с ним не согласны? Отвечает Протоиерей Игорь Фомин

А теперь в качестве размышления. Если признать полную аутентичность передаваемых Вами собеседований с духовенством, то, конечно, причины для Вашей досады есть. Во-первых, Вам приходится общаться с реальными людьми, у которых есть чёткая позиция (у первого священника — меркантильная, у второго — вероятно, по-своему миссионерская), и Вам приходится принимать эту позицию в расчёт. Могу предположить, что Вам ближе позиция первого священника, который венчает с хором. Этот тип близок многим нашим современникам, которые считают, что храм со всем происходящим в нем — не более как супермаркет духовных приобретений, парикмахерской благодатных причесываний или ресторан обрядовых блюд. Если придерживаться такой позиции, то платите, сколько напишут в счете, и делайте, что хотите. Но, правильно ли так поступать?

Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью. То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.

Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?

А это означает, что надо пойти и найти такой храм, в котором вы со своей супругой станете постоянными прихожанами, где будут знать, что Вы по воскресеньям бываете за богослужениями, бываете причастниками Тела и Крови Христовой, имеете добрую совесть. И уже после этого можно попросить, чтобы было совершено ожидаемое Вами венчание.

В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.

Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака. В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат». Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!

 

Читайте также:

Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?

Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.

 

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

Фото Юлии Маквейчук

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (22 votes, average: 4,73 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Дмитрий
    Март 3, 2016 8:57

    «мне не приемлем вариант — 2 года соблюдать законы и ходить в храм (но я верующий на самом деле)»… «толстовец», что-ли? 🙂

  • елена
    Март 3, 2016 18:50

    Дмитрий, зачем Вам венчаться в церкви в которую вы не ходите и ходить не хотите?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.