Священник всегда прав? И как смириться с несправедливостью в храме?

Что делать, если священник неправ, а вы, простой прихожанин, правы и точно это знаете? Как строить свои отношения с духовным отцом, если вы с ним не согласны? Такие вопросы возникают перед прихожанами не так уж редко и каждый раз ставят их в мучительное положение — то ли доказывать свою правоту перед священником, то ли оставить все как есть, промолчать, смириться и попытаться по-другому взглянуть на ситуацию. Именно в такой ситуации оказалась автор письма в редакцию журнала «Фома».

Письмо в редакцию

Здравствуйте!
Священник отказался причастить годовалого младенца, который за 2 часа до причастия пил молоко. Крестная и мать — воцерковлены. Согласно церковному документу «Об участии верных в Евхаристии» от 2015 года, евхаристический пост не обязателен для младенцев до 3-х лет. К большому сожалению, обсудить этот вопрос со священником не представляется возможным. Настаивать на причастии, мне кажется, грешно и вообще недопустимо. Спорить со священником или обсуждать это со священноначалием (жаловаться) — неприемлемо. Кроме того, любые конфликтные ситуации со священнослужителями всегда оборачиваются против мирян.
В большинстве случаев обвинят в недостатке смирения (впрочем, смирения мало у всех людей, это правда), и только незначительная часть священников готова пойти на диалог, и уж совсем немногие из батюшек способны сказать, что они ошиблись, например. Короче, априори священнослужитель всегда прав, а если неправ, смотри выше. Как правильно к этому отнестись? Как вообще мыслить правильно, если со священником не согласен по каким-либо вопросам? Младенца-то причастить можно и в другом храме.
Наталья Черненко

Мы обратились к настоятелю храма в честь святого  благоверного князя Александра Невского при университете МГИМО протоиерею Игорю Фомину с просьбой ответить на эти вопросы.

Кто виноват?

— Может ли быть, что священник неправ?

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин

— Да, это бывает. Не думаю, что это бывает очень часто, но бывает.
Как быть в случае, который вы описали? Я думаю, здесь есть о чем задуматься и родителям ребенка, и отказавшему им священнику.

В церкви мы часто можем увидеть плачущих младенцев, которых несут на причастие. Как же так: причастие — благодать, а младенец плачет? Он сопротивляется благодати? Конечно, вполне возможно, что ребенок плачет просто потому, что он замерз, проголодался или хочет спать. Но может быть и нет, и подобная ситуация содержит какой-то знак родителям? Ребенок неотделим от семьи. Невозможно считать, что он живет своей жизнью, ест, пьет, причащается сам по себе. Да, может быть, священник в чем-то не разобрался. Но причина этого может быть невидимая, не осознанная священником (он ведь орудие в руках Божиих) и родителями не понятая.

Начинаешь говорить с родителями, для чего они хотят причастить младенца, отвечают: чтобы ребенок был здоровеньким, чтобы на нем было Божье благословение. Но сами они не причащаются, им самим Причастие не нужно! Мы крестим детей по вере родителей, не по желанию — это разные вещи. Родитель должен быть верующий и только по вере можно крестить ребенка.

Когда Господь обращается к людям, Он ведь не всегда говорит на понятном языке. Вспомните, как в пятой главе книги пророка Даниила рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин». Никто из пирующих не мог их понять, истолковал их только пророк Даниил: они предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит. Почему Господь напрямую, на понятном языке не обращается к пирующим? Понимаете, мы не можем взять и сказать: Господи, Ты вот нам отказал в причастии, но Ты скажи напрямую, простыми словами, что Ты хочешь, чтобы мы все это поняли. Нет, человек должен сам дойти до смысла. В духовной жизни не все так просто. Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие получает его (Мф 11:12). Это относится лично к человеку, а не к его ребенку, его ближнему. Духовная жизнь — не инструкция по переходу с одной стороны улицы на другую. Духовная жизнь — это жизнь, в которую мы можем прийти, только усвоив какие-то уроки, что-то пережив, отказавшись от себя, изменив себя по Евангелию. А все Евангелие говорит о смирении Богочеловека.

— Это то, что можно сказать родителям. Но разве священнику вы ничего не хотите сказать?

— Хочу. Я не знаю, что происходило в той ситуации, возможно, чего-то люди просто не поняли или не восприняли, что-то такое священник увидел, что заставило его так сказать. Но я, как священник, ставлю себя на его место и вижу, что я, скорее всего, неправ, потому что объяснение было дано очень неубедительное.

Даже Серафим Саровский говорил: «Когда я говорю от себя, я часто бываю неправ. Когда я говорю от Бога, по Священному писанию, тогда надо ко мне прислушиваться».

И мне стыдно за своего собрата, который не причастил ребенка. Лично мне, как священнику, действительно стыдно.

Возможно, этот священник в чем-то не разобрался, может, он сам никогда не ходил с детьми в храм. Священнику тоже важно время от времени ходить в церковь как простому прихожанину вместе с женой, со своими детьми. Потому что, когда ты стоишь в храме, смотришь, как твой собрат служит, ты понимаешь, как делать не надо или, наоборот, как надо делать. И на этом учишься и исправляешь ошибки.

Ошибки все совершают. Все мы бываем неправы. И я, конечно, неправ бываю. И я бы был благодарен людям, если бы они подошли ко мне со своим вопросом и сказали: батюшка, объясните, почему так? Но там ведь люди не спрашивали, они возмутились?

— Люди не возмутились. Это их ранило и поставило в неловкое положение. Ведь между священником и мирянином должны сложиться очень доверительные отношения. Духовный отец — это тот, кому ты вручаешь душу.
— Один известный пастырь предложил как-то такую метафору: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав пищи. Но от него зависит, придет человек сюда еще раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Вопрос здесь, в общем-то, сложный. Не складываются взаимоотношения со священником?

Но священник тоже не может быть этаким бюро добрых услуг. Мы приходим в храм изменяться, а не менять других. Дело священника — утешать страждущих, поддерживать, но ни в коем случае им не потакать.

Если не складываются взаимоотношения — поменяйте приход. Найдите того, кто будет для вас наставником. В храм вы всегда можете прийти и помолиться. А духовное окормление вы будете получать в другом месте. Все люди разные, и все священники разные, так Богом устроено. Постарайтесь найти того, кто будет вас понимать и, главное, кого вы будете слышать и слушать.

Фото Сергея Воронина

Фото Сергея Воронина

Жаловаться или нет?

— Какова мера ответственности духовного отца за свое духовное чадо? Некоторые священники считают, что надо давать советы тем, кто о них просит, другие так не считают. А Вы как думаете?

— У каждого свое предназначение от Бога. Один священник не дает никаких советов, другой, наоборот, очень четко рассказывает, как жить, какого цвета обои выбрать и так далее. Кто-то найдет себе сурового старца, который будет его в хвост и в гриву гонять. А другой найдет себе мягкого, который будет его только утешать: какой ты молодец, как ты правильно поступил. И тот и другой мирянин при этом может вдохновиться и совершить великие духовные подвиги. Господь приведет каждого именно туда, куда ему нужно и полезно.

Когда пришла в нашу страну перестройка, духовенства было мало и не очень оно было готово принять такое количество страждущих, интересующихся людей. Недаром же Моисей 40 лет по пустыне выводил народ из страны Египетской, чтобы ничего из прежней жизни не вошло в Землю обетованную. И вот во время перестройки все то, что должно быть тайным и сокровенным, келейным, стали возводить в ранг праведности: пост, молитва, исповедь, причастие. А ведь это только средства достижения чего-то. А вот чего — нередко мы просто не понимаем.

Посмотрите, у нас все книжки про монастырь, про то, как нести послушание по его правилам. Мы идем к священнику, чтобы он решил наш вопрос как духовник монастыря: тебе надо машину вот такую, детей столько-то, за грибами тогда-то, ну и так далее. И это кажется замечательным. В самом деле, очень удобно: батюшка, а что мне делать с мужем, а что мне делать с женой, а как вести себя с детьми? Насущные вопросы? Насущные. Будут задавать до скончания века. Нам очень нравится такая игра в духовность: выполняй строго заданные правила и можешь считать себя образцом благочестия. Но это игра — к духовности она имеет мало отношения. Поэтому давать советы, не давать советы — это очень большой вопрос.

У нас есть Евангелие, та книга, которая нас приводит к обóжению, сорадованию — тому состоянию, для которого человек и творился Богом. Первый признак того, что человек правильно идет, — это радость. Не веселость, а радость. Это разные вещи. При этом священник является третейским судьей между тобой и Евангелием. Независимо от его личных особенностей, мы сверяем направление хода своей жизни, вынося свои поступки, мысли, намерения на суд исповеди перед духовником. Так неужели вся духовная жизнь сводится к тому, сложились у меня отношения с батюшкой или не сложились? Похвалил он или нет?

— И все-таки что делать человеку, который уверен, что священник поступил не так, как надо?

— Если Вы не согласны со священником, то можно поступить следующим образом. В каждой епархии, благочинии есть духовник, у которого все священники регулярно исповедуются несколько раз в год. Вот именно такие вопросы и можно решить с ним. Кстати, даже не называя имени «обидевшего священника».

— А что ответит духовник? Даст четкие правила «как правильно причащаться»?

— Духовник разъяснит, надеюсь, все. Но, конечно, четких правил нет. Всегда есть икономия, отступление от правил, которые дают разные послабления.

Допустим, Великий пост, Страстная Пятница, строгий пост. От этого поста освобождаются беременные и старики: по уставу после захода солнца они могут выпить немножко воды и вкусить немножко хлеба. Кто-нибудь так постится сейчас? Я не имею в виду беременных и стариков, вообще кто-то так постится?

Да, духовник ответит, как надо причащать. Что в соответствии с такими-то правилами человек до 7 лет считается младенцем, поэтому он может причащаться не натощак. Он даже может, наверное, дать письменное разъяснение. Эту бумагу всегда можно показать священнику и потребовать исполнения. Только как ты будешь приходить на причастие потом? Ведь причастие не самоцель. Мы причащаемся не ради причастия…

— То есть Церковь не рынок. Ты не можешь хлопнуть по столу документом.

— Хлопнуть-то можешь. Только что дальше будет? Дело в том, что есть другая форма отношений в Церкви. Когда человек (напомню, кстати, что и священник тоже человек), начинает смиряться, у него в жизни вдруг начинают происходить чудеса. Смирение — это не рабская покорность, а радостное, благодарное принятие того, что тебе ниспосылается. Я бы именно на это обратил внимание человека, который написал письмо.

Фото Виктора Велина

Фото Виктора Велина

Эта дверь открывается на себя

— Автор письма очень горько говорит именно о том, что некоторые священники как бы присвоили себе монополию на истину в последней инстанции и оперируют понятием смирения всегда в своих интересах. Паства у них всегда виновата в недостатке смирения.

— Нет, это не так. Священникам дано право пасти вверенную им паству, направлять, вразумлять, утешать. Мы приходим в Церковь и должны изменить себя, а это не всегда бывает приятно, безболезненно.

Вы вполне можете доказать свою правоту. И это бывает часто. Но что дальше-то с этой правотой делать?

Можно с этим поэкспериментировать. Мы же знаем, что снимают священников. Это происходит и в Москве, и в самых разных епархиях…

— То есть все равно ответ Церкви: смиряйтесь?

— Ответ Церкви: спасайся! Мой ответ: смиряйся. Я просто искренне хочу духовно помочь тому человеку. Я призываю не просто к смирению, а смирению как радости, благодарности и осмыслению собственной жизни.

Давайте просто разберемся. Человек возьмет и докажет свою правоту. Я вам гарантирую, что в данном случае он сделает это элементарно. Можно открыть правило Святых апостолов, показать священнику, и все. Вывесить в Интернете, на приходской доске, чтобы уж никто не сомневался. В епархию написать, чтобы последовали административные выводы. Этот человек докажет, что прав он, а не священник. Что дальше? Что изменится в его отношениях со священником, которые, как я понимаю, у него не складываются?

Я сейчас не заступаюсь за того священника, ни в коем случае. Я просто думаю, почему эта ситуация вообще сложилась, из-за чего она произошла.

Самый страшный грех нашего времени, я считаю, — это не гордость, не пьянство, не блуд, не убийство. Это способность к оправданию себя абсолютно во всем. Потому что я достоин всего мира, я от мира должен взять по максимуму, потому что мир крутится вокруг меня.

— Так что же делать этому человеку? Доказывать свою правоту или смиряться?

— Пусть этот человек прав. Но пусть он подумает, зачем ему эта правда.
Сколько людей на свете, столько правд. Вот самая обычная ситуация: приходят муж с женой в храм, ругаются. Слушаешь мужа: прав. Слушаешь жену: права! Правы ли они оба? Наверное, нет. Но что делать? Где истина? А истина может быть только во Христе — в том смиренном Христе, Который проливает кровь, Который дает Себя распять, не призывает легион ангелов, чтобы всех низвести и покорить, вылечивает ухо, которое отрезают рабу Малху в Гефсиманском саду. Тому самому рабу, который пришел Его взять! Господь не противоречит этой мирской неправде. Он выходит, предает Себя на распятие, чтобы чада Его имели надежду на спасение.
Давайте подумаем, может, Господь такими препятствиями дает вам возможность войти в Царствие Небесное? Может, это знак к тому, чтобы задуматься: почему меня останавливают, а других нет? В церковной истории много таких примеров.

Вот Мария Египетская. Она блудница, плыла с паломниками на корабле и блудила с ними. И вот все эти паломники так называемые заходят в храм, а ее Господь не пускает. Почему? Разве среди всей остальной толпы все были безгрешные? Она же с ними и блудила! Что она делает? Бежит в Небесную канцелярию жаловаться: где правда, что это такое, почему так несправедливо? Нет! Она выбирает покаяние и жизнь в пустыне до конца дней. Здесь человек должен задуматься: что дальше?

— То есть нужно научиться переводу с языка формального служения на язык глубинного понимания?

— Да. Это язык обóжения. Мы же созданы для того, чтобы обóжиться, прийти в состояние божественное. Когда человек насаждается в Раю, ему даются заповеди: возделывать Рай, трудиться. И именно этим трудом он может войти в радость Господа, стать как боги. Лукавый приходит и говорит: ничего не надо, никаких диет соблюдать не надо, сейчас я тебе таблетку такую дам, съешь, сразу похудеешь, выучишь английский, и трудиться не надо, вообще ничего делать не надо. На вот, только съешь яблоко — и будешь как боги, и все сразу познаешь. Но это ложь! Посмотрите на историю человечества: исходящее от диавола — ложь! Людям предлагается от Бога путь смирения и труда. Но они отвергают этот путь. Они хотят доказать, что священник неправ. Ну, смирится перед тобой священник, извинится, что дальше? У вас наладятся взаимоотношения? Вряд ли. Будет изгнание из рая.

— То есть ваш совет такой: выбирая между доказательством своей правоты и смирением, — выбирай смирение.

— Надо выбирать между любовью к себе, любовью к собственному торжеству и общинной семейной жизнью. Мне в семье больше нравится. А в семье дверь между людьми открывается только на себя. Надо себя всегда ужать в чем-то. Попробуйте, докажите зеркалу, что оно неправо. Докажите! А вот смиренному человеку вы докажете, что он неправ. Только потом раскаетесь триста раз. Я думаю так.

— Вы хотите сказать, что победа в этом споре всегда будет пирровой победой?

— Да! Абсолютно правильно. Победить вы победите. Вы сожжете Москву, как Наполеон, но отступление-то будет очень тяжелым. Надо уметь сдавать Москву, чтобы выигрывать сражение.

|Читайте также:

Чье мнение главнее — священника или прихожан? — и другие «больные» вопросы о церковной общине

На заставке фрагмент фото Ирины Марьенко

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (53 votes, average: 4,68 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Петр
    Октябрь 12, 2019 18:52

    Очень много слов о родителях, о священнике и о многом другом в беседе редакции и пресвитера, но о душе непричастившегося ребенка так никто не вспомнил.

  • Владислав
    Сентябрь 6, 2019 10:58

    Исповедуясь в храмах как все таки важно найти своего священника. Или несколько батюшек, которым можно исповедоваться. Несколько лет хожу в храм,всегда батюшки очень мирно исповедовали и хорошо, недавно уже не сколько раз попадаюсь на одного священнослужителя , которой отчитывает, не допускает к Причастию за просмотр порнографии. Были случаи когда я в блуд впадал, и священники допускали но потом я конечно долго исправлялся с помощью Божией. Недавно искусился, два раза посмотрел понографию и сегодня меня отчитали как страшного человека. Сильно уверен что такой священник не имеет в себе Духа Святого, нет в нем сейчас сотрадания, и милости к людям. Несколько раз он уже ведет себя вот так. Уймы сил уходят на то чтобы из последних сил Причаститься а тут и не допускают. Решил написать потому что болит душа. Из-за таких как он люди уходят из храмов на десятки лет. А это беда. В Любом случае все священники разные!!! И нельзя по одному судить всех. Прошу молитв обо мне, чтобы все таки смог еще раз, не откладывая надолго, исповедоваться и Причаститься. Спаси Господи люди Твоя и Благослови достояние твое!

  • Арина_Арина
    Август 20, 2019 14:15

    Есть выражение. Пути Господни неисповедимы! Я считаю, что Господь сам допускает или не допускает чего то, даёт или не даёт чему то свершиться для того , чтобы мы что то поняли или сделали вывод. Были случаи , когда я опаздывала с ребёнком на Причастие. Но даже опоздание не по нашей вине – это провидение Господа и люди , которых нам посылает Господь – это тоже для чего то нам надо. Для смирения, для того чтобы мы что то научились ценить, для того чтобы мы не осуждали других и т.д.

  • Сергий
    Август 14, 2019 21:57

    Постараюсь быть кратким: пред Богом все равны, священник – это каждый, кто принял Христа, а не одни лишь клирики, а отсюда и следует, что смириться, или нет с неправотой священнослужителя решать необходимо, исходя не из стремления доказать свою правоту, а исходя из того насколько это полезно для вас и вашего брата во Христе, если вы доказываете правоту из Любви к Богу и ближнему, тогда доказывайте, если из-за амбиций, обиды и т.п. то прости вас Бог….

  • Наталья
    Август 2, 2019 15:12

    Господи, какой ужас, что люди пишут: “Какое счастье, что ни я, ни мои дети ни разу не воцерквлены!!! Язычество — наше всё!” Это для них счастье. И это говорит не один человек!! Вот что ужасно!!! Почему это происходит?? Что отталкивает людей от храма, от церкви?? Священники, ответьте!!

  • Наталья
    Август 2, 2019 15:07

    Часто осуждаю священников, хотя это большой грех! Но вот что сказать подруге, у внука которой крестный – священник, и он ни разу не сходил причастить своего крестника, ни разу не сказал его родителям, что ребенка нужно причащать хоть изредка!! В итоге мальчику 4 года, и его ни разу не причащали при том, что его крестный отец – священник!!

  • марта
    Август 2, 2019 8:10

    а что для Вас важнее: доказать свою правоту священнику или причастить ребёнка? Проблемы, я считаю, нет вообще, действительно на своём приходе священник всегда прав, но и несёт ответственность за свои действия, если Вас не устраивает политика именно этого батюшки, просто поменяйте приход. В конце концов со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Или просто хочется доказать, как Вы правы…

  • Наталья
    Август 1, 2019 20:35

    Спасибо большое о. Игорю за обсуждение такого непростого частного и общего вопроса и Лиле за замечательные слова о том, можно причаститься, а на небе остаться непричащенным… о. Игорь совершенно прав, можно настаивать на своем, но Господь лишит своей благодати, а можно подумать о том, что лучше причаститься в следующий раз, а после службы спросить у батюшки сколько ребенок должен не есть до причастия и постараться выполнить его совет. И Господь пошлет вам духовную радость за ваше смирение, а священник, возможно, почитает правила как причащать младенцев и это поможет ему в дальнейшем служении и он будет вам благодарен за то, что вы подвигнули его на это…
    Пользуясь возможностью, поздравляю редацию журнала и всех читателей с днем почитания прп. Серафима Саровского, который завещал нам стяжать дух мирен, благодать Духа Святаго!

  • Маргарита
    Июль 27, 2019 22:38

    Какое счастье родиться в семье атеистов.

  • Анфиса
    Июль 27, 2019 21:21

    Что то мне сердце подсказывает, что горькой истории не было бы, если бы священники почаще вспонимали народную мудрость – ” кому Богом дано больше, с тех и спрос больше”
    Свт. Иоанн Златоуст
    “…оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму”

    См. Толкование на Мф. 15:12

  • Елена
    Июль 26, 2019 20:39

    Сборище мазохи стов какое-то, а не комментарии.

  • Владислава
    Июль 26, 2019 19:15

    Какое счастье, что ни я, ни мои дети ни разу не воцерквлены!!! Язычество — наше всё!

  • евгений
    Июль 26, 2019 3:50

    не понимаю зачем туда вообще ходить не я лично туда ни ногой и детей своих не пускаю вырастут сами определятся нужно им это или нет

  • Лилия
    Май 13, 2019 21:50

    Валентина, это испытание Вашей стойкости и крепости в смирении, не печальтесь, Вы умница) Георгий Ургебадзе строго так говорил послушнице или монахине даже, пить воду с таза в котором помыли руки все сестры монастыря..и когда она выпила то обнимал ее и радовался как дитя за ее смирение и послушание) можно причаститься, а на небе остаться непричащенным, а можно и наоборот, вообще не причаститься так как уступить кому-то очередь на исповедь и не успеть к Причастию, а ангел причастит. Говорят даже если человек оочень хотел быть на Литургии, а в силу обстоятельств не смог, даже за одно желание душа такого человека получает от Ангела просфору…верю, что любое движение сердца к Богу вознаграждается) пусть Вы почувствуете Господню любовь и Вас волнует не человеческое отношение к Вам , а Божье😊 так что если священник что-то сделал “не так”, ангелы доведут дело до конца…помагают нам слабым человекам)

  • Валентина
    Март 3, 2019 18:15

    Я стараюсь регулярно ходить на причастие. Но неожиданно заболела. С наступлением улучшения самочувствия подготовилась к причастию и причастилась. Но… Когда священник положил мне в рот лжицу , рядом стоящая бабушка дважды вытерла мне уста и говорит: ” Ой. немного осталось, сами уберете”, а я машинально провела по губам рукой, губы оказались чистые (бабушка , наверное, увидела небольшие красные пятна на губах, они у меня появились года 2 назад) , руки опять сложила крестообразно на грудь. Что тут началось! Батюшка начал орать на весь храм: “Какая-нибудь овца да найдется! Вам теперь прямиком в ад! Вам теперь надо руки отрубить и сжечь! Зачем рукой до платья дотронулась, платье теперь надо сжечь!” Бабушка дала мокрую тряпку, я вытерла руки, потом подошла к батюшке каяться, какое бы телодвижения не делала, батюшка страшно на меня орал, я не понимаю, что происходит, весь храм следит за нами и очень много моих знакомых , им неудобно , что они оказались свидетелями неприятного инцидента . Потом мне разрешили выпить теплоту. Я начала плакать ( сейчас пишу, тоже слезы ручьем , целыми днями плачу, а я еще до конца не выздоровела, боюсь, как бы хуже не стало) . Спасибо прихожанам, они начали меня успокаивать. Всю службу проревела. Потом сходила домой, переоделась, а платье и жилет отнесла в церковь для того, чтобы сожгли. ( А я абсолюно новое платье надела и сверху белый жилет) У меня такое ощущение, что я обвалялась в грязи после причащения. Прости меня Господи за такие слова! До сих пор не могу успокоиться, давление скачет, бессонница напала, все думаю об этом. Но еще дело усугубляется тем, что обвинили беспочвенно: на губах не было ни Святой Крови, ни Святого Тела. Губы были чистые и сухие, т.к. бабушка дважды вытерла уста, а до этого я все проглотила. Я в интернете читала о тех случаях, когда Святые Дары проливались на одежду и т.д., но в моем случае все было аккуратно. Но теперь я в эту церковь ни за что не пойду, мне просто стыдно там появляться, хотя ничего постыдного я не совершила. Если что-то не так пошло, неужели батюшка не мог спокойно объяснить. Я не понимаю одного : нам твердят, что гнев, раздражительность, обзывание, нетерпимость, жесткость – это грех, почему батюшка сам так поступает?
    Р.S. На службе причащались всего 3 человека. Служба была в пятницу, я бы не сказала, что у батюшки был трудный день. Прости меня, Господи!
    С уважением Валентина.

    • Редакция
      Март 4, 2019 13:18

      Валентина, потому что священники – тоже люди, а люди бывают разные… Это безусловно очень тяжелая и грустная история. Лучше всего помолится об этом священнике и попросить у Господа успокоения для себя. Так же можно рассказать об этом на исповеди в другом храме.

  • Павел
    Январь 29, 2019 17:42

    как ни странно- но вы духовные отцы всегда говорите, что мы приходим в первую очередь не к священнику а к Богу- ето есть правда, но не забывайте что священник всегда должен делать так, чтоб мы тянулись к Богу – и не отталкивать нас простых людей от Бога.
    Прочитав много статтей – и еще много коментариев- могу сказать следующее- что священники- сейчас во время раскола- и есть тым расколом.
    Требующие только денег и полностью повиновения как с раба.
    Но учтите что мы все вольные люди, и даже всевышний дал нам свободную волю.
    Даже в храмах сейчас сделали торговлю, продают даже мед с пасики , освященный, Святой водой, я не говорю о свечах, на которых набивают цену в три дорога, и золотых и сребных крестиках, иконах, и прочее товарах, на которых стоит цена завышена, я говорю как о торговле в целом.
    Всем ведома история когда Христос выгонял торговцев их Храма Божия, и опрокидывал их торговые лавки.Сейчас некому так сделать, ибо все что вам не угодно, или все что вы заметите что не так- есть ересть и грех.
    Нужно терпеть, и повиноваться вашим духовным наставникам, даже тогда когда швыряют и нагло толкают моих детей которые прислуговуюют в Храме, батюшке даже тогда когда , я собственно ручно принес свой сделанный светящийся крест, и сказал, Батюшка- я принес для церкви прекрасный крест- украсив его камнямы и сделал их 4 пород дерева , а делал я его целый месяц- в поту и в труде, а батюшка вместо того чтоб обратить свой взор на мое творение, обратил взор на мою жену которая скромно была и сидела на лавочке- сказал что она его искушает- своей красотой и он ее хочет как мужчина. А потом после службы – сказал – что критикуйте крест который сделал -один человек, даже не назвал меня по имени, и сказал один человек- может кому свет от креста глаза заслепляет.
    Когда я услышал, ети слова – Критикуйте Крест, меня ето добило.
    Потом как быть когда вам говорят- что вы постоянно опаздываете, но вы никогда не опаздываете на службу, а опаздывает матушка- которая руководит хором,и опаздывают всегда дети нашего священника- которые приходят на службу после чтения Эвангелия, а то и вовсе не приходят, хотя живут в пару метрах- от церкви.
    Как быть – когда батюшка всегда говорит о деньгах, и что молиться он не будет без денег за усобших, ибо весь труд оплачивается, как быть когда перед всеми священник говорит что моя жена искушает его и всех- мужчин в Храме, хотя жена скромно одета и даже повода не дает, как быть когда тебе дают понять что я здесь нетерпим, как быть когда наш священник всегда со злобой смотрит на всех, и со злостью приступает совершать службу, по причине ссоры с матушкой, как быть когда за деньги внесенные за тебя моляться, не даш денег не помолятся, как быть когда всегда говорят разные упреки, когда говорят на детей твоих что они такие сякие, а внуки батюшки во время службы гавкают и поюь непристойные песны с матюками.
    скажите как быть когда сыновя священника ведут себя в жизни так либо ты должен нам все, и должен все сделать бесплатно, потому что мой папа – батюшка- о он там потом тебя не причастит.
    Скажите как быть когда в лицо тебе батюшка говорит, что у тебя красивая жена- и она меня соблазняет, о потом матушка на мою жену смотрит как дракон дымяший.
    Скажите ка быть когда тебя во всем упрекат священник, когда священник в разговоре завидует что высший по чину его ездит на дорогих машинах при етом называя точные модели авто , что даже я неразбирають в них, и говорит, что зачем Архиерею, столько машин, и домов с басейнами, а вы люди еште гречю, как быть когда батюшка даже врет – и вранье его было не однократно.
    Люди- добрые – скажите как быть и что делать- когда я вам даже и половины не описал всего, а дальше еще горше и больнее.Ведь я иду в Храм чтоб лечить душу , а получается что я иду вместе со семьей и мы только наносим себе духовный вред и та боль не стирается, ничем, и никак.
    Я знаю что сейчас все священники заступятся за своего коллегу- и скажут, ды вы грешный и осудили ближнего своего да еще и батюшку, гореть вам а аду, и дале такое подобное, что упал духом , мало молюсь, мало все делаю, и вера моя мала, и что все во мне причина.
    Ето свойственно вступать на зашиту своих – таких как наш духовный предводитель.
    Но о какой может быть речь спасении, когда сам же священник а таких как он много, сам губит наши души вместе со своей, и сам нас влечет в по той причине , что своими делами он всегда у нас на слуху.
    Нужно наверное сказать Хватит, нас унижать, хватит, всего етого, хватит и перестать ходить в ту церковь где он служит, но ето не выход – ведь мы идеим не к священнику вы скажете, мы ж идем к Богу!!!!

    Боже дай мне силы и мужества вытерпеть все , что делает лукавый во облике нашего батюшки, и дай ему Господи разумыя, увидеть все нечистивое во его делах.

  • Роман
    Январь 29, 2019 14:48

    как ни странно- но вы духовные отцы всегда говорите, что мы приходим в первую очередь не к священнику а к Богу- ето есть правда, но не забывайте что священник всегда должен делать так, чтоб мы тянулись к Богу – и не отталкивать нас простых людей от Бога.
    Прочитав много статтей – и еще много коментариев- могу сказать следующее- что священники- сейчас во время раскола- и есть тым расколом.
    Требующие только денег и полностью повиновения как с раба.
    Но учтите что мы все вольные люди, и даже всевышний дал нам свободную волю.
    Даже в храмах сейчас сделали торговлю, продают даже мед с пасики , освященный, Святой водой, я не говорю о свечах, на которых набивают цену в три дорога, и золотых и сребных крестиках, иконах, и прочее товарах, на которых стоит цена завышена, я говорю как о торговле в целом.
    Всем ведома история когда Христос выгонял торговцев их Храма Божия, и опрокидывал их торговые лавки.Сейчас некому так сделать, ибо все что вам не угодно, или все что вы заметите что не так- есть ересть и грех.
    Нужно терпеть, и повиноваться вашим духовным наставникам, даже тогда когда швыряют и нагло толкают моих детей которые прислуговуюют в Храме, батюшке даже тогда когда , я собственно ручно принес свой сделанный светящийся крест, и сказал, Батюшка- я принес для церкви прекрасный крест- украсив его камнямы и сделал их 4 пород дерева , а делал я его целый месяц- в поту и в труде, а батюшка вместо того чтоб обратить свой взор на мое творение, обратил взор на мою жену которая скромно была и сидела на лавочке- сказал что она его искушает- своей красотой и он ее хочет как мужчина. А потом после службы – сказал – что критикуйте крест который сделал -один человек, даже не назвал меня по имени, и сказал один человек- может кому свет от креста глаза заслепляет.
    Когда я услышал, ети слова – Критикуйте Крест, меня ето добило.
    Потом как быть когда вам говорят- что вы постоянно опаздываете, но вы никогда не опаздываете на службу, а опаздывает матушка- которая руководит хором,и опаздывают всегда дети нашего священника- которые приходят на службу после чтения Эвангелия, а то и вовсе не приходят, хотя живут в пару метрах- от церкви.
    Как быть – когда батюшка всегда говорит о деньгах, и что молиться он не будет без денег за усобших, ибо весь труд оплачивается, как быть когда перед всеми священник говорит что моя жена искушает его и всех- мужчин в Храме, хотя жена скромно одета и даже повода не дает, как быть когда тебе дают понять что я здесь нетерпим, как быть когда наш священник всегда со злобой смотрит на всех, и со злостью приступает совершать службу, по причине ссоры с матушкой, как быть когда за деньги внесенные за тебя моляться, не даш денег не помолятся, как быть когда всегда говорят разные упреки, когда говорят на детей твоих что они такие сякие, а внуки батюшки во время службы гавкают и поюь непристойные песны с матюками.
    скажите как быть когда сыновя священника ведут себя в жизни так либо ты должен нам все, и должен все сделать бесплатно, потому что мой папа – батюшка- о он там потом тебя не причастит.
    Скажите как быть когда в лицо тебе батюшка говорит, что у тебя красивая жена- и она меня соблазняет, о потом матушка на мою жену смотрит как дракон дымяший.
    Скажите ка быть когда тебя во всем упрекат священник, когда священник в разговоре завидует что высший по чину его ездит на дорогих машинах при етом называя точные модели авто , что даже я неразбирають в них, и говорит, что зачем Архиерею, столько машин, и домов с басейнами, а вы люди еште гречю, как быть когда батюшка даже врет – и вранье его было не однократно.
    Люди- добрые – скажите как быть и что делать- когда я вам даже и половины не описал всего, а дальше еще горше и больнее.Ведь я иду в Храм чтоб лечить душу , а получается что я иду вместе со семьей и мы только наносим себе духовный вред и та боль не стирается, ничем, и никак.
    Я знаю что сейчас все священники заступятся за своего коллегу- и скажут, ды вы грешный и осудили ближнего своего да еще и батюшку, гореть вам а аду, и дале такое подобное, что упал духом , мало молюсь, мало все делаю, и вера моя мала, и что все во мне причина.
    Ето свойственно вступать на зашиту своих – таких как наш духовный предводитель.
    Но о какой может быть речь спасении, когда сам же священник а таких как он много, сам губит наши души вместе со своей, и сам нас влечет в по той причине , что своими делами он всегда у нас на слуху.
    Нужно наверное сказать Хватит, нас унижать, хватит, всего етого, хватит и перестать ходить в ту церковь где он служит, но ето не выход – ведь мы идеим не к священнику вы скажете, мы ж идем к Богу!!!!

    Боже дай мне силы и мужества вытерпеть все , что делает лукавый во облике нашего батюшки, и дай ему Господи разумыя, увидеть все нечистивое во его делах.

  • Елизавета
    Август 15, 2018 15:23

    Наш священник во время службы в церкви в неопрятном виде босой, матушка не имеете музыкального слуха пытается руководить клиросом. Делаем замечание никакой реакции.что делать смириться?

  • Валерий
    Март 10, 2018 21:07

    Священник всегда прав если это касается Таинств Церкви, т.к. ему дано такое право “вязать и решить”. Он один может допустить человека до причастия или отлучить, отпустить грехи или наложить эпитимию, повенчать или не венчать, крестить или не крестить. Если я будучи отцом семейства запрещаю своему чаду что-то делать, то что мне по каким-либо причинам не нравиться, пусть я даже не прав с формальной точки зрения, мое слово закон для моих домочадцев. В семье, в коллективе, в государстве – везде существует иерархия, младший подчиняется старшему, для этого и существуют начальства и власти. Если этого нет тогда в обществе царит анархия. А в остальных случаях, не касающихся Таинств Церкви со священником можно не соглашаться.

  • Душа
    Июнь 27, 2017 5:59

    Ирина! Не как батюшка благословит! Почитайте советы Святых Отцов для мирян!
    Меня вот батюшка “доблагословлялся”! Моим мужем и мной просто не допущен будет до нашего дома и семьи. Священник НЕ имеет никакого права ни на Вашу жизнь, ни на советы вашему младенчику! Священник , он такой же великий грешник,как и мы все. У них семьи чаще в разы не счастливые и страшно порой наблюдать, а они советы дают как Семью крепкую создать,они как не видят будто и все твердят,влезая,” мы орудия Божии”. Прихожане в разы чище и покойнее таких оружий. Не батюшка , а Святые Отцы и Библия должны нас вести. А священнику только,как и советует Осипов, пришёл и без лишних подробностей,без допуска священника в семейные дела!!! Покаялся,получил причастие. Поменьше в гости их,а то влезать будет везде сапогом в душу. В погибель только сведет. На место ставить таких и говорить ” батюшка, у меня Муж меня благословляет,ваше мне не нужно” . зачем было говорить о молоке за 2 часа??? Кротость и послушание должны быть по Святым Отцам, признанным Церковью. Ваш наставник Муж,а не ” как батюшка благословит” !

  • Ирина
    Декабрь 9, 2015 16:51

    Моей дочери 6 лет. Младенец считается. Но перед причастием даже воды не даю. Батюшка спрашивает”Вкушала утром или нет”. Не возникало мысли у меня даже поспорить. Как Батюшка благословит, значит так надо.

  • Женя
    Декабрь 9, 2015 14:20

    Да тут просто невежество священника. А указать ему на это, по всей видимости, некому. Для прихожан его храма он пуп земли и всегда прав.

  • Татьяна
    Декабрь 9, 2015 8:25

    По сути, ответ сводится все к тому же. У вас нет власти, вас обидели – смиритесь. Вы должны работать над отношениями, а священник не должен. А ведь если кто-то на человека обижен, он не имеет права приносить свой дар к жертвеннику. Священнику бы задуматься над этим.

  • ТАМАРА
    Декабрь 8, 2015 20:06

    мне кажется,чио батюшка даёт очень верный совет. в первую очередь надо причащаться самой маме вместе с младенцем. Наверное, и священник,что не причастил,что-то знает такое,раз не сделал это .мама,смиритесь,подумайте,может,дело в вас??? Спаси и сохрани всех ,Господи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *