МОБИЛОГРАФИЯ

Художники с телефоном в руках

«Вперед, только вперед!» — говорит мой отец, когда играет с другом в шахматы. Без промедления, семимильными шагами, руководствуясь тем же лозунгом, двигаются вперед наука и техника. И кажется, что человек едва поспевает следом.

Не так уж давно, по меркам истории, человеку и в голову не могло прийти, что время можно остановить, запечатлеть его чудо-машиной, предварительно осыпав объект съемки искрами фотовспышки. И даже полвека спустя камера размером чуть меньше ладони могла появиться только в шпионском фильме про Джеймса Бонда. Но наступило сегодня и тут же обогатило наш лексикон новым понятием — мобилография. Это съемка на мобильный телефон, которая быстро завоевывает позиции. Снимки, сделанные на мобильник, становятся документом, фактом действительности и даже искусством.

Два друга и коллеги, два профессиональных фотографа, преподающих историю, теорию и практику фотографии в фотошколе «Позитив» (при кафедре журналистики Российского православного института) — священник Игорь Палкин и Андрей Рогозин — предложили создать проект «Мобилография», а заодно и открыть новый курс в фотошколе. «В рамках курса по документалистике, — говорит Андрей Рогозин, — мы просим студентов вести ежедневную съемку, которая должна развить способность видеть кадр, чувствовать и находить сюжет всюду, в любой момент времени, в любом месте. Техническое качество снимка непринципиально, поэтому снимать мы разрешаем любым инструментом, в том числе и телефоном».

«Камера в мобильнике примитивна и не предоставляет фотографу никаких других шансов проявить себя, кроме как грамотно скомпоновать кадр, — поясняет отец Игорь. — В большинстве своем начинающие и непрофессиональные фотографы мыслят литературно, а не фотографически. Мобилография позволяет развить именно фотографическое видение».

Оба фотографа убеждены, что качества изображения, которое дают камеры в телефонах, более чем достаточно для решения огромного числа творческих задач, особенно касающихся уличной съемки, жанровых и пикториальных (подражающих живописи) сюжетов. «Иногда очень важно, чтобы окружающие не видели в тебе фотографа, не начинали поправлять прически, одергивать пальто и принимать позу. Словом, ты не должен своим присутствием влиять на сюжет, — добавляет отец Игорь. — В такой ситуации фотоаппарат в мобильнике — идеальный инструмент. Дистанция между фотографом и объектом съемки становится минимальной. Лично для меня фотография до сих пор — и работа, и профессия, а съемки на мобильник — в каком-то смысле отдых, развлечение и даже утешение. Это возможность в любой момент сохранить образы дорогих мне людей и яркие переживания. Как не воспользоваться камерой, когда она лежит у тебя в кармане? Это как записная книжка писателя, как клочок бумаги, на котором он черкнул короткое стихотворение.
Я вот пишу неважно, потому мой дневник получается в форме фотоальбома».

Фотограф, даже если работает по заданию, —  прежде всего человек переживающий, пытающийся зафиксировать свое впечатление, настроение. Важным, красивым, осмысленным, привлекательным, с его точки зрения, может стать почти всё. Другой вопрос, как удержаться в рамках и не плодить заурядное. А ведь это так легко, когда сам процесс почти ничего от тебя не требует.

«А вы знаете, — возражает мне Андрей Рогозин, — что победителем крупнейшего международного фотоконкурса WorldPressPhoto трижды становился венгерский фотограф Балаш Гарди, который значительную часть своих проектов снимает именно мобильным телефоном?! Когда летом мы встретились с ним в Москве на мастер-классе, он сказал, что на сегодняшний день едва ли не наиболее удобным для журналистики инструментом стал телефон. Вот вы говорите о безучастном щелканье по виртуальной кнопке, об «обмирщении» фотографии. Но если покопаться в истории фотографии, то мы увидим, что появление каждой новой технологии встречалось именно с такого рода сентенциями: всё, фотография умерла, теперь это будет массовое «ничто»! В первый раз это сказали в конце XIX века, когда в продаже появились готовые наборы для полива эмульсии. Теперь снимать мог каждый, ведь не нужно было часами мешать реактивы, чтобы сделать кадр! Искусство умерло. Спустя 15 лет то же говорили при появлении пленки и готовых наборов для проявки; потом — когда появился «цвет», «цифра»… И мне как фотографу всё это странно слышать: ведь никто почему-то не считает появление принтеров угрозой литературе. Фотография как искусство — удел тех, кто им занимается, какой бы они при этом инструмент ни выбрали, от камеры-обскуры до телефона. Технология тут не является критерием в принципе».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.