Как снова не впадать в грех?

Вопрос читателя:

Как научиться страху Божию? Как получить горчичное зёрнышко веры? Как избавиться от яда греха? Как научиться держать внутри мир? Что делать, если после исповеди в который раз, снова и снова повторяются одни и те же грехи, хоть и сокрушался и имел желание не грешить? Я уже в пятисотый раз поднимаюсь и подвизаюсь, и в который раз пал и лежу на дне, полностью разбитый своим собственным грехом, живущим внутри меня. Враги знают, на что я попадаюсь. Сил нет от постоянной брани. Как стать воином таким, как Ангелы, чтобы иметь невозможность отступиться и пасть?

Сергий

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

MmorozУважаемый Сергий!

Каскад важных вопросов! Но тот, что тревожит, — это как достичь непадательного состояния. Конечно же, трудом над собой. В основание православного духовного делания необходимо положить краеугольный камень (фундамент) — веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Очень часто современный человек за многообразием духовных явлений в церковной жизни отвлекается от главного в нашей вере — Господа Христа.

По меткому замечанию нашего современника профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, суть Христианства — Сам Господь Иисус Христос. Наша вера и все, что мы делаем, должны иметь сосредоточенность на Христе, теснейшее единение с Ним. Почему это так важно для подвизающегося против греха? В Его рождении от Пресвятой Богородицы, в добровольном воплощении, в том что Он пожил нашей жизнью, прошел через человеческий опыт смерти, вкусив запредельных человеческих страданий и воскрес, есть важное для нас утешение в том, что мы через веру в Него, через участие в церковных таинствах становимся причастными к Его спасенной богочеловеческой природе, через это получаем подобие лекарства от греха и, в конечном счете, исцеление от греха. Христиан не должен выходить на борьбу со своими страстями и грехами в самоуверенном стремлении самостоятельно победить грех, а так, к сожалению, многие из нас пытаются делать.

Материал по теме


Фото https://www.flickr.com/photos/gareth1953/5557195320/in/photolist-9t55yq-zXLZaW-4PbsTW-djDGwU-ssW1EM-r5KSK6-8PsuyM-y8oWCK-csv66o-dYMSv3-aGWSCc-3da2Re-ebd3P3-ec7Moz-6auouu-ed7W8J-4vFqea-p2UcNG-58NkfH-fYysiy-kXPdqZ-dH7aRK-bCwcJ1-5RvHNd-dTouxf-69DrLK-hpJPws-qLzRf1-5FSxGy-xqQGPy-wY1iYk-2XV47W-7qN1CM-4a9Wo6-j8wfNA-dHCKtJ-8MHsFb-f9Wq4i-bX8j3U-8LjMq1-puG3ZW-pffZKL-qi8zR6-y8krpF-x2zjMJ-p5qx3i-7Npg9s-eEh3YC-cjiR5y-gYNhiu

Любовь и страх

Страх – благое дело, для человека отпавшего от Бога. А ведь мы в таком состоянии сейчас и находимся по преимуществу – в отпавшем. Не зря же на каждой исповеди батюшка читает над нами молитву – «…примири, и соедини его святей твоей Церкви».

Вот и святой апостол Павел нам советует: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:10-17).

Давайте вместе вникнем, о чем апостол говорит! Святитель Иоанн Златоуст помогает нам понять слова 10 стиха «Господом и могуществом силы Его»: «То есть, в надежде на Него, через Его помощь. Так как он повелел многое и при том должное, то и говорит: не бойтесь, возложите надежду на Господа, и Он все облегчит для вас». Далее Златоуст поясняет, какого рода наша борьба: «Против какой тьмы? Не ночной ли? Нет, – греховной. Мы были, говорит он, некогда тьмой, – называя так грех в настоящей жизни, потому что он уже больше не будет иметь места ни на небе, ни в грядущем веке. Миродержителями же называет (дьяволов) не потому, чтобы они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Греховные дела Писание обыкновенно называет миром, например, в изречении Христа: «Потому что вы не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14). А также миром называет злые действия».

Далее апостол Павел употребляет образы милитаристской экипировки для того, чтобы описать воина-христианина приготовившегося к брани. Если обратить внимание, воином христианина Церковь называет при совершении таинства Крещения и при совершении чинопоследования монашеского пострижения, что говорит само за себя: мы воины, которые должны иметь доспехи. Апостол Павел ефесянам и нам предлагает следующее обмундирование: препоясание чресл, броню, обувь, щит, шлем, меч.

Святитель Феофан Затворник на основе святоотеческого опыта раскрывает духовное значение этих воинских одежд:

1. «Апостол Петр заповедует христианам препоясание, именуя его препоясанием помышлений, и уравнивает с трезвением (1 Пет. 1, 13). Мысли грешника непрестанно блуждают и никогда не постоят на одном. Это брожение помышлений делает его нравственно бессильным и вместе открывает его всем приражениям и злокозненностям врага. Вместе с бродящими в голове мыслями и образами пробирается туда и враг, и начинает строить свои призрачные планы и увлекать на страстное и греховное. Грешник думает, что все то построение его собственное, а оно все вражье, и, исполняя то, он врагу служит. Когда покается он, то первая его забота должна быть — остановить брожение помыслов, чтоб преградить врагу всякий к себе доступ, ибо он чрез помыслы подходит. Останавливается брожение помыслов трезвением, которое есть постоянное внимание ума к движениям помыслов с целию не допускать ни одного недоброго».

2. «Что же здесь броня? — Правда. Правда здесь — праведность, всякое доброе и святое расположение сердца. Чтобы видеть, как совокупность таких расположений составляет броню, отражающую удары, приведем на память, как действуют вражеские искушения. Размах вражеского меча — есть нанесение помысла, в надежде, что в сердце отзовется ему сочувствие, на основании которого он потом состроит сильное искушение. Представляется, например, лицо оскорбившее: это вражеский взмах меча. Когда на это в сердце отзовется неприязненное чувство к оскорбившему: это значит, что меч прошел до тела души и ранил ее. Подскакивает тогда враг к душе и поднимат в ней целую бурю враждования и мстительности. Но когда в сердце лежит постоянное расположение прощать обиды и держать себя всегда в тихой кротости и мирности со всеми, тогда сколько враг ни напрягайся представлять душе в помыслах лица оскорбившие, в сердце никакого отзвука им не будет, а следовательно, врагу не к чему будет приплести и свое искушение. Удар его меча отскочит от сердца, как от воина, облеченного в броню. Так вообразите, что в сердце положены все добрые расположения, возлюблены им и составляют его сокровища: тогда какие бы хитрости враг ни употреблял посеять в душу возбудительные помыслы, пользы ему от этого никакой не будет, потому что от них никакого не останется следа в душе. Помыслы, при всем препоясании их трезвением, вниманием и бодренностью, могут проскользать, потому Апостол и не удовольствовался одним препоясанием, а велел надевать и броню — в сердце внедрить все святые расположения, чтобы хоть и прокрадутся как-либо помыслы, никакого от них худого воздействия не произошло в сердце».

3. «Применим к обуви указанное настроение сердца. Кто бос или плохо обут, тот робко ступает, боясь боли от неровностей пути. А кто обут хорошо, тот смело ступает и по кочками, и по кремнистым, и по усеянным колючками стезям. Таков, кто всему земному умер и сердцем живет на небе, с готовностью на лишения и смерть. Смело идет он, ничего не боясь, ибо на все уже уготовился, и ничего нельзя придумать, на что бы он не был готов. А кто еще живет на земле и земные питает вкусы, интересы и надежды, тот непрестанно охает и вскрикивает, будто на колючки ступает».

4. Сила Господа, главы Церкви, и сила всего тела Его Церкви отражается в ней. Она и сильна. Вот истинный щит! Разжженныя стрелы суть внутренние и внешние искушения, сильные и решительные, как бы последние усилия врага, где он совмещает всю свою злокозненность. Их нельзя определить именно; потому что они изменяются соответственно лицу, по обстоятельствам его. Для одного — одно, а для другого — другое бывает разжженною стрелою. Святой Златоуст говорит: «Стрелами лукавого Апостол назвал как искушения (внешние), так и неистовые пожелания, а словом: разжженныя — означил свойство их. Много помыслов, волнующих душу, много сомнений и неразрешимых вопросов, но истинная вера на все дает успокоительный ответ. Много внушений, которыми диавол, воспламеняя душу, повергает ее в разного рода недоумения. Например, говорят: есть ли воскресение? Есть ли суд? Есть ли воздаяние? — Имей только щит веры, и ты угасишь им стрелы диавола. Возникло ли в тебе какое-либо неистовое желание? Запылали ль внутри тебя огнем лукавые помыслы? — Покажи врагу веру в грядущие блага, и он более не покажется, мало того: погибнет. Все стрелы, а не так, чтобы одни угасить, а другие нет. Видишь ли, сколько стрел угасили некогда праведники? В нас воюют помыслы — пошлем вперед веру. Нас обуревают неистовые пожелания — призовем на помощь веру. Мы находимся в трудных обстоятельствах и несчастии — будем искать утешения в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие. Если ее потеряем, то и оружие тотчас сокрушится. Над всеми, сказано, восприимше щит веры».

5. «Шлем — спасение, то есть сочетание с Господом Спасителем в таинствах, и именно чрез частую исповедь и причащение. Кто так будет делать, тот не может не прийти в сознание, что стоит под Господом — Главою, Который и прикрывает его прочнее и безопаснее, чем шлем — голову. Впереди говорилось, что щит веры есть сила, исходящая от сочетания с Господом и святою Церковью, — Ангелами и святыми. Теперь выходит, что необходимое средство и условие к сему сочетанию и углублению его есть принятие Святых Тайн. И это-то означает — спасение, в слове Апостола: шлем спасения. Потому Апостол и не сказал, как обычно: σωτηριας, но: σωτηριου,— спасительного. Что у нас спасительное? — Ничего нет спасительнее таинств! Принимая в этом смысле слово Апостола, получим особое, мощное оружие против врагов. Оно и в действии состоит у всех борцов»

. 6. «Что есть меч духовный, изъясняет сам Апостол, говоря, что это есть глагол Божий, то есть Богооткровенное слово. Как этим словом можно поражать врага, показал Сам Господь, когда, искушаемый в пустыне, все хитросплетения диавола рассекал мечом слова Божия. Восприять такой меч, значит — знать на память Божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским. Условие действенности такого оружия есть не вера только и любовь к слову Божию, но и расположение по нему жизни. Поскольку такое состояние производится благодатью Божиею, то произносящий возлюбленное и делом осуществляемое слово в нем износит и благодатную силу, которая опаляет врага. Опытные борцы с диаволом — подвижники — говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет, как исчезает дым от дуновения ветра. Иные говорят: собери и содержи в памяти наготове изречения Писания против всякой страсти, и, когда случится быть искушаемым, припоминай и читай вслух, если можно, эти изречения,— и искушение отойдет».

Вот, Сергей, Вам и доспехи Бога! Джеки Чан пусть отдыхает, а мы с Вами, если наденем доспехи Христа Бога нашего, выдержим любые враждебные атаки здесь и достигнем радостной вечности с Богом. Спасибо за вопрос!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото flickr.com/dvids

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (12 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.