Вопрос читателя:

Здравствуйте. Слушаю лекции по теме Великого покаянного канона. Красной нитью в них проходит такая установка: нужно достичь такого состояния, при котором ощущаешь себя самым грешным из живущих людей, вследствие чего приходит сокрушение из-за своих грехов, а с сокрушением и плач. Это состояние достигается осознанием невозможности выполнения лично мной заповедей Божьих. Да, я понимаю, что я человек грешный, стараюсь бороться со страстями и грехами. Но как всё-таки осознать себя самым грешным, смотря на горе людей, которые столкнулись с потерей близких, виновником которой стал, например, маньяк, террорист, военный преступник и т.д.?

Сергий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Сергей, Вы задали два вопроса и я постараюсь ответить на них, хотя, конечно же, это непросто.

Я, честно говоря, никогда не слушал лекции по Великому покаянному канону, но зато 40 лет слушаю или читаю его в храме. И моё впечатление от этого канона совсем иное. Указывая на величайшую степень личной греховности, автор в этом каноне предлагает и средство для исправления ситуации. Не мы сами можем исправиться, но только Бог может изменить состояние нашей души. Поэтому, плача о грехах, мы прибегаем к помощи Божией, прося Его Самому вмешаться в нашу жизнь и изменить её от греховной к спасительной.

Что же до того, что каждый человек является самым грешным, то это сложно объяснить словами, это можно только осознать сердцем.

Тот же самый маньяк или военный преступник совершили куда более тяжкие грехи с точки зрения общественной оценки их поступков. Но мы, имея куда больший потенциал к духовному совершенствованию, не реализовываем его и тем более грешим.

Смотрите также:

Так что, если смотреть со стороны, то наши грехи могут показаться и не столь тяжкими, но если смотреть из глубины сердца, то станет понятно, что наша личная греховность — самая страшная.

Опять же, есть очень хорошая идея о том, что себя нужно сравнивать только с самим собой, а не с кем-то другим, потому что полезно сравнение тех, кто идентичен. И с двумя разными людьми это не работает, потому что у всех разные обстоятельства жизни, воспитание, здоровье и так далее. И очень важно помнить о той перспективе и цели, к которой мы призваны. Есть Вы и есть путь, по которому Вам Богом заповедано пройти. Каждый раз, когда Вы промахиваетесь мимо этого пути (грешите), Вы оказываетесь вне его. И как Вас (и меня, и любого человека в отношении его собственного пути) определить, если, как я уже сказал выше, сравнивать человека только с самим собой? С этой точки зрения по отношению к себе потенциальному, который идет по этому Богом заповеданному пути, он и есть самый грешный. Иными словами, это осознание своего собственного положения на пути Спасения. А отсюда и сокрушение о том, что я промахнулся мимо моей же дороги, плач — и сердечное, искреннее и глубокое желание, с Божией помощью, вернуться назад на свой дорогу.

Отрадно, что Вы столь серьезно относитесь к своей духовной жизни, уверен, это принесет и уже приносит благие плоды.

Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
17
Сохранить
Поделиться: