Вопрос читателя:

Здравствуйте! В Православии, в отличие от Католицизма, считается, что Фаворский Свет был нетварен. Свет является физическим объектом, так как апостолы Петр, Иаков и Иоанн могли видеть его своими плотскими глазами. Но как физический объект может быть нетварен, если Бог сотворил всю физическую реальность, включая человеческое тело Христа? Также в книге «Триады» святителя Григория Паламы, утверждается, что все божественные энергии нетварны, но НЕ все НЕ имеют начала. Мой вопрос: как что бы то ни было может быть нетварным, но иметь начало? Заранее благодарю за ответ!

р.б. Игорь

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Игорь!

Проблема в Вашем рассуждении заключается в том, что Вы считаете, что всякий свет является физическим объектом тварного мира. Это ни на чем не основанное допущение.

В статье «Свет Фавора» Петр Малков пишет: «Фаворский свет — свет нетварных Божественных энергий — конечно же, не есть материальный, чувственный. А потому, по Паламе, подобный свет не может быть воспринят обычным людским глазом. Значит, для того, чтобы суметь этот свет увидеть, человеку необходима какая-то иная, новая зрительная сила, в сравнении с обычным физическим зрением — ограниченным и способным видеть лишь материальное. Как говорит Палама, «если же (Фаворский свет) не (есть) чувственный, то это значит, что хоть апостолы удостоились воспринять его глазами, однако какой-то другой, не чувственной силой» [Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 28. С. 90.].

Однако такая, по выражению святителя Григория, «не чувственная сила» — как сила Святого Духа — не просто внешне подействовала на учеников, но именно изменила, преобразила их изнутри. По мысли святителя Григория, на Фаворе для того, чтобы апостолы смогли увидеть нетварную славу Христа, оказалась необходима коренная перемена способностей их телесных очей. «Ибо хоть и... был увиден телесными очами облиставший учеников на Фаворской горе свет, но это потому, что очи получили силу Духа, благодаря которой видели таковое». [Григорий Палама,святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 8, 20. С. 341.]. Глаза учеников по-прежнему по природе остаются тварными и ограниченными, по благодати же, действием Духа Святого, они преображаются, изменяются, обоживаются, начинают зреть Божественное и жить богоподобной жизнью.

Таким образом, свет Фавора святитель Григорий считает явлением не физическим, а метафизическим. Нам не известны до конца законы метафизики и, возможно, в силу учения о всемогуществе Бога, в мире метафизическом действуют совершенно иные законы. В том числе нетварное может иметь начало, потому что самим этим началом был не акт творения.

Приведу грубый пример из тварного мира. Началом бытия Евы не был акт творения. Бог создал, её из ребра Адама, а не сотворил из ничего. Раз нечто подобное возможно в нашем мире, то не вижу препятствий всемогуществу Божию в мире, законы которого нам попросту не известны, поскольку знание этих законов не имеет смысла для спасения наших душ.

Отрадно, что Вы интересуетесь высотами богословия нетварных энергий. Желаю, чтобы этот интерес послужил духовной пользе и не стал препятствием к стяжанию более простых, насущных добродетелей через исполнение заповедей и любовь к ближнему.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: