Вопрос читателя:
Добрый день! Крещена в младенчестве, в детстве и отрочестве исповедалась и причащалась несколько раз. Вступив во взрослую жизнь, окончательно отдалилась от Церкви. Встретила молодого человека-иудея, который настаивал, чтобы и я приняла иудаизм. На тот момент, 18-летней мне казалось, что его требование вполне оправдано, и я начала долгий процесс принятия иудаизма. Спустя 3-4 года к религии накопилось больше вопросов, чем ответов. В какой-то момент я поняла, что не готова исполнять все иудейские заповеди. Не желая лицемерить перед ликом Божьим, я отказалась от принятия религии, разорвав и отношения. С тех пор я оказалась в бесконечном самокопании. Были моменты, когда я надрывно просила Всевышнего направить меня на путь истинный, указать мне мою чашу. Около трех лет назад я начала снова ходить в православный храм, читать Евангелие, изучать православие с разных сторон. Регулярно посещаю воскресные службы просто потому что мне этого хочется. Вместе с тем, за все это время я ни разу не смогла приступить ни к исповеди, ни, тем более, к причастию. Мне кажется, что я недостойна ни того, ни другого. Мне очень хочется жить полноценной жизнью православного христианина, но мой грех отступничества ощущается слишком «липким». За это время я успела выйти замуж за прекрасного мужчину, который столкнулся с похожей ситуацией. Переехав в отрочестве в Израиль, он принял иудаизм, о чем позднее сожалел. Мне удалось «привести» его в храм, где он смог впервые за долгие годы исповедаться и причаститься. А я же все как и раньше не могу себя простить, снова и снова «сбегая» в нескольких метрах от аналоя. Что это: гордыня, страх, уныние, стыд? Я ощущаю присутствие Всевышнего в моей жизни, есть много вещей за которых я неустанно благодарю Его. Как мне побороть себя и прийти к исповеди? Заранее благодарю!
Мария
Ответ священника:
Дорогая Мария, Христос воскресе!
Я бы не ставил вопрос в терминах «побороть», потому что я просто не вижу объекта борьбы. Может быть, дело в том, что Вы не совсем так понимаете смысл Таинств исповеди и Причастия? Мы об этом немало писали, давайте я Вам скажу об этом кратко — и, Бог даст, Вы поймете, что Вы просто неправильно ставите вопрос о «достоинстве» в плане этих Таинств.
Итак, исповедь. Богом установленное Таинство для всех православных христиан (и для Вас в том числе), смысл которого в том, чтобы очистить свою душу от грехов и последствий грехов, которые Вы делали на практике, словесно или мысленно, но впоследствии поняли, что это грех, надо от этого избавляться и больше к этому не возвращаться. Самая простая аналогия — это душ: Вы запачкались, пошли помылись, иногда долго и очень тщательно, вышли — и дальше живете уже чистой. Другая аналогия из молитвы, которую мы читаем перед исповедью — больница: Вы заболели, пришлю к врачу, он провел манипуляции, назначил лечение, дал советы, Вы пролечились — и дальше пошли жить если не 100% здоровой, то поздоровевшей, а терапия может растянуться на недели, месяцы, иногда годы. Тут совсем нет речи о том, что кто-то достоин, а кто-то нет. Есть то, что Вам лично предлагает Господь, понимая, что грешит каждый человек и для каждого мера греха и греховности — своя. Какая — мы не знаем, это Бог знает. Но вопрос о применении средства от греха, который Он нам дал, мне кажется, решается однозначно и просто: нужно применять. И не мудрите, пожалуйста, это совершенно лишнее.
Конечно, лукавый не упускает возможности «подсуетиться»: там одну мысль подкинет, тут другую — и вот уже человек «из благочестивых соображений» не идет на исповедь и Причастие. Но имейте в виду: все, что нас отвращает от Бога и Церкви — это от беса, и никак иначе. Просто обертка красивая. Но Вы женщина умная, Вы не будете на эту хитрость поддаваться. А если поддались — пересмотрите свое мнение и дальше уже не будете.
У нас, кстати, были вопросы про ложный стыд перед исповедью, даю на ссылки:
Не могу исповедоваться, что-то останавливает. Как быть?
Грешу, но исповедаться не могу. Что делать?
Что касается Причастия, дорогая Мария, напишу то же самое: не нужно мудрить, пожалуйста! Есть священник. Вы исповедуетесь — и он, оценив Ваше состояние, сам Вам подскажет, можно Вам причащаться или нужно немного внутренне подготовиться, чтобы не было потом проблем, только и всего. Вы человек духовно не очень опытный, насчет Таинств у Вас опыт нулевой — как Вы можете себя оценить? Никак. Ну или почти никак — вон к чему Ваше «самооценивание» уже привело, не надо больше, поберегите себя. Батюшка Вам честно скажет, можно к Чаше или нет — и все. А насчет недостоинства — Вы почитаете молитвы перед Причастием, каждый человек недостоин Причастия, это и святые о себе так писали, а причащаемся мы по милости и любви Божией. Так что Вы тут, можно сказать, в общем ряду со всеми. Но Господь для того и умер на Кресте и воскрес, чтобы и Вы тоже могил причащаться и через это соединяться с Ним. Так что дерзайте.
И еще, может быть, Вам стоит сперва поговорить со священником — просто побеседовать, а дальше уже прийти на исповедь или исповедаться как-то отдельно, не в общей очереди, а условиться и специально прийти на большую и долгую исповедь. Так Вы и исповедуетесь спокойно, и заодно обсудите со священником, как Вам нормально, в традиции вести духовную жизнь.
Вы молодец, что решились на письмо и задумались обо всем этом. Пусть все получится!
Бог в помощь, дорогая!