ЦЕРКОВЬ В МИРЕ И СМИ О ЦЕРКВИ: ПРОРЫВЫ И ПРОВАЛЫ

Владимир Легойда ответил на вопросы читателей портала "Православие и Мир"

Несколько недель на Правмире шел онлайн с Владимиром Легойдой — кандидатом политических наук, профессором МГИМО, председателем Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Все читатели могли задать волнующие их вопросы. Вчера была опубликована первая часть ответов. 

Церковь в информационном мире

Как Вы считаете, насколько хорошо люди в нашей стране знают жизнь православной Церкви? Светский мир и церковный народ живут в абсолютно параллельном пространстве. Вы бы согласились? Это хорошо или плохо?

Константин_К

Уважаемый, Константин!

Думаю, что знают они ее не очень хорошо, и это как раз одна из первоочередных проблем, которую должны решать СМИ. Главная проблема тут – это «фольклорная интонация», которую задают медиа в разговоре о Церкви. Увы, но я не уверен, что это преодолимо. По крайней мере, мировой опыт не придает оптимизма.

А без отхода от представления о Церкви, как о части фольклора, представить ее объективный образ – не получится.

Владимир Романович, когда остановится поток информационной войны? Поток грязи, который выливается ежедневно на Церковь? Когда заградят уста Быкова, Малкиной и прочих критиков, которые отрабатывают заказ? Чей это заказ? Кому выгодно воевать против Церкви? Кто платит им?

Илона

Уважаемая Илона!

Я не думаю, что критические публикации по отношению к Церкви когда-либо прекратятся, поскольку мир в котором мы с вами живем — мир падший. И это не просто слова, а реальная, фундаментальная характеристика нашей жизни. А значит, в этом мире зло всегда будет восставать на добро и в краткосрочной перспективе сможет делать это весьма эффективно.

Далее. Я бы хотел напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, который призывал отличать просто критику и нападки на Церковь. Критику стараемся принимать с благодарностью, но увы она встречается не так часто, как нам бы хотелось.

Что же касается нападок, то главная их проблема в том, что они создают бездиалоговое пространство, то есть те, кто их совершает, на самом деле не собираются слушать ответы, а тем более – возражения. Нападающий человек пытается не истину установить, а просто принести вред Церкви и миллионам верующих людей.

Относительно Дмитрия Львовича Быкова скажу, что это человек безусловно талантливый и неравнодушный, яркий публицист и интересный писатель. Что же касается его последних текстов на церковную тематику (ведь были и другие — иного содержания), я думаю, они несколько оторваны от реальной церковной жизни и ее содержательных проблем. Да, в этих текстах есть некоторые точные наблюдения и справедливые замечания, но в тоже время они отражают лишь часть правды, причем малую часть.

Я бы очень хотел, чтобы Дмитрий Львович продолжил поиск ответов на те вопросы, которые он ставит, не только путем острых публикаций, но и через погружение в реальную церковную жизнь.

Уважаемый Владимир Романович, почему православные СМИ не пишут на острые политические и социальные темы? Вероятно, вы скажете, что православное — оно о вечном и непреходящем, но ложь, воровство и прочие грехи — это тоже вещи непреходящие. На Западе успешно существуют религиозно-политические издания и попробуй там какой католический политик, например, проголосовать за аборты — будет немаленький взрыв в обществе. Действует и эффективно! Почему у нас не так? Елена Сивцева.

Уважаемая Елена!

Почему же не пишут? Портал «Православие и мир», с помощью которого мы ведем диалог, очень большое внимание уделил политической теме в последнее время: была и аналитика, и репортажи с митингов, и все прочее. Это как раз пример православного СМИ, активно включившегося в освещение политических процессов и ставшего площадкой для дискуссий.

Другое дело, что не все так активны, но это и объяснимо: у разных медиа – разный формат. Скажем, ежедневное издание или интернет-портал спешат действовать быстро, спешит за фактами и новостями. Издания еженедельные и тем более ежемесячные больше тяготеют к аналитике. Есть при этом более политизированные и менее политизированные издания – это тоже специфика, ведь, поверьте, есть огромное число людей, которые не хотят знать о политике, у них иной круг интересов, и для них тоже выходят светские, но абсолютно аполитичные СМИ.

Еще хотел бы сказать о Вашем сравнении с Западом. На Западе большинство изданий, которые касаются политики (например, французская католическая «La Croix »), – результат работы мирян, а вовсе не официальные церковные СМИ. У нас же нет общественно-политических православных СМИ ежедневных и еженедельных, которые могли бы с той же «La Croix» сравниться. Если бы они были – обязательно писали бы. Вопрос лишь в том, могут ли они существовать в наших условиях и какова целесообразность их создания.

Владимир, есть ли конкуренция среди православных СМИ? На пользу ли им это? Могут ли сегодня православные СМИ конкурировать со светскими? Юлия

Уважаемая Юлия!

Смотря что понимать под конкуренцией. В редакции журнала “Фома” с интересом читают «Нескучный сад», «Наследник», Отрок.Уа… Думаю, и в их редакциях на “Фому” обращают внимание: мы учитываем ошибки и успехи друг друга. Можете назвать это конкуренцией, но я думаю, что это нормальная работа, когда журналисты учатся у коллег, в чем-то пытаются превзойти их (может, даже посоревноваться). Но мы не пытаемся выпихнуть друг друга куда-то на обочину, не пытаемся воровать друг у друг аудиторию. Да это и невозможно – православные СМИ очень разные, и ориентированы они тоже на разные аудитории и задачи. Так что если это конкуренция – то она только на пользу, а прямой конкуренции у нас и быть не может.

Что же касается конкуренции со светскими СМИ, то тут опять же вопрос: а с кем конкретно конкурировать и с какой целью? Чтобы человек не читал, скажем, «Вокруг света», а читал что-то православное? В этом нет необходимости. Можно читать и то, и другое. Приобретая себе аудиторию, мы не отнимаем ее у других. Конечно, можно было бы, например, помечтать, чтобы православный канал отнял аудиторию у порнографического, но это уж точно невозможно.

Ну а если просто сравнивать успехи светских и православных СМИ, то тут мы уже давно выбились из отстающих. У таких изданий как «Фома» и «Славянка» – тиражи сопоставимы с тиражами лучших светских ежемесячников.

Владимир Романович, сколько, по вашей оценке, проходит от момента конфликта до того, как случается скандал в СМИ? Виктор, кризис-менеджер.

Уважаемый Виктор!

Как вы понимаете, все зависит от конфликта. Иногда проходят секунды, иногда минуты, иногда часы. Если проходят дни, то это, скорее всего, какой-то совсем не интересный СМИ и обществу конфликт, возможно, раздутый сознательно при помощи определенных манипуляций в информационном пространстве. В нашей практике такое бывало: незначительная проблема, маленький конфликт тянулся годами, а потом усилием нескольких ангажированных СМИ раздувался в мгновение до настоящего пожара.

Владимир Романович, у меня такой, может быть, дилетантский, вопрос: как вы думаете будет ли целесообразным создание сети епархиальных информационных агентств в интернете для усиления голоса Церкви в российском медиапространстве?

Диакон Святослав

Дорогой отец Святослав!

Это было бы действительно важным шагом в деле присутствия Церкви в информационном пространстве, и я не исключаю, что когда-нибудь он станет возможен. Но пока такой формат, к сожалению, не доступен даже самым успешным и крупным епархиям.

Сейчас мы в СИНФО проводим курсы подготовки работников епархиальных информационных ресурсов, и видим, что, несмотря на отдельные значительные достижения, в целом все это – «непаханное поле». Во многих епархиях не решены даже базовые вопросы, нет пресс-секретарей, или люди, занятые на этой должности, не понимают своего функционала.

Надеюсь, мы будем двигаться вперед и постепенно придем к тому, о чем Вы говорите.

Владимир Романович, пишу с болью.

Скажите, почему развалена вся работа с журналистами, которая так хорошо велась раньше? Да, есть мастер-классы для епархий, о которых сами сотрудники СИНФО вздыхают, что гиблое, мол, это дело, и все. «Вера и слово» закрыли как обучающий и оставили как фестиваль. Семинаров, которые раз в 2 недели делали Чапнин-Лученко, больше нет, а это было катализатором всего! Сколькому там учили! Интернет-секция РЧ превратилась непонятно во что — скучно, однообразно и три штуки их ни о чем. Почему? Где проблемные встречи для журналистов? Где же работа с нами?

Елена1234

Уважаемая Елена!

Спасибо за вопрос. Постараюсь ответить последовательно и полно.

Курсы повышения квалификации, которые наш Отдел организует для епархий, в течение 2011-2012 годов проводятся во всех федеральных округах с тем, чтобы в них смогли принять участие представители всех наших епархиальных пресс-служб. Эти курсы организованы во исполнение соответствующего определения Архиерейского Собора и по благословению Святейшего Патриарха, их главная цель – сделать работу наших епархиальных коллег профессиональнее, по возможности утвердить во всей Церкви единые стандарты информационной работы. От того, качественно ли будет работать пресс-служба епархии, во многом будет зависеть отношение к Церкви со стороны населения этого региона.

Поэтому понятен наш интерес и озабоченность, стремление организовать эту работу всерьез и на должном уровне. Представители Отдела и приглашенные нами преподаватели ездят в регионы, знакомятся с людьми, наблюдают за местной ситуацией. Конечно, не скрою, наши выводы по итогам таких поездок не всегда оптимистичны – уровень подготовленности епархиальных пресс-секретарей очень разный. И порой обнаруживаешь, что работу со СМИ в епархии пытается выстроить «случайный» человек, назначенный по «остаточному принципу», без опыта, никакого отношения к этой сфере никогда не имевший, более того – относящийся к этой работе как к свалившейся на него повинности, равнодушно. Таких людей, приехавших на обучающие курсы «для галочки», для отчета перед архиереем, действительно очень тяжело чему-то научить.

Но это – все-таки исключение. В большинстве случаев наши коллеги с удовольствием принимают предлагаемые им знания и разработки, а по итогам курсов всегда искренне благодарят наших преподавателей. Мои сотрудники постоянно рассказывают, какая теплая, живая атмосфера устанавливается в ходе занятий, мастер-классов, с каким интересом люди втягиваются в работу. Понятно, что за три дня, пока длятся курсы, просто физически, из-за временной ограниченности, невозможно научить каждого участника безупречной работе со СМИ. Наши курсы – это первая стадия длительного обучающего процесса, в ходе которого мы будем предлагать новые детальные разработки, образовательные программы и методики для пресс-служб. Кроме того, для нас это еще и возможность установления прямых контактов, знакомства с коллегами на местах, очень важного для выстраивания единой церковной информационной политики.

Однако подчеркну, что это курсы – не для журналистов православных СМИ в целом, а именно для официальных церковных работников, представителей епархий. Это еще и часть кадровой политики нашей Церкви.

Фестиваль «Вера и Слово» было решено сделать не обучающим, а презентационным, и проводить его раз в два года. И основная причина такого решения – сетования очень многих участников фестиваля: мол, мы приехали в Москву, чтобы рассказать о себе, показать свою работу, пообщаться, а нас с утра до вечера постоянно чему-то учат. Кроме того, на «Веру и Слово» приезжало много людей, слишком различных по уровню подготовки и потребностям обучения, их запросы на то, чему и как их учить, очень разнились, не было смысла всех смешивать, нужна была дифференциация. В результате формат фестиваля был изменен, и на Коллегии СИНФО было принято решение сделать его больше собственно Фестивалем, дать людям возможность для обмена опытом, а все обучающие программы организовывать в промежутках между фестивалями.

Обучающие семинары, о которых Вы упоминаете, насколько мне известно, были личной инициативой Сергея Валерьевича Чапнина, и нет никаких препятствий к тому, чтобы они продолжались, если сам Сергей Валерьевич примет такое решение. Более того, насколько я знаю, подобные проекты возникают и сейчас – например, при участии Елены Константиновны Зелинской, вице-президента Медиасоюза, организована школа церковной журналистики при монастыре в Малоярославце. В Российском православном университете есть кафедра журналистики и связей с общественностью, преподаватели которой участвуют во многих проектах Синодального информационного отдела.

Мы можем только приветствовать стремление наших уважаемых коллег создавать какие-то профессиональные семинары, делиться накопленным опытом и приобретать новый. Инициативы в нашей церковной медийной среде пока не так уж много, но нет никаких помех к тому, чтобы люди такую инициативу проявляли. Ведь очень многое зависит еще и от личного желания человека учиться, искать полезные для себя знания, профессионально расти и т.д.

То же касается и интернет-секции Рождественских чтений. Ведь формат этой секции – открытый. Если Вам не по нраву те мероприятия, которые в ее рамках организуют другие, — милости просим, организуйте что-то свое, соберите круг участников, выберите интересную тему для дискуссии. Мы будем только рады.

Перед Синодальным информационным отделом поставлена масса самых различных задач в сфере информационной политики Церкви. И работа, регулярные встречи с журналистами – это одно из направлений. Наш Отдел организует постоянное общение Святейшего Патриарха с главными редакторами ведущих российских телеканалов и печатных изданий. Разве это не работа с журналистами? Формат этих встреч закрыт, но могу сказать, что в ходе них Патриарх обсуждает с главными редакторами ключевые вопросы сегодняшней информационной повестки дня.

Кроме того, в рамках этого же направления мы в Отделе проводим встречи Клуба редакторов православных СМИ (заявки на участие в которых, кстати, продолжают к нам поступать, и мы ни от кого не отворачиваемся). Несколько раз в год проходят мои встречи с представителями светских СМИ, которые освещают религиозную тематику. До конца года мы намерены еще раз провести оба мероприятия.

В заключение отмечу, что системная работа с журналистами, как светскими, так и церковными, которую выстраивает Синодальный Информационный отдел, — это все-таки двусторонний диалог, а не игра в одни ворота, не спускание «сверху» каких-то директив и нормативов. Любые предложения, которые к нам поступают, мы всегда внимательно рассматриваем. И если есть взаимный интерес – работа начинается.

Добрый день!

Подскажите:

1.Будет ли создан православный телеканал?

2.Ваше отношение к созданию «православного банка» (наподобие ватиканского)?

3.Будет ли продолжение трилогии фильмов «Рождество», «Великий пост» и «Пасха»?

Незарегистрированный гость

Уважаемый незарегистрированный гость!

1)Таких каналов уже сейчас несколько. Екатеринбургский телеканал “Союз” давно перестал быть просто епархиальным СМИ и сегодня играет роль важного информационного ресурса, рассказывающего миллионам зрителей по всему миру о жизни Церкви. Он выполняет в первую очередь роль внутрицерковного коммуникатора, обращен к людям верующим и воцерковленным. И особенно важно, что он помогает знакомиться с жизнью епархий, рассказывает православным о жизни их братьев и сестер по вере в других регионах и даже странах.

Телеканал “Спас” играет несколько иную роль. Это тоже церковный канал, но он обращен не только к внутрецерковной аудитории, но и к людям внешним. Его содержание — церковно-общественное по своей сути, и доля общественного вещания на нем будет расти. Кроме того, существуют телеканалы «Глас» и «Радость моя».

2) Сравнение с Ватиканом кажется мне не совсем верным, потому что Ватикан — это еще и отдельное государство, а государство без банка невозможно. Мне не известно о планах создания банка Русской Православной Церкви наподобие ватиканского.

3) В первую очередь я бы хотел выразить большую признательность авторам и создателям этой серии фильмов. Очень признателен всем участникам: Саиде Медведевой, Марине Бандиленко, Светлане Колесовой, Олегу Вольнову и другим.

Мне кажется, что это очень неплохая попытка рассказа о Церкви на понятном светском языке. Пока я не слышал о планах выпустить продолжения этих картин, но если такие планы будут, мы будем их только приветствовать.

Здравствуйте, Владимир Романович, два вопроса:

1. До каких пор с гос.телеканалов будут лить грязищу на православие, а на НТВ в программе «Центральное телевидение» ведущий Такменев так откровенно смешивать с дерьмом Медведева, Путина и издеваться над Патриархом. А ведь этот канал принадлежит «Газпром медиа». А телеканал ТНТ? Этот смрад доколе будет отравлять души детей? Кстати, тот же «Газпром».

2. Почему на сайтах Патриархии и епархиальных управлений нет эл. адресов для писем непосредственно к правящему архирею?

С уважением, Михаил Георгиевич, г.Таганрог.

Уважаемый Михаил Георгиевич!

Спасибо Вам за неравнодушное отношение к происходящему в современных СМИ. Справделивости ради хотел бы заметить, что в прямом смысле государственные телеканалы — это только холдинг ВГТРК (“Россия-1”, “Россия-2”, “Культура”, “Спорт”, “Вести-24” и т.д.). На этих каналах, Вы, думаю, согласитесь, никаких безобразий в отношении Церкви нет.

Собственно, и на других каналах информация о Церкви есть либо в нейтральном, либо в положительном ключе, исключение составляют некоторые программы НТВ. В них, как мне кажется, сотрудники просто являются заложниками концепции инфотеймента, которая всегда предполагает скорость, развлекательность и конфликтную подачу материала. Кроме того, авторы этих передач не заинтересованы в серьезном разговоре, а лишь в эпатажной подаче “жареных фактов”. Пока мы не отказывались от взаимодействия с ними, но могу сказать, что некоторые их последние сюжеты поставили для меня лично вопрос о дальнейшем сотрудничестве.

Но это то что касаемо Церкви. Если же говорить в целом о том, что мы видим на нашем телевидении, то тут вопрос скорее о характере эфира вообще. Не беда, что есть развлекательные программы — беда в их объеме. Нужен баланс. Хотелось бы видеть качественную документалистику, хорошие фильмы. К нам  в Синодальный информационный отдел приходит много людей, которые делают качественные ленты, но их работы не доходят до зрителей. Нельзя, чтобы правил один только рейтинг.

2) Все что приходит на официальный сайт Русской Православной Церкви “Патриархия.ру”, если это адресовано Патриарху, передается в приемную Святейшего. Точно также ему можно написать в разделе “Обратная связь” и на открывшемся недавно сайте московской городской епархии (http://www.moseparh.ru/), потому как Патриарх — правящий архиерей Москвы.

Также можно писать и на сайты епархий, помечая, что письмо адресовано непосредственно владыке. Не могу сказать, где и у кого из владык есть личная электронная почта, но могу сказать о себе — все важные вещи я прошу дублировать еще и на адрес канцелярии СИНФО. Иначе они могут просто потеряться при учете того, сколь огромную переписку мне приходится вести. Уверен, что у большинства архиереев та же ситуация.

Владимир Романович, разрешите еще один вопрос. Есть ли надежда на то, что в обозримом будущем появится централизованная церковная газета с епархиальными вкладышами, которая будет доступна всем в обычных газетных киосках?

Диакон Святослав

Дорогой отец Святослав!

Такой проект обсуждался, что свидетельствует о том, что к нему есть интерес, но пока он не принят в силу опять же нехватки ресурсов, необходимых для столь масштабной работы. Сейчас «Церковный вестник» переведен в интернет-формат и это, по-моему, оправдано. Но это не значит, что мы полностью отказываемся от таких проектов и не пытаемся что-то делать.

Опять же хочу напомнить об уже действующем в регионах проекте православных тематических вкладок в региональные издания, и о стенгазете «Православие и мир», которая ориентирована более на церковную аудиторию, прихожан храмов.

Как Вы думаете, за счет чего могут выживать и развиваться православные СМИ в небольших и откровенно бедных епархиях?

Уважаемый(ая) незарегестрированный пользователь!

Я бы рекомендовал больше ориентироваться на интернет и его возможности — работа в нем менее ресурсоемкая, чем, скажем, выпуск журнала. Но, если честно, я не уверен, что в “небольших и откровенно бедных” епархиях необходимо обязательно стремиться создавать свои СМИ, особенно во множественном числе, потому что для такой работы нужны и материальные средства, и (что может быть еще более важно) профессионалы высокого уровня. Не стоит делать проекты просто по принципу “чтобы  было”. Слава Богу, наше медиапространство сегодня уже не пустует. Есть очень хорошие издания: “Альфа и Омега”, “Нескучный сад”, “Наследник”, “Виноград”, “Отрок.UA», «Фамилия» и другие.

Кроме того, хотел бы отметить положительный опыт стенгазеты портала «Православие и мир», которую может скачать, дополнить своей информацией и использовать у себя в храме любой настоятель или благочинный. Также сегодня мы постепенно расширяем географию еще одного проекта — православных тематических вкладок для светских газет, которые делаются под эгидой СИНФО. Это также должно решить проблему с православными СМИ в регионах.

Каким Вы видите современного православного журналиста? что он должен уметь помимо традиционных навыков работы? и принимает ли журнал «Фома» публикации молодых авторов?

вопрос о православных информационных изданиях в регионах: как правило, практикуется принцип распространения подобных изданий на бесплатной основе. Возникает проблема поиска источников финансирования. Какие Вы видите пути развития, распространения и тиражирования таких изданий?

Незарегистрированный

Уважаемый незарегистрированный пользователь!

1) Православный журналист – понятие, по-моему, весьма условное. Православным может быть человек, а журналист – это профессия и журналист может быть только профессионалом или непрофессионалом. Исходя из этого православный журналист должен быть одновременно и православным и профессионалом. Не думаю, что нужны какие-то дополнительные навыки.

Что касается статей молодых авторов, то “Фома” их принимает. Мы стремимся постоянно расширять круг своих внештатных сотрудников за счет интересных и действительно талантливых людей.

2)Когда Вы создаете свое издание, нужно в первую очередь понимать целевую аудиторию, а также средства ее достижения и необходимые на это ресурсы. Если бы передо мной стояла задача создать епархиальное СМИ в условиях, которые Вы описываете, я бы делал упор на сайт. Также очень советую обратить внимание на опыт успешных епархиальных изданий, таких, например, как якутская газета «Логос» или саратовский журнал «Православие и современность» – думаю, у них можно многому научиться.

Если касаться конкретно вопроса источников финансирования, то есть, конечно, грантовые конкурсы, но их средств, как правило, не хватает на всех. Необходимо искать постоянных спонсоров, а для этого очень важно стремиться убежать в нужности информационной работы епархиальное руководство.

Здравствуйте, Владимир Романович! В Нижнем Новгороде с 13 по 15 декабря проходили курсы «Церковь в медиапространстве», но православные журналисты нашей епархии, в частности в Сарове, где третий год мы ведем сайт pravsarov.nne.ru и начала выпускаться газета «Православный Саров», об этом никаким образом не были извещены. Каким образом происходило приглашение потенциальных участников курсов?

Газета наша делает первые шаги, но сайт зарегистрирован на портале «Прав. христианство в интернете» — найти нас можно, было бы желание. Либо надо иметь свой ресурс, на котором вывешивать приглашения на такие мероприятия. Православные журналисты нуждаются в обучении, в общении с коллегами, это насущная потребность!

Каким образом можно получить материалы курсов для использования в работе? Или хотя бы узнать программу?

Анна, Саров

Уважаемая Анна,

Уточню для Вас формат и цель курсов, прошедших в Нижнем Новгороде. Эти курсы создавались не для журналистов православных СМИ в целом, а именно для официальных церковных работников, представителей епархий. Это еще и часть кадровой политики нашей Церкви. Курсы повышения квалификации, которые наш Отдел организует для епархий, в течение 2011-2012 годов проводятся во всех федеральных округах с тем, чтобы в них смогли принять участие представители всех наших епархиальных пресс-служб. Эти курсы организованы во исполнение соответствующего определения Архиерейского Собора и по благословению Святейшего Патриарха, их главная цель – сделать работу наших епархиальных коллег профессиональнее, по возможности утвердить во всей Церкви единые стандарты информационной работы. От того, качественно ли будет работать пресс-служба епархии, во многом будет зависеть отношение к Церкви со стороны населения этого региона.

Мы уже провели такие курсы в Москве, Ростове-на-Дону и в Нижнем Новгороде, в 2012 году поедем в Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, еще ряд городов. В каждых курсах участвует от 30 до 40 человек, все они – сотрудники информационных отделов епархий либо редакций официальных епархиальных СМИ. У нас нет чисто физической возможности приглашать на эти курсы дополнительных участников. Кроме того, программа курсов рассчитана не на журналиста, а на пресс-секретаря, специалиста PR-отдела, в ней есть своя специфика. Тем не менее, думаю, Вы можете получить материалы и программу прошедших курсов, если свяжетесь с пресс-службой Нижегородской епархии.

Наш Отдел несколько раз в год проводит регулярные мероприятия, встречи с журналистами, как православными, так и светскими, в Москве. Но приглашать на них коллег со всей страны довольно затруднительно. Эту функцию выполняет фестиваль «Вера и Слово», который проходит раз в два года. А в перерывах эта работа должна вестись на уровне епархий. Между прочим, в рамках прошедших курсов поднималась тема таких регулярных встреч, которые каждая епархия должна вести на своем уровне для местного журналистского сообщества. Мы очень надеемся, что наши советы и рекомендации в этом отношении были услышаны всеми участниками курсов и будут реализованы на практике.

Здравствуйте, Владимир Романович!

1.В ноябре с.г. Вы приняли участие во встрече, организованной журналом «Русский репортер». Встреча касалась острых внутрицерковных и церковно-общественных проблем и была весьма контруктивной и интересной. Многие из проблем относились к взаимопониманию Церкви и людей, от нее пока далеких, хотя и не настроенных враждебно.

Как Вы считаете — нужно ли продолжение таких встреч? Какие Вы видите возможные формы подобных встреч и дискуссий? Есть ли у Отдела конкретные планы?

2.Видите ли Вы перспективы интернет-общения с церквной и нецерковной аудиторией? Если да, то какие формы (соц.сети, форумы и т.д.) Вы считаете предпочтительными?

3. И наконец, просьба, во многом повторяющая уже высказанное некоторыми из участников. Не могли бы Вы помочь в возрождении Интернет-секции на Рождественских чтениях? Эта единственная представительная встреча людей, связанных с православным интернетом, касавшаяся и контента, и технических вопросов, в последние 3 года почти сошла на нет. Очень бы хотелось, чтобы нужная работа не была провалена, чтобы не пропали даром труды безвременно ушедшего от нас Александра Дятлова — подвижника православного интернета, бывшего вдохновителем этих встреч…

С уважением,

Виктор Судариков

администратор форума «Православие и Мир»

Уважаемый Виктор!

Прежде всего хочу поблагодарить Вас как одного из пионеров православного Рунета за Ваши труды. Спасибо Вам большое!

Теперь постараюсь ответить на конкретные вопросы.

1) Безусловно, мне кажется, что встреча была очень полезной. Если что-то в ней критиковать, то мне кажется, что она выявила определенную проблему: мы, выступающие, не всегда адекватно оценивали пришедших слушателей. Это стало видно, когда пошли вопросы и реплики из зала: многие (большинство?) пришли не проблемы Церкви обсуждать, а поговорить о Христе.

Думаю, об этом стоит всегда помнить. Что же до форм, то формы подобных встречи должны быть максимально разнообразными. Например, недавно я проводил встречу в Центре «Покровские ворота» – разговор получился не менее интересным. У нашего Отдела есть определенные планы на серию подобных мероприятий. Кое-что мы стараемся реализовывать уже сейчас. Например, интересный формат – круглые столы с религиоведами (http://www.patriarchia.ru/db/text/1539370.html  ).

Если говорить о дискуссиях в Интернете, то это тоже очень хорошая, важная, а, главное, демократичная площадка. Но особенно важно превращение активности в Сети в реальные дела. Посмотрите, сколько через социальные сети удалось собрать помощи во время прошлогодних пожаров! Это – действительно стоящий результат.

А просто наращивать число «лайков» как-то… не очень умно, мне кажется. Тем более, что ни у одного церковного ресурса их количество никогда даже не приблизиться к числу лайков, например, на странице Кока-колы.

3) Скажу что уже говорил: помочь здесь можете скорее Вы. Вы в Интернете давно, и опыта у Вас здесь больше, чем у меня и у многих моих сотрудников, так что с радостью приму Ваши предложения и пожелания. Буду очень рад, если Вы свяжетесь со мной либо с Денисом Маханько (mda@sinfo-mp.ru ). Также еще раз повторю, что нам можно позвонить Синодальный информационный отдел по телефону 781-97-61 или 8-800-100-33-53

Здравствуйте, Владимир Романович! Сейчас мы живем в бурно развивающемся мире информационных, компьютерных технологий. Как вы считаете, должна ли Церковь активно применять эти средства для своего служения? В каких формах в настоящее время это возможно? Зачастую приходится слышать негативные мнения на счет «ipad’а» в руках у священника на службе. Соглашусь, что это и не нужно, а вот для простых прихожан, интересующихся верой и церковной жизнью, в миссионерском плане такие проекты как, например, электронная Библия, различные справочники, церковный календарь на экране телефона, были бы, на мой взгляд, полезны!

Большое спасибо!

Семинарист

Уважаемый семинарист!

Начну с банальности, совершенно допустимой в силу ее истинности: в самих по себе технологиях не может быть ничего плохого. Зло возникает в процессе использования, то есть исходит в первую очередь от человека.

Поэтому, приходя в Интернет, главное – оставаться христианином не только в глубине души, но и вовне — вести себя соответственно. А мы часто ведем себя так, как будто не для нас сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Иначе никакие новые технологии – не помогут. Если в диалоге с человеком ты предполагаешь в нем самое худшее, если исходишь из презумпции его виновности – это порой даже хуже чем Хамов грех. Хам лишь не прикрыл наготы своего отца, мы же подчас стремимся ее обнажить чуть ли не силой.

Владимир Романович, вопрос вот какой. Каких православных СМИ у нас сегодня не хватает? Газет? Журналов? ТВ? Почему они еще не созданы? Почему нет православной газеты массштаба «Известий»?

Любопытный

Уважаемый Любопытный!

Мне кажется, что нашим приоритетом должны быть сегодня Интернет-проекты, радио и телевидение — в такой последовательности. В этой сфере уже делается весьма много. Посмотрите хотя бы, как активно растет популярность портала, на котором мы сегодня общаемся. О развитии православного телевидения я говорил выше, проекты создания радио также есть, и вопрос их осуществления – это в первую очередь вопрос времени.

Что касается газеты масштаба «Известий», то, к сожалению, все указывает на то, что затраты на подобный проект будут велики, а вот будет ли отдача – неизвестно. Все-таки ежедневные газеты начинают постепенно уступать Интернету. Безусловно, есть традиционные издания с именем – им вряд ли что-то грозит в обозримой перспективе, но создавать сегодня новый проект весьма затратно и рискованно.

Думаю, сегодня процесс должен идти в обратную сторону: сначала появляется Интернет-СМИ, а затем уже – его печатная версия.

Продолжение следует…

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.