200 женщин из разных сословий, вымуштрованные и готовые возглавить генеральное наступление русской армии... В преддверии революции 1917 года их хотели поставить в пример нашим деморализованным подразделениям. А они фактически стали мученицами.
О беспрецедентном случае в мировой истории — Женском батальоне смерти — сняли строго достоверный исторический фильм.
В июне 1917 году по приказу Временного правительства был сформирован женский батальон — для поднятия боевого духа армии, в которой вовсю уже бродили антиправительственные и анархические настроения. Возглавила батальон поручик Мария Бочкарева — крестьянка, сбежавшая на фронт защищать Родину и воевавшая вместе с мужчинами под именем мужа: ее называли Яшка. Пять ранений, после одного из которых она была на время парализована. И два георгиевских креста за мужество. И — подготовка батальона, целиком сформированного из женщин-добровольцев.
Об этом необыкновенном случае в истории в этом году был снят фильм — «Батальон смерти» (автор идеи и генеральный продюсер Игорь Угольников, автор сценария Илья Авраменко, режиссёр-постановщик Дмитрий Месхиев).
«Эта история началась с идеи спродюсировать альманах со всеми странами-участницами Первой мировой войны, — рассказал Федор Бондарчук, выступивший продюсером картины. «Батальон смерти» должен был быть новеллой, но чуть позже идея трансформировалась в нечто большее.
Кадры из полнометражного фильма, получившегося в итоге, продемонстрировали на прошлой неделе журналистам в пресс-центре Московского Международного Кинофестиваля...
— Бей ее.
Две молодые девушки в шинелях стоят друг напротив друга и слушают приказ своего командира, Марии Бочкаревой.
— Как?
— По лицу бей.
Пощечина.
— Теперь ты бей.
— Я не могу.
— Бей.
— Я не могу!
— Значит, ты бей. Кулаком бей.
Удар.
— Бей.
— Я не могу.
— Тогда ты бей. В живот бей. Вот так. Вас там бить по-настоящему будут! Бейте!...
Это диалог — подготовка перед отправкой двухсот женщин на фронт.
Мысль обратиться к этой теме родилась у Игоря Угольникова еще в период работы над картиной «Брестская крепость»: он обнаружил в архивах неизвестные кадры — по Красной площади маршируют девушки, обритые наголо...
И это не фантазия киношников: фильм достоверен. По словам креативного продюсера Евгения Айзиковича, больше года ушло на исторические проработки сценария.
Картина создавалась при поддержке Министерства Культуры РФ и Российского Военно-Патриотического общества и вошла в план работ комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны.
«Много замечательны, ярких и талантливых военно-исторических фильмов базируется, по большому счету, на полувымышленных или совсем вымышленных историях..., — сказал на пресс-конференции Министр культуры России Владимир Мединский. — А наша история дает творцу такую фактуру, что ничего придумывать не нужно.
Это подразделение, полностью состоящее из девушек, — одно в истории мировой цивилизации. Женщины участвовали в боевых действиях, к сожалению, но никогда в истории не было полностью женского подразделения такого формата. И, надеюсь, больше и не будет. И здесь все от начала до конца — от фамилий героинь и их внешности до историко-политических нюансов — абсолютно достоверно».
Сохранились воспоминания самой Марии Бочкаревой: ее рассказ о своей жизни, например, записал в начале 20-х годов американский журналист Айзак дон Левин.
«...Я выбралась из траншеи, и проползла под нашими проволочными заграждениями. Было относительно спокойно, раздавались лишь отдельные винтовочные выстрелы, и тогда я вжималась в землю и замирала, словно убитая. Наткнувшись на раненых в нескольких шагах от нашей линии, я перетаскала их одного за другим к ближнему углу траншеи, откуда их забрали и отвезли в тыл. Спасение одного человека сразу же заставило меня продолжить поиски, и я добралась в дальний конец ничейной полосы. Здесь меня несколько раз чуть не подстрелили. Любой шорох, вызванный неосторожным движением, - и сразу слышишь рядом свист пуль. Я осталась цела только благодаря тому, что всякий раз плотно прижималась к земле. Когда на востоке забрезжил рассвет, положивший конец моим путешествиям по ничейной полосе, счет спасенных мною составил пятьдесят душ.
В тот момент я и не думала о том, что совершила. Но когда подобранных мною солдат доставили на пункт сбора раненых и спросили, кто их спас, около пятидесяти человек ответили:
— Яшка».
«Она близка мне своей силой, близка мне верой в то, что она делает, — говорит о Марии Бочкаревой исполнительница главной роли, актриса Мария Аронова. — В ней нет лжи, а есть абсолютная отдача».
В 15 лет выданная замуж и сбежавшая от мужа-пьяницы, Бочкарева и со вторым мужем не нашла счастья: он промышлял разбоем, был осужден и тоже «награждал» супругу побоями. Мария Леонтьевна ушла защищать Родину — единственное, что у нее осталось. Сама Бочкарева признавалась потом, что самыми радостными днями ее тяжелой жизни были именно годы службы на фронте...
«С моей точки зрения, она была несчастна, — считает актриса Мария Аронова. — Я думаю, что если бы Господь дал Марии Леонтьевне Бочкаревой детей, с ней бы всего этого не случилось...
«А то, что испытывали наши женщины, нам и не снилась...», — добавляет актриса.
В батальон записывались женщины всех сословий — от крестьянок до дворянок, иногда вместе с прислугой. Служить брали всех желающих. Не брали только матерей: это неукоснительное правило не знало исключений. Были строго запрещены отлучки из лагеря подготовки, свидания. «Я делаю это потому, что не уверена в вашем поведении, — говорила девушкам сама Бочкарева. — Я хотела, чтобы этот дом стал священным местом. Я молилась Богу, чтобы Он даровал нам всем Свое целомудрие. Я желала, чтобы вы пошли на фронт как святые, надеясь на то, что вражеская пуля обойдет вас стороной»...
Строжайшую дисциплину и муштру выдержали далеко не все: число солдаток Батальона заметно уменьшилось за время подготовки.
«Бочкарева была очень жесткая, беспощадная, — говорит актриса Мария Кожевникова, исполнительница одной из главных ролей. — Ее боялись. Но все понимали, для чего такая жесткость: она спасала этим девушкам жизнь. Поэтому она была мамой для них, родным человеком».
Мария Кожевникова сыграла адъютанта Бочкаревой, дочь адмирала Наталью Татищеву, девушку необыкновенной отваги.
Актрис подбирали, в том числе, по принципу внешнего сходства с людьми того времени, иногда стремились к буквальному портретному сходству с солдатками Батальона — сохранилось немало их фотографий. В фильме снимались и «звезды», и театральные актрисы и актрисы непрофессиональные. Массовка — около 200 девушек и женщин — подбиралась по этому же принципу и была постоянной: жили лагерем все время съемок. «Все девочки, 200 человек, абсолютно походят на девушек с фотографий того времени, — рассказал креативный продюсер Евгений Айзикович. — И они работали не меньше, чем главные актрисы. В последний день съемок рыдали, расставаясь...»
«У нас в принципе изменилось отношение к женщине, — поделился режиссер-постановщик «Батальона смерти» Дмитрий Месхиев. — Условия съемок были очень жесткими, но ни одна из актрис не пришла жаловаться. Они плакали, когда очень было холодно, они втихаря выпивали чуть-чуть водки, чтобы согреться. Но когда мы кричали: «Начали», девушки хватали винтовки и бежали в атаку...».
... Судьба Женского батальона смерти окончилась трагически: он просуществовал всего два месяца и был послан в свою последнюю атаку без подкрепления. Значительная часть девушек погибла в боях под Сморгонью, с другими позже расправилась революционная власть. Мария Бочкарева выжила, но в мае 1920 года была арестована и расстреляна.
«Я с самого начала не увидел за этим проектом никакой апологии войны, — сказал Юрий Никифоров, заведующий научным сектором Российского Военно-патриотического общества. Именно эта организация консультировала создателей фильма, а также организовывала участие в съемках реконструкторов. — Речь не идет о фильме в духе дурного «ура-патриотизме. История трагидийная, и это отвечает историческим реалиям того сложнейшего для России времени. И революцию, и войну никто не собирается романтизировать и восхвалять. Главная задача с точки зрения историзма этого фильма — это повышение уважения к нашим предкам. Военно-патриотическое воспитание не может центрироваться исключительно на 9 мая: у нас огромная, тысячелетняя история...».
«Кино о Первой мировой войне в нашей стране не снималось, — заметил Игорь Угольников. — Вторая мировая война — это забытая Первая»....
Официальная премьера фильма «Батальон смерти» запланирована на конец 2014 года, года 100-летия начала Первой мировой войны.
Что же может сказать зрителю рассказ о женщинах, отправившихся на войну?
«Женщина — это жертвенность, любовь, нежность, забота. Поэтому когда женщина идет на войну, погибать, спася других, жертвуя своей жизнью, спасая других, в этом случае образ женственности, мне кажется, становится еще более полным, — сказал Игорь Угольников. — Мы говорим все вместе: это картина о любви. О любви! К своей стране, к земле, к родным людям, гражданам своей страны, истории своей страны. А любовь — это и есть женщина».
Фото Влада Багно
Читайте также:
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ЖЕНСКИЙ БАТАЛЬОН