Женский «Батальон смерти»

На экраны выйдет исторический фильм о русском женском батальоне 1917-го года

200 женщин из разных сословий, вымуштрованные и готовые возглавить генеральное наступление русской армии… В преддверии революции 1917 года их хотели поставить в пример нашим деморализованным подразделениям. А они фактически стали мученицами.

О беспрецедентном случае в мировой истории — Женском батальоне смерти — сняли строго достоверный исторический фильм.

Женский "Батальон смерти"

В июне 1917 году по приказу Временного правительства был сформирован женский батальон — для поднятия боевого духа армии, в которой вовсю уже бродили антиправительственные и анархические настроения. Возглавила батальон поручик Мария Бочкарева — крестьянка, сбежавшая на фронт защищать Родину и воевавшая вместе с мужчинами под именем мужа: ее называли Яшка. Пять ранений, после одного из которых она была на время парализована. И два георгиевских креста за мужество. И — подготовка батальона, целиком сформированного из женщин-добровольцев.

Об этом необыкновенном случае в истории в этом году был снят фильм — «Батальон смерти» (автор идеи и генеральный продюсер Игорь Угольников, автор сценария Илья Авраменко, режиссёр-постановщик Дмитрий Месхиев).

Женский "Батальон смерти"

«Эта история началась с идеи спродюсировать альманах со всеми странами-участницами Первой мировой войны, — рассказал Федор Бондарчук, выступивший продюсером картины. «Батальон смерти» должен был быть новеллой, но чуть позже идея трансформировалась в нечто большее.

Кадры из полнометражного фильма, получившегося в итоге, продемонстрировали на прошлой неделе журналистам в пресс-центре Московского Международного Кинофестиваля…

Женский "Батальон смерти"

 

— Бей ее.

Две молодые девушки в шинелях стоят друг напротив друга и слушают приказ своего командира, Марии Бочкаревой.

— Как?

— По лицу бей.

Пощечина.

— Теперь ты бей.

— Я не могу.

— Бей.

— Я не могу!

— Значит, ты бей. Кулаком бей.

Удар.

— Бей.

— Я не могу.

— Тогда ты бей. В живот бей. Вот так. Вас там бить по-настоящему будут! Бейте!…

Это диалог — подготовка перед отправкой двухсот женщин на фронт.

Мысль обратиться к этой теме родилась у Игоря Угольникова еще в период работы над картиной «Брестская крепость»: он обнаружил в архивах неизвестные кадры — по Красной площади маршируют девушки, обритые наголо…

Женский "Батальон смерти"

И это не фантазия киношников: фильм достоверен. По словам креативного продюсера Евгения Айзиковича, больше года ушло на исторические проработки сценария.

Картина создавалась при поддержке Министерства Культуры РФ и Российского Военно-Патриотического общества и вошла в план работ комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны.

«Много замечательны, ярких и талантливых военно-исторических фильмов базируется, по большому счету, на полувымышленных или совсем вымышленных историях…, — сказал на пресс-конференции Министр культуры России Владимир Мединский. — А наша история дает творцу такую фактуру, что ничего придумывать не нужно.

Это подразделение, полностью состоящее из девушек, — одно в истории мировой цивилизации. Женщины участвовали в боевых действиях, к сожалению, но никогда в истории не было полностью женского подразделения такого формата. И, надеюсь, больше и не будет. И здесь все от начала до конца — от фамилий героинь и их внешности до историко-политических нюансов — абсолютно достоверно».

Сохранились воспоминания самой Марии Бочкаревой: ее рассказ о своей жизни, например, записал в начале 20-х годов американский журналист Айзак дон Левин.

Женский "Батальон смерти"

«…Я выбралась из траншеи, и проползла под нашими проволочными заграждениями. Было относительно спокойно, раздавались лишь отдельные винтовочные выстрелы, и тогда я вжималась в землю и замирала, словно убитая. Наткнувшись на раненых в нескольких шагах от нашей линии, я перетаскала их одного за другим к ближнему углу траншеи, откуда их забрали и отвезли в тыл. Спасение одного человека сразу же заставило меня продолжить поиски, и я добралась в дальний конец ничейной полосы. Здесь меня несколько раз чуть не подстрелили. Любой шорох, вызванный неосторожным движением, — и сразу слышишь рядом свист пуль. Я осталась цела только благодаря тому, что всякий раз плотно прижималась к земле. Когда на востоке забрезжил рассвет, положивший конец моим путешествиям по ничейной полосе, счет спасенных мною составил пятьдесят душ.

В тот момент я и не думала о том, что совершила. Но когда подобранных мною солдат доставили на пункт сбора раненых и спросили, кто их спас, около пятидесяти человек ответили:

— Яшка».

«Она близка мне своей силой, близка мне верой в то, что она делает, — говорит о Марии Бочкаревой исполнительница главной роли, актриса Мария Аронова. — В ней нет лжи, а есть абсолютная отдача».

В 15 лет выданная замуж и сбежавшая от мужа-пьяницы, Бочкарева и со вторым мужем не нашла счастья: он промышлял разбоем, был осужден и тоже «награждал» супругу побоями. Мария Леонтьевна ушла защищать Родину — единственное, что у нее осталось. Сама Бочкарева признавалась потом, что самыми радостными днями ее тяжелой жизни были именно годы службы на фронте…

«С моей точки зрения, она была несчастна, — считает актриса Мария Аронова. — Я думаю, что если бы Господь дал Марии Леонтьевне Бочкаревой детей, с ней бы всего этого не случилось…

«А то, что испытывали наши женщины, нам и не снилась…», — добавляет актриса.

Женский "Батальон смерти"

В батальон записывались женщины всех сословий — от крестьянок до дворянок, иногда вместе с прислугой. Служить брали всех желающих. Не брали только матерей: это неукоснительное правило не знало исключений. Были строго запрещены отлучки из лагеря подготовки, свидания. «Я делаю это потому, что не уверена в вашем поведении, — говорила девушкам сама Бочкарева. — Я хотела, чтобы этот дом стал священным местом. Я молилась Богу, чтобы Он даровал нам всем Свое целомудрие. Я желала, чтобы вы пошли на фронт как святые, надеясь на то, что вражеская пуля обойдет вас стороной»…

Строжайшую дисциплину и муштру выдержали далеко не все: число солдаток Батальона заметно уменьшилось за время подготовки.

«Бочкарева была очень жесткая, беспощадная, — говорит актриса Мария Кожевникова, исполнительница одной из главных ролей. — Ее боялись. Но все понимали, для чего такая жесткость: она спасала этим девушкам жизнь. Поэтому она была мамой для них, родным человеком».

Мария Кожевникова сыграла адъютанта Бочкаревой, дочь адмирала Марию Николаевну Скрыдлову, девушку необыкновенной отваги.

Женский "Батальон смерти"

Актрис подбирали, в том числе, по принципу внешнего сходства с людьми того времени, иногда стремились к буквальному портретному сходству с солдатками Батальона — сохранилось немало их фотографий. В фильме снимались и «звезды», и театральные актрисы и актрисы непрофессиональные. Массовка — около 200 девушек и женщин — подбиралась по этому же принципу и была постоянной: жили лагерем все время съемок. «Все девочки, 200 человек, абсолютно походят на девушек с фотографий того времени, — рассказал креативный продюсер Евгений Айзикович. — И они работали не меньше, чем главные актрисы. В последний день съемок рыдали, расставаясь…»

«У нас в принципе изменилось отношение к женщине, — поделился режиссер-постановщик «Батальона смерти» Дмитрий Месхиев. — Условия съемок были очень жесткими, но ни одна из актрис не пришла жаловаться. Они плакали, когда очень было холодно, они втихаря выпивали чуть-чуть водки, чтобы согреться. Но когда мы кричали: «Начали», девушки хватали винтовки и бежали в атаку…».

… Судьба Женского батальона смерти окончилась трагически: он просуществовал всего два месяца и был послан в свою последнюю атаку без подкрепления. Значительная часть девушек погибла в боях под Сморгонью, с другими позже расправилась революционная власть. Мария Бочкарева выжила, но в мае 1920 года была арестована и расстреляна.

«Я с самого начала не увидел за этим проектом никакой апологии войны, — сказал Юрий Никифоров, заведующий научным сектором Российского Военно-патриотического общества.  Именно эта организация консультировала создателей фильма, а также организовывала участие в съемках реконструкторов. — Речь не идет о фильме в духе дурного «ура-патриотизме. История трагидийная, и это отвечает историческим реалиям того сложнейшего для России времени. И революцию, и войну никто не собирается романтизировать и восхвалять. Главная задача с точки зрения историзма этого фильма — это повышение уважения к нашим предкам. Военно-патриотическое воспитание не может центрироваться исключительно на 9 мая: у нас огромная, тысячелетняя история…».

«Кино о Первой мировой войне в нашей стране не снималось, — заметил Игорь Угольников. — Вторая мировая война — это забытая Первая»….

Официальная премьера фильма «Батальон смерти» запланирована на конец 2014 года, года 100-летия начала Первой мировой войны.

Что же может сказать зрителю рассказ о женщинах, отправившихся на войну?

«Женщина — это жертвенность, любовь, нежность, забота. Поэтому когда женщина идет на войну, погибать, спася других, жертвуя своей жизнью, спасая других, в этом случае образ женственности, мне кажется, становится еще более полным, — сказал Игорь Угольников. — Мы говорим все вместе: это картина о любви. О любви! К своей стране, к земле, к родным людям, гражданам своей страны, истории своей страны. А любовь — это и есть женщина».

Фото Влада Багно

 

Читайте также:

ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ЖЕНСКИЙ БАТАЛЬОН

ЧТО МОГУТ ЖЕНЩИНЫ

МИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) ВалерияМИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) Валерия
рубрика: Авторы » П »
обозреватель журнала "Фома"
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Леди
    Февраль 24, 2015 1:24

    Это очень трогательный и в то же время очень жесткий фильм. Не жестОкий, а именно жесткий. Почти раскрыта женская сущность, женское бытие на земле. Показана мужская трусость, мужское невежество по отношению к женщине, стадное чувство мужчин и все же после показали, что есть и мужское благородство. А оно напрямвю зависит от воспитания и от общества, в котором ты вырос, и с какими людьми ты общался. Многие в зале плакали, беззвучно сопереживая героиням фильма. Сильное кино. Меня очень тронуло. Женщины — это такая сила…. и такая слабость…. Молодцы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.