О спасении женщины через чадородие пишет апостол Павел в Первом послании к Тимофею, где он излагает правила благочестия мужчин и женщин. Апостол утверждает, что жене не позволительно властвовать над мужем, и в качестве аргумента приводит очередность творения людей и обстоятельства грехопадения: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13-15).
Выраженная здесь мысль действительно нуждается в комментарии. Существует расхожее мнение, что спасение женщины находится в прямой зависимости от количества детей: мол, чем их больше, тем выше шанс на спасение. Однако считать так — значит вносить в духовную жизнь механический подход, когда определенный набор действий дает гарантированный результат. В христианстве это не работает, поскольку спасение — не бутылка минеральной воды, которую автомат выдает после того, как получит нужную сумму, а приобщение к Божественному бытию через личный духовный подвиг.
Большинство толкователей сходятся на том, что апостол в первую очередь имеет в виду Еву, которая, согрешив, была изгнана из рая и в силу поврежденности человеческой природы лишилась возможности наследовать вечное блаженство.
Однако, несмотря на совершенный Адамом и Евой грех, Господь не отвернулся от Своего творения. Сразу же после грехопадения Он дает прародителям и их потомкам обетование о Спасителе. Обращаясь к змею-искусителю, Бог говорит: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос», — объясняет это место преподобный Исидор Пелусиот. То есть согрешившая Ева, а вместе с ней и все человечество, обрела спасение через подвиг Девы Марии, Которая, с младенческих лет пребывая в вере и любви и в святости с целомудрием удостоилась стать Матерью Господа и Спасителя мира Иисуса Христа.
Смотрите также:
Вместе с тем, как пишет святитель Феофан Затворник, «по грамматическому строю речь сия относится к Еве; а по смыслу обнимает весь род женский». Толкователь делает акцент не столько на чадородии как естественном процессе, сколько на устроении души, ответственности и образе жизни женщины. Применительно к чадородию, речь идет не только о рождении, но и о воспитании детей. «Само собою разумеется, — рассуждает святитель, — что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное, — пища, питие, сон. Но как пища, питие и сон могут быть употребляемы так, что будут или содействовать, или вредить спасению, так и чадородие... Как же это оно может делать? Если, по рождении, к нему будет присоединяемо и воспитание детей — в страхе Божием во славу Божию». То есть, будучи христианкой и матерью, женщина должна как можно больше вложить в воспитание детей, дать им полноту материнской любви, осознавая свою ответственность перед Богом.
Полагать, что спасение зависит от количества детей, означало бы, что Господь устроил особый путь спасения для женщин, иной, нежели путь спасения мужчин. Но как тогда быть с бесплодными парами или теми, у кого в семье только один ребенок?
Из истории Церкви мы знаем примеры высочайшей святости женщин, сознательно отказавшихся от радости материнства — вспомним преподобную Марию Египетскую, — и святых супругов, в семье которых был только один ребенок: это Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, Иоаким и Анна, давшие жизнь Пресвятой Богородице, и другие.
Не подвергая сомнению очевидный факт, что многодетность — благо, было бы неправильно воспринимать ее как единственно возможный путь спасения для женщины. Вместе с тем такое понимание не должно служить оправданием для нежелания иметь детей из-за страха пожертвовать личным комфортом. Нужно помнить, что в основании нашего спасения лежит открытость Богородицы воле Божией о рождении Сына. По примеру Божией Матери и открытость женщины к воле Божией о рождении и воспитании детей является благой и спасительной.