«Женщина спасается через чадородие»: как правильно понимать эти слова - Православный журнал «Фома»
«Женщина спасается через чадородие»: как правильно понимать эти слова
Фото Eugenia Maximova on Unsplash

«Женщина спасается через чадородие»: как правильно понимать эти слова

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

О спасении женщины через чадородие пишет апостол Павел в Первом послании к Тимофею, где он излагает правила благочестия мужчин и женщин. Апостол утверждает, что жене не позволительно властвовать над мужем, и в качестве аргумента приводит очередность творения людей и обстоятельства грехопадения: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13-15).

Выраженная здесь мысль действительно нуждается в комментарии. Существует расхожее мнение, что спасение женщины находится в прямой зависимости от количества детей: мол, чем их больше, тем выше шанс на спасение. Однако считать так — значит вносить в духовную жизнь механический подход, когда определенный набор действий дает гарантированный результат. В христианстве это не работает, поскольку спасение — не бутылка минеральной воды, которую автомат выдает после того, как получит нужную сумму, а приобщение к Божественному бытию через личный духовный подвиг.

Большинство толкователей сходятся на том, что апостол в первую очередь имеет в виду Еву, которая, согрешив, была изгнана из рая и в силу поврежденности человеческой природы лишилась возможности наследовать вечное блаженство.

Однако, несмотря на совершенный Адамом и Евой грех, Господь не отвернулся от Своего творения. Сразу же после грехопадения Он дает прародителям и их потомкам обетование о Спасителе. Обращаясь к змею-искусителю, Бог говорит: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос», — объясняет это место преподобный Исидор Пелусиот. То есть согрешившая Ева, а вместе с ней и все человечество, обрела спасение через подвиг Девы Марии, Которая, с младенческих лет пребывая в вере и любви и в святости с целомудрием удостоилась стать Матерью Господа и Спасителя мира Иисуса Христа.

«Женщина спасается через чадородие»: как правильно понимать эти слова
Фото Danny Lines on Unsplash

Вместе с тем, как пишет святитель Феофан Затворник, «по грамматическому строю речь сия относится к Еве; а по смыслу обнимает весь род женский». Толкователь делает акцент не столько на чадородии как естественном процессе, сколько на устроении души, ответственности и образе жизни женщины. Применительно к чадородию, речь идет не только о рождении, но и о воспитании детей. «Само собою разумеется, — рассуждает святитель, — что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное, — пища, питие, сон. Но как пища, питие и сон могут быть употребляемы так, что будут или содействовать, или вредить спасению, так и чадородие... Как же это оно может делать? Если, по рождении, к нему будет присоединяемо и воспитание детей — в страхе Божием во славу Божию». То есть, будучи христианкой и матерью, женщина должна как можно больше вложить в воспитание детей, дать им полноту материнской любви, осознавая свою ответственность перед Богом.

Полагать, что спасение зависит от количества детей, означало бы, что Господь устроил особый путь спасения для женщин, иной, нежели путь спасения мужчин. Но как тогда быть с бесплодными парами или теми, у кого в семье только один ребенок?

Из истории Церкви мы знаем примеры высочайшей святости женщин, сознательно отказавшихся от радости материнства — вспомним преподобную Марию Египетскую, — и святых супругов, в семье которых был только один ребенок: это Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, Иоаким и Анна, давшие жизнь Пресвятой Богородице, и другие.

Не подвергая сомнению очевидный факт, что многодетность — благо, было бы неправильно воспринимать ее как единственно возможный путь спасения для женщины. Вместе с тем такое понимание не должно служить оправданием для нежелания иметь детей из-за страха пожертвовать личным комфортом. Нужно помнить, что в основании нашего спасения лежит открытость Богородицы воле Божией о рождении Сына. По примеру Божией Матери и открытость женщины к воле Божией о рождении и воспитании детей является благой и спасительной.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (27 голосов, средняя: 4,85 из 5)
Загрузка...
17 октября 2022
Поделиться:

  • юлия
    юлия3 месяца назадОтветить

    Ева не особо уважала своего Адама, потому и прельстилась. Ей с Адамом - было банально скучно, жить в раю - ей было скучно, у нее уже была вся полнота спасения, но она выбрала другой путь, потому что так велела ей ее душа. А душу ей дал Бог. Значит, в факте прельщения Евы был божий промысел. Господь допустил такой вариант развития событий, иначе бы не поставил искусительное древо посреди Эдемского сада. Возможно, самому Господу было в раю скучно. И он поставил - это древо.. До чего же в христианстве не любят женщин! До какой степени не принимают их природу! Думается, женщины отвечают им взаимностью, на глубине.

  • Мария
    Мария4 месяца назадОтветить

    "Апостол утверждает, что жене не позволительно властвовать над мужем, и в качестве аргумента приводит очередность творения людей и обстоятельства грехопадения: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева..."
    А как же "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." Разве не одновременно были созданы мужчина и женщина? Разве Бог не создал их равными друг другу? И почему очередность создания определяет кому и над кем нужно властвовать?
    Виновата ли Ева в том, что змей пришел именно к ней, а если бы он пришел первым к Адаму, он бы устоял? Ведь перед Евой он этого сделать не смог. Почему и это тоже предполагает что один должен властвовать над другим?

  • Ксения
    Ксения4 месяца назадОтветить

    Не совсем поняла, что делать парам, не имеющим, но хотящим детей. Особенно женщине в этой паре. Ребенок был, но порок сердца и врачи не смогли ничего сделать. Прожила 12 дней. Священник окрестил в реанимации. Отпевание было дома. Матушки в часовне по больнице успокаивали, что мы всё что можно сделать сделали. Но больше детей так и нет.
    Усыновление и опекунство не каждому дано поднять. Этот крест тяжелее , чем свои дети. Начиная от сбора документов, заканчивая контролем опеки.

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    " Не подвергая сомнению очевидный факт, что многодетность - благо... "(с)
    -----------------------------------
    Ага, " Семь Симеонов "...

    Рейс самолёта " Иркутск - Курган - Ленинград ", 8 марта 1988 года.

  • Наталья
    Наталья5 месяцев назадОтветить

    А мужчина не спасается через воспитание своих детей? Или он в этом плане стоит в стороне и Бог с него за это не спрашивает?
    Если и мужчина спасается через воспитание детей, то почему акцент сделан только в отношении женщин?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил5 месяцев назадОтветить

      Потому что разбирается конкретное выражение, в котором говорится о женщинах - это прямо видно еще в названии материала.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь