Все люди равны, но мужчины — равнее? Права женщин в Церкви

В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» — киндер, кюхе, кирхе (немецк. — дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» — «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.

01

Что Библия говорит о женщине?

То же, что и о мужчине: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Равноправие на библейском уровне — женщина такой же человек, как и мужчина.

02

Женщина — низшее существо?

Нет. Это абсурдное мнение, которое не имеет ничего общего с церковным. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное, нужно предать анафеме и отлучить от Церкви. Не только мужчины, но и женщины есть среди причисленных к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение — рождение Спасителя от Богородицы. Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не произошло. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и ангелов: «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим». Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине (Мк 16:9).

03

Но ведь в «Домострое» написано, что можно бить женщин?

Да, написано. В Средневековье детей, женщин и слуг били все, кому позволял статус (бить других, в том числе мужчин, могли и сами женщины, если были выше по статусу) — звучит дико, но это было нормой. Часто доходило до калечения и даже убийства. Парадокс, но для своего времени «Домострой» был чуть ли не прогрессивным: чтобы хоть как-то смягчить суровые нравы, в книге запретили бить женщин кулаком, палкой и металлическими предметами. «Домострой» — не инструкция для садистов-самоучек. Сейчас адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться этой книгой как руководством по физическому воздействию на домашних. Да и вообще, «Домострой» — это в основном про ведение хозяйства, а не про насилие.

04

В Православии женщина не может быть священником. Это не дискриминация?

Нет, потому что, во-первых, священство — это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных блага в земном или загробном мире. Во-вторых, священник во время богослужения олицетворяет собой Христа, который, как известно, был мужского пола.

05

Женщине нужно много рожать, чтобы спастись?

Нет. Это неверная трактовка слов апостола Павла: …жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие (1 Тим 2:14–15). Из неверной трактовки следует, что у женщин есть какой-то свой путь к Богу, а он у всех один — через Иисуса Христа.

06

Как правильно понимать слова апостола про чадородие?

В цитате апостола речь идет не о чадородии всех женщин, а о рождении Спасителя от Богородицы — так это место толкует святитель Иоанн Златоуст: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (Ис 7:14), но после того, как осенил ее Святый Дух, как благовестил архангел Гавриил».

07

Так Церкви все равно, рожать женщинам или нет?

Нет, не все равно. Толкование того же святителя Иоанна говорит о том, что чадородие Богородицы — образ любого материнского подвига, который считается исключительным. Поэтому открытость женщины к рождению детей угодна Богу.

08

Женщинам нельзя в храм без юбки и платка?

Можно, хотя странно игнорировать традиции места, куда вы приходите, без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Дело даже не в форме одежды, а в ее откровенности. Часто современная женская одежда обращает на себя внимание. В храме это неуместно — люди собрались для одного, а думают про другое. Поэтому лучше не смущать окружающих, которые пришли помолиться.

09

Женщинам нельзя причащаться во время месячных?

Нельзя. Речь здесь снова не о дискриминации, потому что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже. Исключения: хроническое заболевание или состояние на грани смерти.

10

Что говорят о женщинах проповедники нашего времени?

Митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Мужчины создали то уродливое положение, когда женщина порабощена, женщина — человек второго сорта, мир, где женщине часто нет места — и я не имею в виду профессионально, я говорю о ситуации в целом, когда женщина постоянно, повсеместно унижена. Мы забыли, что она равна мужчине, что она призвана быть спутницей, той, которая стоит лицом к лицу. Она отражает славу мужчины, и мужчина отражает славу женщины, и вместе они — одно человеческое существо, не иначе».

Читайте также:

Кнуты и пряники «Домостроя»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,92 из 5)
Загрузка...
7 марта 2020
Теги:
Поделиться:

  • Анна
    Анна 1 месяц назадОтветить

    Все это лишь красивые слова. Но женщина не сама ведь решила родиться женщиной. Женщина в Православии даже не второй сорт, но третий. К Причастию допускается только после детей и мужчин. противно, отвратительно

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 1 месяц назадОтветить

      Это всего лишь традиция. Апостольские постановления говорят об очереди ко Причастию вот что: «… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Как видите, написано "весь народ", а не сначала мужчины, потом женщины. Если Вам не нравится эта традиция в Вашем храме, вполне возможно, что в соседнем храме эта традиция будет отличаться. Например, я все детство ходил в деревенский храм, где мужчин прихожан было очень мало, и основная часть прихода составляли бабушки. И к Причастию приходили так - сначала мамы с грудными детьми, потом бабушки, а после все остальные.

  • Светлана
    Светлана 6 месяцев назадОтветить

    А где написано, что женщине во время месячных нельзя ходить в храм, но если епископ даст ей личное благословение, то можно. КАкой святостью обладает женщина с месячными после благословения епископа?

  • Алексей
    Алексей 6 месяцев назадОтветить

    "Сейчас адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться этой книгой..." - да что вы, автор??? А содержать женщину материально для мужчины нормально или нет? А ведь это именно из домостороя. Значит приходит, еще и как. Вот и получается "Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 23.28... по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

    (Мф. 23, 23–28)

  • Hola
    Hola 7 месяцев назадОтветить

    Написать можно разное, и сказать, а отношение не скроешь. Читаю статью про семью, и там ни слова о мужчине, совсем. Мужчин не воспитывают, и не внушают что они прежде всего мужья и отцы. Их не учат молиться за жену и детей, ходить с ними в храм и т.д. И конечно, мужчин не назовут шалавами и проститутками, не скажут - зачем мужикам образование, у них ума нет. Женщина может быть талантлива, гениальна, но это не нужно. ей не дают самой выбирать свой путь, она рожающий механизм.

  • ЕЛЕНА
    ЕЛЕНА 1 год назадОтветить

    Чем больше толкований, тем меньше ясности. Все эти тшлкователи- люди, жившие в разное время, а людям свойственно ошибаться.
    Если Господь сотворил Адама и Еву, т.е. мужчину и женщину для продолжения рода человеческого, то в чём их падение? И заметьте, не девушка соблазняет мужяину, но мужяины, движимые похотью, развращают, насилуют и деаушек и женщин и даже детей, причём обоего пола. Так при чём здесь грехопадение? в чём вина Евы? А в том, что все толкования исходят исключительно от представителей мужского пола. Представляю что мне напишут и в каких грехах обвинят.

  • Ольга
    Ольга 1 год назадОтветить

    Публикация давняя, но тем не менее...
    Уважаемые комментаторы! А ничего, что у Адами была удалена некая часть, что бы сделать Еву? Адам, в результате, тоже не совсем полноценный человек, если пользоваться вашими критериями.
    Христос был рожден женщиной, а не найден в капусте. Хотя Бог всемогущий, и такой вариант можно себе представить: мужчина находит Святого младенца. Но - именно женщина родила и вырастила Спасителя. Можно много говорить и спорить о чадородии, но Богородица, по крайней мере в большой степени, реабилитировала дочерей Евы.
    И о волосах. По данным опросов длинные распущенные женские волосы у мужчин вызывают не те эмоции, которые должны быть в Храме. Так было всегда, так и осталось. Да, желателен платок. Но это не о женщинах. Это о мужчинах!

  • Дмитрий
    Дмитрий 2 года назадОтветить

    Никакого равноправия в Библии нет - ни в Старом, ни в Новом завете. Ясно и недвусмысленно указанно об иерархии и женщина не отдельный человек, а изведена из Адама как его чистейшая часть. Это не говорит ни коем случае о дискриминации или битье. Поэтому да, женщина - не человек не в смысле курица не птица и т.д, а в том, что это часть человека, сделанная на основе первообраза - Адама, только без мужественности, но со способностью принять семя и родить, его, Адама помощница в служении Богу, прекрасная и миловидная.

  • Алексий
    Алексий 2 года назадОтветить

    Владимир (другой)Ноябрь 8, 2018 7:40, нет, не позволю автору выбирать "наиболее подходящее для него". Это что за такое "удобное" христианство -- не искать истину среди всех толкований, а выбирать то, что сиюминутно "полезнее"?
    Не помню, где вычитал, но очень к месту такая мысль: дьявол может прикрыть цитатами из Библии любое своё злодеяние.
    А уж если из Святых Отцов надёргать, вне исторического и ситуационного контекстов, то и вовсе... можно найти опровержение хоть каждой Заповеди Божией.

  • Людмила
    Людмила 4 месяца назадОтветить

    А что вы видите плохого в феминизме? И к тому же, женщина не обязана быть матерью или рожать. Это исключительно ее выбор. У вас полыхнуло что-ли, мужчина? Или это вас как-то ущемило?

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё