Все люди равны, но мужчины — равнее? Права женщин в Церкви

В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» — киндер, кюхе, кирхе (немецк. — дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» — «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.

01

Что Библия говорит о женщине?

То же, что и о мужчине: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Равноправие на библейском уровне — женщина такой же человек, как и мужчина.

 

02

Женщина — низшее существо?

Нет. Это абсурдное мнение, которое не имеет ничего общего с церковным. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное, нужно предать анафеме и отлучить от Церкви. Не только мужчины, но и женщины есть среди причисленных к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение — рождение Спасителя от Богородицы. Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не произошло. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и ангелов: «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим». Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине (Мк 16:9).

 

03

Но ведь в «Домострое» написано, что можно бить женщин?

Да, написано. В Средневековье детей, женщин и слуг били все, кому позволял статус (бить других, в том числе мужчин, могли и сами женщины, если были выше по статусу) — звучит дико, но это было нормой. Часто доходило до калечения и даже убийства. Парадокс, но для своего времени «Домострой» был чуть ли не прогрессивным: чтобы хоть как-то смягчить суровые нравы, в книге запретили бить женщин кулаком, палкой и металлическими предметами. «Домострой» — не инструкция для садистов-самоучек. Сейчас адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться этой книгой как руководством по физическому воздействию на домашних. Да и вообще, «Домострой» — это в основном про ведение хозяйства, а не про насилие.

 

04

В Православии женщина не может быть священником. Это не дискриминация?

Нет, потому что, во-первых, священство — это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных блага в земном или загробном мире. Во-вторых, священник во время богослужения олицетворяет собой Христа, который, как известно, был мужского пола.

 

05

Женщине нужно много рожать, чтобы спастись?

Нет. Это неверная трактовка слов апостола Павла: жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие (1 Тим 2:14–15). Из неверной трактовки следует, что у женщин есть какой-то свой путь к Богу, а он у всех один — через Иисуса Христа.

 

06

Как правильно понимать слова апостола про чадородие?

В цитате апостола речь идет не о чадородии всех женщин, а о рождении Спасителя от Богородицы — так это место толкует святитель Иоанн Златоуст: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (Ис 7:14), но после того, как осенил ее Святый Дух, как благовестил архангел Гавриил».

 

07

Так Церкви все равно, рожать женщинам или нет?

Нет, не все равно. Толкование того же святителя Иоанна говорит о том, что чадородие Богородицы — образ любого материнского подвига, который считается исключительным. Поэтому открытость женщины к рождению детей угодна Богу.

 

08

Женщинам нельзя в храм без юбки и платка?

Можно, хотя странно игнорировать традиции места, куда вы приходите, без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Дело даже не в форме одежды, а в ее откровенности. Часто современная женская одежда обращает на себя внимание. В храме это неуместно — люди собрались для одного, а думают про другое. Поэтому лучше не смущать окружающих, которые пришли помолиться.

 

09

Женщинам нельзя причащаться во время месячных?

Нельзя. Речь здесь снова не о дискриминации, потому что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже. Исключения: хроническое заболевание или состояние на грани смерти.

 

10

Что говорят о женщинах проповедники нашего времени?

Митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Мужчины создали то уродливое положение, когда женщина порабощена, женщина — человек второго сорта, мир, где женщине часто нет места — и я не имею в виду профессионально, я говорю о ситуации в целом, когда женщина постоянно, повсеместно унижена. Мы забыли, что она равна мужчине, что она призвана быть спутницей, той, которая стоит лицом к лицу. Она отражает славу мужчины, и мужчина отражает славу женщины, и вместе они — одно человеческое существо, не иначе».

 

 

Читайте также:

Легендарные христианские книги: «Домострой»

Кнуты и пряники «Домостроя»

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,89 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Дмитрий
    Ноябрь 13, 2018 14:18

    Никакого равноправия в Библии нет — ни в Старом, ни в Новом завете. Ясно и недвусмысленно указанно об иерархии и женщина не отдельный человек, а изведена из Адама как его чистейшая часть. Это не говорит ни коем случае о дискриминации или битье. Поэтому да, женщина — не человек не в смысле курица не птица и т.д, а в том, что это часть человека, сделанная на основе первообраза — Адама, только без мужественности, но со способностью принять семя и родить, его, Адама помощница в служении Богу, прекрасная и миловидная.

  • Алексий
    Ноябрь 9, 2018 10:21

    Владимир (другой)Ноябрь 8, 2018 7:40, нет, не позволю автору выбирать «наиболее подходящее для него». Это что за такое «удобное» христианство — не искать истину среди всех толкований, а выбирать то, что сиюминутно «полезнее»?
    Не помню, где вычитал, но очень к месту такая мысль: дьявол может прикрыть цитатами из Библии любое своё злодеяние.
    А уж если из Святых Отцов надёргать, вне исторического и ситуационного контекстов, то и вовсе… можно найти опровержение хоть каждой Заповеди Божией.

  • Владимир (другой)
    Ноябрь 8, 2018 7:40

    *Алексий*, благодарю Вас за приведенные Вами толкования на Священное Писание, не совпадающие с точкой зрения автора, но, поскольку единого толкования на это место нет, позвольте автору выбрать наиболее подходящее для него. И не впадайте в осуждение.

  • Алексий
    Ноябрь 7, 2018 13:58

    Как-то надёргано кое-как, для успокоения феминисток писали, что ли? Не стОит искажать учение Церкви, прогибаясь под дух мира сего.
    Итак:
    Касательно шестого слайда: почему приведён только свят. Златоуст? К примеру, блаж. Феофилакт толкует ясно и определённо:

    «1Тим.2:15. Впрочем спасется через чадородие.
    Кто? Ева? Нет, но женщина, то есть женский пол. Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения, – деторождение, то есть доброе воспитание рожденных; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление. Итак, что же девы? Что же вдовы? Они совсем погибли? Нет, не то говорит апостол, что они не спасутся собственной добродетелью, а что воспитание детей способствует спасению жен».

    Свят. Феофан Затворник ещё яснее говорит, безо всяких экивоков:

    «Как же чадородие обратить в пособие ко спасению? Можно бы так сказать: чадородие дано естеству четы первозданной, и, как делу естества, ему следовало бы происходить не только легко, но и приятно. Но привзошло падение и привнесло в сие дело естества болезни: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3:16). Болезни – наказание, естественная женам епитимия. Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения».

    Епископ Аверкий (Таушев) уточняет:

    ««Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (ст. 15) – здесь, конечно, не о том говорится, что самый физический процесс чадородия послужит жене во спасение, a o том, что спасение женщины и, следовательно, жизненное призвание ее – быть матерью и воспитательницей своих детей».

    Слайд 8 утверждает, что платок — якобы просто «традиция». Автор, видимо, не знает о Божием повелении женам входить в храм только с покрытой головой: «…всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1Кор. 11) .
    Впрочем, девицы и вдовицы, как следует из текста, действительно могут находиться в храме с непокрытой головой, уж тем более — младенцы женского пола.

    Наконец, у того же Златоуста, в толковании на известную фразу «Жёны в церкви да молчат» есть и такие слова: «жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное». Что же не включили в слайды? Знаете, как это называется, уважаемый автор? Лицеприятие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.