Праведного Иова Церковь вспоминает 19 мая.
Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу...
Иов жил в местности под названием Уц. Он был богат и богобоязнен, непорочен, справедлив и удалялся от зла (Иов 1:1). Десять детей было у Иова: семеро сыновей и три дочери.
Однажды сатана пришел к Богу и стал утверждать, что Иов богобоязнен, потому что Бог даровал ему благополучие. Но будет ли Иов так же любить Бога, если у него все это отнять?
Бог разрешил сатане отнять у Иова все, что тот имел: и богатство, и детей. Иов принял это испытание и ни слова не сказал против Бога: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21).
Тогда сатана наслал на Иова проказу. Иова выгнали из города, он был вынужден сидеть в пыли у дороги и соскребать черепком струпья со своего тела. Видя мучения мужа, жена Иова предлагала ему похулить Бога и немедленно умереть. Но Иов оставался непреклонен: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? (Иов 2:10).
К Иову пришли его друзья. Семь дней они молча сидели рядом с ним и оплакивали его страдания. Они утешали его, пытались ему помочь: ведь не мог Бог зря наказать Иова, значит, Иову надо вспомнить, в чем он согрешил перед Богом. Но Иов твердо знал, что перед Богом он чист: он страдает безвинно.
Иов обратился к Богу с молитвой. Скорбя, он просил, чтобы Сам Бог засвидетельствовал его невиновность. И Господь ответил ему. Это был, как сказали бы сейчас, ассиметричный ответ. Он показал ему красоту сотворенного мира, и это — само явление Господа, Его слова — и стали ответом для Иова.
Праведник раскаялся в своих мыслях: Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42:6). Иов был прощен, благополучие его было восстановлено: проказа прошла, родились новые дети, вернулось богатство. Он прожил еще 140 лет и умер в глубокой старости.
Тем не менее, нельзя считать, что Книга Иова дает универсальный, логически непротиворечивый ответ на вопрос, поставленный тем же Лейбницем. Скорее, она дает ключ к ответу. Настоящий ответ невозможен без Спасителя Христа, без Благой Вести. И может быть, смысл присутствия Книги Иова в Ветхом Завете — показать, что Ветхий Завет не самодостаточен. Что это — приготовление к тем откровениям, которые получит человечество через Пришествие Христа и будут запечатлены в Новом Завете и церковном Предании.
Рисунки Наталии Кондратовой