В Ветхом Завете Бог устанавливает завет с Ноем и его потомством. В чем его смысл? Как он проявился в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».
Что за завет?
После того, как спасшийся Ной принёс Богу благодарственную жертву, Господь благословил его и установил завет с ним и его потомством: не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли (Быт 9:11).
Великий потоп
В книге Бытие мы читаем о древних временах, когда человечество все дальше и дальше отходило от Бога. Разврат и ненависть к ближним так помрачили образ Божий в людях, что любви среди них уже не было места. Тогда Бог сказал: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть (Быт 6:3). Господь увидел, что умножилось зло на земле, решил наслать на землю великий потоп, в котором погибло бы все живое. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему суд Божий над человечеством в виде потопа был неизбежным, несмотря на всю любовь Господа к Своему творению: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой». Однако среди людей был человек праведный и непорочный в роде своем (Быт 6:9), и звали его Ной.
Перед потопом Бог повелел Ною построить ковчег — большой корабль, в котором спаслись Ной, его супруга и сыновья с женами. Также по велению Господа они взяли по паре животных каждого вида и сделали запас пищи для себя и для всех живых существ в ковчеге.
Строительство ковчега продолжалось сто лет. В Библии ничего не говорится о реакции других людей на Ноя, однако можно предположить, что строительство огромного корабля в засушливой местности, вызывало у окружающих удивление и расспросы. И Ной наверняка говорил любопытствующим о повелении Божьем, о той каре, которая ожидает человечество за грехи. Господь дал людям немало времени для покаяния. Однако ни один человек за это время не задумался, не изменил свой образ жизни, не покаялся.
Когда потоп закончился и ковчег пристал к земле, Ной в знак почтения и благодарности воздвиг жертвенник Господу и, взяв от всех чистых животных, принес их на нем во всесожжение. Всесожжением называлось такое жертвоприношение, при котором жертвенное животное сжигалось целиком, что, в свою очередь, служило символом глубокого сердечного покаяния и полной отдачи себя Богу. В ответ на это Господь благословил Ноя и его наследников, заключив завет с ним и со всякою душею живою (Быт 9:10). Завет заключался в том, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли (Быт 9:11).
Завет с Ноем и его потомками
В Своем завете с Ноем и его потомками Бог дал обещание более не посылать такое всеобщее наказание на человечество, каким был всемирный потоп. Как рассуждает преподобный Ефрем Сирин: «И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: «за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной тобою от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю». Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю(Быт 9:1).Он подтвердил также за человеком владычество над землей: …да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу, как зелень травную даю вам все (Быт 9:2–3).
После обещания не наказывать человечество всемирным потопом, Господь дал человеку ряд довольно простых предписаний и ограничений, которые содержатся в словах Бога, обращенных к Ною. Иудейская традиция выделяет в речи Творца семь заповедей, которые известны как заповеди сынов Ноя. В них Господь предостерегает людей от идолопоклонства, блуда, кровопролития и напоминает о заповеди, данной в раю Адаме и Еве: плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле (Быт 9:7). Впоследствии эти этические и религиозные нормы завета с Ноем будут дополнены в завете с Авраамом, законе Моисея и получат свое истинное духовное раскрытие в евангельском благовестии.
Завет с Ноем на все будущие времена остался образцом завета мира и милости Божией. Знамением же этого завета Господь поставил радугу: явится радуга[Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и вами и между всякою душею живою во всякой плоти…(Быт 9:14–15). Св. Иоанн Златоуст так пишет об этом: «Когда мы увидим этот знак, то можем спокойно полагаться на обетование Божие». Поэтому каждый раз, когда в облаках после дождя виднеется радуга, мы точно знаем: жизнь продолжается.
Помимо этого, Божественное спасение Ноя соединило две эпохи — до и после потопа. Однако и в новой эпохе нашлось место не только добру и благочестию, но и неверию, порождающему зло, что выразилось в постыдном поступке сына Ноя Хама. После потопа Ной принялся возделывать землю и выращивать виноград. Однажды, напившись вина, он уснул обнаженный в своем шатре. Хам увидел его наготу и, смеясь, рассказал об этом братьям — Симу и Иафету. Когда Ной узнал о непочтительном поступке младшего сына, он проклял его потомство. Симу же и Иафету Ной дал благословение, которое распространилось и на их потомков.
В чем смысл завета Бога с Ноем?
Через завет с Ноем милосердный Господь восстанавливает союз с человеком, который был нарушен грехопадением прародителей. Жертва Ноя стала жертвой от всего человечества, испытавшего милость Божию. Святые отцы Церкви считают, что эта жертва всесожжения соединялась с крепкою верою Ноя в спасение через обещанное Семя жены, потому она и была угодна Богу, и имела такое великое значение, что дала возможность человечеству продолжать жизнь на земле.
По мнению святых отцов Церкви, причина такого великого благоволения Божия к роду человеческому восходит к райскому обетованию, по которому людям было возвещено спасение чрез победоносное Семя жены — об этом пророчестве мы писали здесь. Господь пообещал не уничтожать живых существ, помня о своем древнем обещании послать человечеству Спасителя. Иерей Стефан Домусчи рассуждает так: «Завет, заранее включающий в себя всех, кто будет жить на земле, поражает читателя масштабом и перспективой, показывает величие замысла Творца, Который задумался о нас прежде, чем мы появились на свет. Мы часто проходим мимо этого примирения после потопа, радуги и Божиих благословений... Но ведь на самом деле завет Бога с Ноем оказывается тенью и предзнаменованием Нового Завета, который тоже распространяется на всех людей».
Как этот эпизод Ветхого Завета продолжается в Новом Завете?
Завет с Ноем есть повторение и продолжение первого обетования Бога о спасении людей чрез пришествие в мир Спасителя. Великий потоп как знак разрушения и возрождения мира удостоверяет и будущее всеобщее обновление мира Божия. Завет спасения от разрушения и смерти служит прообразом евангельского обетования, проповедующего благую весть о победе Христа над грехом и смертью.
Сами же события потопа выступают также и предупреждением против беспечности и самонадеянности. Так, Иисус Христос, говоря о дне Своего Второго Пришествия на землю вспоминает именно о потопе: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, кáк было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, кáк во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф 24:36–39).
Также мы помним о благословении Ноем сыновей. В потомстве старшего сына Сима, к которому были обращены слова благословен Господь Бог Симов (Быт 9:26) сохранялось истинное богопочитание и древние традиции благочестия. Из рода Сима произошли служители Божии — святые ветхозаветные пророки и патриархи, среди потомков которых и Сам Спаситель мира Иисус Христос.
В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов?
Завет с Ноем продолжил начатые еще в раю отношения между Творцом и творением, требующие от людей исполнения Божией воли. При этом важно помнить, что Господь не HYPERLINK "https://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-a-ne-deti-bozhi.html"зHYPERLINK "https://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-a-ne-deti-bozhi.html"адумывал и никогда не желал видеть человека безвольным исполнителем Его приказов. Когда Он создал человека по Своему образу и подобию, то наделил его свободой воли, то есть возможностью выбирать между добром и злом. Поэтому исполнение воли Божией возможно лишь через наше свободное решение довериться тому, что Господь участвует в нашей жизни, направляя нас ко спасению и помогая справиться с немощами и грехами. Как писал святитель Филарет: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».
В завете с Ноем Бог отказывается впредь от физического уничтожения людей, отвернувшихся от Него, потому что это не может повлиять на исправление человеческого сердца. Господь исходит из принципа любви, а не корысти и угнетения. Его воля — не подчинить нас Себе, а спасти нас от греха, который искажает нашу природу, наше восприятие действительности, вызывает страдания и служит умножению зла в мире. И в Новом Завете мы видим, как проявляется этот принцип любви: на заблудшее человечество не насылается жестокое наказание, вместо этого Бог посылает к людям собственного Сына, Который приносит Себя в жертву ради каждого из нас.