В Ветхом Завете есть непонятное многим пророчество о «семени жены». В чем его смысл? И сбылось ли оно? Разбираемся в проекте журнала «Фома» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».

Что за пророчество?

В книге Бытие Бог говорит дьяволу: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).

В каком контексте пророчество появляется в Ветхом Завете?

В книге Бытие мы читаем, что Бог, сотворивший мир видимый и невидимый, всё создал прекрасным. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Первые люди, Адам и Ева, блаженствовали, живя в раю. Как пишет святитель Афанасий Великий, «до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти». 

Еще до творения людей Господь сотворил ангелов. Но однажды могущественный ангел восстал против Бога и из ангела стал сатаной и дьяволом, что в переводе означает «лжец» или «клеветник». Он увлек за собой и часть других ангелов, и все они отпали от Господа. Духовный мятежник не смирился перед Создателем и захотел разрушить отношения Бога и его творения — человека.

В раю росло много прекрасных деревьев, с которых люди могли есть вкусные плоды. Среди них было два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. Господь повелел людям не вкушать плодов последнего, чтобы они не умерли.

В момент, когда Адама не было рядом с Евой, диавол, приняв образ змия-искусителя, внушил ей, что если люди вкусят запретный плод, то сами станут как боги, знающие добро и зло. Господь сотворил человека по образу Своему, вручив ему особый дар — свободную волю. С самого начала человек сам мог делать выбор. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт 3:6). До сих пор Ева довольствовалась другими плодами, но теперь возжелала вкусить запретное, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3:6). Таким образом, оба согрешили. 

«Семя будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»: как расшифровать это пророчество из Ветхого Завета
Грехопадение Адама и Евы. Изображение: пресс-служба ГМА им. А.В. Щусева

В книге Бытие описывается, как Господь призывал Адама, спрятавшегося от Его лица, к покаянию: Адам, где ты? Но вместо раскаяния Адам сказал, что его соблазнила жена, а Ева, в свою очередь, свалила все на змея. Не увидев покаяния, Господь проклял змея-соблазнителя — диавола, сказав, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди одержат победу: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). Потом же Бог сказал людям, каковы будут последствия совершенного им греха: Адаму суждено добывать свой хлеб в поте лица, а Еве рожать в муках, и в конечном итоге их все равно ждет смерть.

В чем смысл пророчества и сбылось ли оно?

Преподобный Исидор Пелусиот так объясняет место Священного Писания, в котором Господь говорит дьяволу о его поражении: «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос». То есть это короткое пророчество говорит о рождении и искупительном подвиге Иисуса Христа и провозглашается победа над грехом и смертью, которая отнимет у «древнего змия» власть над человеком. Эту часть книги Бытие принято называть Первоевангелием, так как в ней впервые звучит благая весть о грядущем Спасителе мира. 

Церковь под «женой» понимает Деву, от которой родится Искупитель — «семя жены», а под змием — падшего ангела. Обещание Господа Адаму и Еве исполнилось, когда Иисус Христос, родившись от Девы Марии, искупил на кресте первородный грех. Потомок жены поразил саму «главу» змия-дьявола, то есть разрушил преграду между Богом и человеком, но при этом и Сам Потомок жены пострадал от змия, который как бы «ужалил Его в пяту», то есть причинил Ему физические страдания на кресте.

Святой апостол Павел называет Иисуса Христа вторым Адамом. Если Адам ослушался Бога, и тогда преступлением одного подверглись смерти многие (Рим 5:15), то Христос был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8) Богу-Отцу. Сопоставляя проступок Адама и крестную жертву Христа, Павел замечает: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим 5:18–19). В другом послании, к Коринфянам, он пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор 15:22). Так, жена первого Адама стала причиной падения, а мать второго Адама явилась орудием спасения.

В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов?

Из этого первого обетования Господа о Спасителе, мы видим, что Бог, несмотря на изгнание Адама и Евы из рая (в котором, кстати, многие святые видят проявление заботы Господа о ставших смертными людях), дарует им надежду на спасение от власти тьмы. Он являет согрешившему человеку свою милость и утешает его. Господь, как любящий Отец, не хочет гибели грешника, к которой неизбежно приводит союз с дьяволом. В Ветхом Завете мы читаем, как Бог предрекает конец власти зла, а в Новом Завете — как Он исполняет свое обетование. Иисус Христос позволил распять Себя на Кресте, чтобы добро победило раз и навсегда. Благодаря Его Крестной Жертве и Воскресению, каждый из нас получил возможность наследовать вечную жизнь и спасение, которое возможно только во Христе и со Христом (2 Тим 2:10).

Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста? 

Подпишитесь на ежедневную email-рассылку нашего Рождественского онлайн-календаря!

0
1
Сохранить
Поделиться: