Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»? - Православный журнал «Фома»
Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

8 мин.
iframe
Код скопирован

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Михаил

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди — строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» — так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым — вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание — «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых — из страха наказания. Во-вторых — из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих — бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное — наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже — сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Причина тому — исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом — как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Языческие боги правда смотрели на людей как на детей?

В античном язычестве представления об отношениях богов и людей были довольно приземленными. По сути, боги Древней Греции и Древнего Рима — это те же люди с их страстями и эмоциями, просто наделенные сверхспособностями, вечной молодостью и бессмертием. Боги врут, блудят, гневаются, устраивают друг другу различные пакости, вступают в противоестественные связи, приживают от земных мужчин и женщин детей, которые впоследствии становятся супергероями — например, Геракл или Ахиллес.

Отношение богов к людям далеко от любви и отеческой заботы. Они очень обидчивы и пристрастны. Люди в их руках не более чем игрушки, с помощью которых они сводят счеты друг с другом. Очень показательно в этом отношении бессмертное творение Гомера «Илиада», в мифологическом контексте повествующее о событиях Троянской войны. Начавшаяся из-за того, что Парис предпочел Афродиту двум другим богиням — Гере и Афине, война стала полем битвы не только людей, но и богов, которые соперничали друг с другом, поддерживая и карая людей в зависимости от своих личных предпочтений.

Взаимоотношения богов и людей в античности лучше всего выражает латинская формула do, ut des — «я даю, чтобы ты дал». Этот римский принцип, изначально устанавливавший в рамках судопроизводства правовые отношения между двумя лицами, был перенесен и на отношения с божествами. Если человек хотел что-то получить от того или иного бога, он должен был сперва умилостивить его — принести жертву. Чем масштабнее была жертва, тем выше был шанс того, что человек получит желаемый результат. Ни о каком сыновстве, безусловной любви тут нет и речи.

Редакция

Свернуть

Это — во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам... Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы... Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).

Как было устроено рабство в Древней Иудее?

В Иудее рабство имело патриархальный характер, так что раб становился как бы членом семьи своего господина. Различались рабы-иностранцы и рабы-евреи, от происхождения раба зависел его правовой статус.

Иностранцы находились в пожизненной собственности, их можно было продать, подарить или передать в качестве наследства. Отношение к ним было довольно гуманным. Рабы-иностранцы могли заводить семью, хозяин был обязан заботиться о них, обеспечивать жильем и всем необходимым для жизни. Запрещалось увечить рабов — изувеченный раб автоматически получал свободу. Важно, что рабы-иностранцы должны были принять обрезание и исполнять нормы закона Моисеева. В противном случае хозяин по истечении года должен был продать его иноверцу.

Для евреев рабство было вообще достаточно условным и представляло собой скорее ограничение свободы. Рабом еврей мог стать либо за воровство, либо за долги и только в том случае, если не имел возможности возместить ущерб. Такого раба нельзя было продать на сторону, поскольку, принадлежа к избранному народу, он был прежде всего рабом Божьим. В библейской книге Левит, где говорится о содержании рабов-евреев, на это есть прямое указание: они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов (Лев 25:42). По сути, господину принадлежал не сам человек, а его труд, причем на определенное время — шесть лет. По завершении этого срока раб получал свободу и даже вознаграждение от хозяина, как об этом написано в книге Второзаконие: когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой (Втор 15:13–14).

Немудрено, что при таком комфортном рабстве, особенно учитывая обязанность господина заботиться о рабах, были люди, которые не спешили воспользоваться свободой. В этом случае раб мог заявить о своем нежелании хозяину и остаться в пожизненном рабстве. Для этого даже был предусмотрен специальный ритуал: Если же он (раб. — Прим. ред.) скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так поступай и с рабою твоею (Втор 15:16–17).

Редакция

Свернуть

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?
Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб — отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу — иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении — усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (240 голосов, средняя: 3,87 из 5)
Загрузка...
11 июля 2020
Поделиться:

  • Игорь
    Игорь1 месяц назадОтветить

    А ничего что δούλος (так в Евангелие) имеет несколько значений - ведомый, невольник, раб? Ведь Ведомый Богом намного ближе к тому, что проповедовал Иисус. Раб, невольник не имеет своей воли. Он слепо следует за господином только из страха наказания. Ни о какой добровольности не может идти речи. Только сломанный человек начинает "любить" своего поработителя. Не в этом ли был скрытый смысл греков-монахов (византийцев) при переводе Священных текстов - сломать дух народа, сделать их бессловесным стадом смирившимся, что вся ВЛАСТЬ от Бога. А в следствии этого подмять под себя, ослабить извечного Врага, которому Византия не одно столетие платила дань... Это и случилось. За пару столетий из Гардарики (страны городов о Силе и красоте, образованности и мастерстве которой с восторгом писали арабские купцы в 7-8 в.н.э.) она превратилась из Силы в кучку постоянно грызущихся, воюющих между собой мелких княжеств. Византийские интриги, коварство, зависть, Вся Власть от Бога сделали из народ-творца, народа который ВЫБИРАЛ или ЗВАЛ князей Рабов Божьих. Бессловесных, безграмотных, забитых... Не велика ли цена выбора иноземных переводчиков - Ведомый Богом или РАБ Божий. Выбор, целиком искажающий Учение Иисуса Христа!!! Из лучшего творения Бога, созданного им "...по образу и подобию Своему..." не только внешнему (по образу) но и по внутреннему (по подобию), человека-творца опустить до бессловесного стада "...не знающего, что делает господин его..."

  • Денис
    Денис1 год назадОтветить

    Статья интересная. Многое проясняет. Но вот некоторые "комментаторы" просто ужасают своим невежеством и приверженностью конспиролухических (это не опечатка - так и есть от слова "олух") теорий. Особенно повеселил некто Сергей, сравнив примитивно и безосновательно (сиречь бездоказательно) западную и восточную традиции Христианства.
    Что до содержания,, то просто немного дополню статью один интересным наблюдением. Я долго занимался сравнением Христианства с другими вероисповеданиями. Разумеется, не обошел стороной и т.н. язычников.
    Если внимательно посмотреть на все возможные варианты, то так или иначе мы увидим, что наша окружающая действительность есть клубок, даже гордиев узел, причинно-следственных связей. И источником этих связей является сам человек. Не спорю, что те или иные силы в состоянии подбросить аномальную ситуацию, дабы увидеть проявление свободы воли человека, с одной стороны, и подтолкнуть к нужному результату исследуемого (или исследуемых). Но заранее предрешённого результата нет и не может быть. В этом отношении такой точки зрения придерживаются иудеи, христиане и умеренные атеисты. Куда сложнее дела с мусульманами: мотив предопределения там присутствует, хотя и не так явно, как, например, в индуизме или буддизме. Или язычестве. на нем и заострим внимание . Полагаю, вам знакома фраза: «так на роду написано»? Думаю, что да. Ведь очень часто многие из нас произносят её альтернативные формулировки. А откуда она вообще взялась? Особенно в русских широтах? Полагаю, вы не очень удивитесь, если я скажу, что эта формулировка во всевозможных вариациях существует во всех языческих верованиях. Давайте возьмём, к примеру, Эсхила и его «Царя Эдипа». Оракул натрындел то, что услышал от тамошних богов: сынуля убьёт папу и станет мужем своей матери. "Хорошее" предсказание, не правда ли? И в ходе развития сюжета, это предсказание медленно, но верно исполнялось. Результат помните, полагаю? А почему? А потому что, так боги решили! И не иначе. И куда не сунься – всё то же самое. Человек, с точки зрения язычества, низкое существо, чуть лучше зверя, а, стало быть – игрушка в руках богов. А отсюда и своеобразный фатализм, апатия к саморазвитию. Просто проанализируйте: несмотря на многие достижения античного мира, отсутствие мотива к развитию, вера в предопределение жутко тормозили развитие и науки, и самого общества. Хотя, с точки зрения правящих классов, это было очень удобно: ты – раб. Почему? Потому, что так на роду написано. И не пыхти! Особо меня веселят последнее время псевдославянские псевдоязычники. Противопоставляют себя и свои убеждения всему подряд. Но на особицу они любят бравировать перед христианами: мол, наши боги нас рабами не называют. Особенно если учесть, что истинное значение слова «раб» они не знают. А в церковнославянском языке оно сохранилось. И когда вот такой ретивый, с явной печатью отсутствия интеллекта на лице и присутствия полторы извилины в голове, играя желваками и мускулами заявляет, что он не раб, я с ним сразу соглашаюсь. Потому что он говорит чистую правду. Истину глаголет. Он – не раб. Он – хуже. Он – безмозглая марионетка в руках чванливых, заносчивых, завистливых, склочных, и не блещущих умом богов. Ведь, если вспомнить, то фраза «зависть богов» пришла к нам именно из язычества. а ссылка на формулу "дети богов" - хитрая уловка, чтоб скрыть правду о марионеточном состоянии язычника. Языческие боги чётко отграничивают себя от мира презренных, с их точки зрения, людишек.

  • Кристина
    Кристина2 года назадОтветить

    На самом деле всё проще. Это просто такой перевод. На англиский перевели как "дети боль", На русский "рабы". Всё для управления людьми.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      А кто перевел и что именно?

  • Сергей
    Сергей2 года назадОтветить

    Все очень просто: в Поавославии мы - рабы Божии, в Католичестве - Его дети (сыновья, дочери, короче - чада Божии). Такова, к сожалению, традиция, не пересмотренная до сих пор со времен Великой Схизмы (1054 год).
    Раб обязан беспрекословно и буквально выполнять повеления своего господина, сын имеет право выполнять его осмысленно.
    То есть, за человеком признается и элемент творчества. В этом, мне думается, и есть основополагающий раздел между рабом и чадом Божиим.

  • Светлана
    Светлана2 года назадОтветить

    А я слышала, что раб - это равный Богу, только сокращённо. Так сказал батюшка при обряде Крещения моей знакомой, т.к. она так же задумывалась, почему раб, если мы созданы по образу и подобию Господа нашего? Вот такой ответ получила)

  • Dan
    Dan3 года назадОтветить

    Забыли упомянуть, что если купить раба НЕ еврея, то этому свобода не светит.
    В ветхозаветные времена никакого равенства людей перед богом не было.
    С евреями-то он далеко не всегда справедливо обходился, а остальных вообще за мусор держал.
    Ну и я не знаю, какие там были рабы у древних евреев, а вот христиане с рабами отнюдь не радужно обращались. И били, и убивали и рабынь насиловали, а уж об освобождении и тем более усыновлении речи точно не шло.
    Если библия и впрямь призывает обращаться с рабами как можно более человеколюбиво.ю то как же так вышло, что ее последователи, ведомые церковью, которая должна "священное" писание в полной мере понимать, а не как попало истолковывать, с рабами обращались совсем не человеколюбиво.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 года назадОтветить

      Прежде всего, если Священное писание Вы ставите в кавычки, то и вопрос к чему? Это и есть иллюстрация. Есть Священное Писание. Где в том числе, зафиксированы все важнейшие ценности, без которых у человека остаётся надежда только на внимание к собственной совести. Поскольку традицию и зафиксированный ею источник Заповедей люди отвергают. Если не отвергаете важности этих ценностей, этих Заповедей, включая Евангелие, то зачем демонстрировать пренебрежительное отношение к Писанию?.. Вы, видимо, это делаете, чтобы указать на своё отношение к вере. Но вера и то же Писание вовсе не говорит, что верующий в Бога становится по самому факту принадлежности к христианству безгрешным и идеальным. Наоборот: то самое Писание предупреждает о том, что грех -- непременная часть природы любого человека. И через множество примеров призывает к покаянию, исправлению тех бед, какие несёт грех. Все ли христиане живут по Заповедям? Нет, конечно. Если бы так, то не надо ни Церкви, ни священных книг. В каком-то смысле (мы это, кстати, постоянно видим в комментариях) и многие называющие себя верующими ставят и Бога, и Писание в кавычки. Как и Вы. И для внимательного читателя Священного Писания тут нет никакой сенсации. Есть повод для печали, но не всё время же причитать. Надо с самим собой разбираться, прежде всего: а не совершаю ли я какого-то греха. Человеколюбив ли я. Чем больше людей сверяют, "включив" совесть, свою жизнь с Писанием и опытом покаяния в Церкви, тем крепче надежда, что станет меньше жестокости. В конце концов: в момент, когда Писание создавалось, рабство было нормой (кстати, в мире немало мест, где оно считается нормой и сейчас). Но в конечном итоге, Ваш собственный комментарий -- свидетельство того, как много людей стали, даже не принимая Христа, разделять те ценности, которые стали чуть ли не прописными истинами. Благодаря чему? В том числе, Писанию. Которое Вы почему-то поставили в кавычки.

  • Павел
    Павел3 года назадОтветить

    Слово Раб это в религиозно иносказательном восприятии для сокрытия реальности.Потому как религии,эзотерические учения, наука, особенно теоретическая и много других зависимостей, есть реально зависимости,через которых и имеет место управления реально не рабами, а биороботами.Что все наблюдают,но не понимают.Слово техногенность, технологии, вообще никому ничего не говорит,а это и есть признаки искусственности МиРА.А зависимости,если коротко розовые очи как нужно видеть этот МиРА.И быть в незнании и верить и не знать и главное не развивать сознание УМа а держать его с мусором,как в компике,где файлы удаляют ,а чело наоборот мусором живет и не знает реальность.То есть биоробота пользую в слепую.

  • Светлана
    Светлана3 года назадОтветить

    Букве и духу Нового Завета ни в коем образе данная интропритация понятия "раб Божий" не противоречит. Ибо так называли себя святые в состоянии полного смирения, а не превозношения себя пред Богом и людьми. И мы, называя себя рабами Божьими, приучаем себя к смирению, таким образом искореняя в себе гордыню - источника всех прочих грехов. Если цари Давид и Соломон, будучи приближенными к Богу людьми (во времена Ветхого Завета), называли себя рабами пред Богом, то мы, отдалившись от Него, не достойны даже звания "раба Божьего". Многословие о Боге в наших устах - всего лишь пустой звон, а не показатель высокодуховного образа жизни. Называйте себя сыном Божиим, если Вам хочется потешить свое самолюбие...Тогда постарайтесь соответствовать своему "статусу". Любящий сын старается не делать того, что может огорчить отца...Любовь Божия простирается над каждым из нас, так же , как светит Солнце для каждого из нас. Истинный сын будет поступать так-же.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь