Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Михаил»

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?
Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (207 голосов, средняя: 3,79 из 5)
Загрузка...
11 июля 2020
Поделиться:

  • Dan
    Dan1 месяц назадОтветить

    Забыли упомянуть, что если купить раба НЕ еврея, то этому свобода не светит.
    В ветхозаветные времена никакого равенства людей перед богом не было.
    С евреями-то он далеко не всегда справедливо обходился, а остальных вообще за мусор держал.
    Ну и я не знаю, какие там были рабы у древних евреев, а вот христиане с рабами отнюдь не радужно обращались. И били, и убивали и рабынь насиловали, а уж об освобождении и тем более усыновлении речи точно не шло.
    Если библия и впрямь призывает обращаться с рабами как можно более человеколюбиво.ю то как же так вышло, что ее последователи, ведомые церковью, которая должна "священное" писание в полной мере понимать, а не как попало истолковывать, с рабами обращались совсем не человеколюбиво.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Прежде всего, если Священное писание Вы ставите в кавычки, то и вопрос к чему? Это и есть иллюстрация. Есть Священное Писание. Где в том числе, зафиксированы все важнейшие ценности, без которых у человека остаётся надежда только на внимание к собственной совести. Поскольку традицию и зафиксированный ею источник Заповедей люди отвергают. Если не отвергаете важности этих ценностей, этих Заповедей, включая Евангелие, то зачем демонстрировать пренебрежительное отношение к Писанию?.. Вы, видимо, это делаете, чтобы указать на своё отношение к вере. Но вера и то же Писание вовсе не говорит, что верующий в Бога становится по самому факту принадлежности к христианству безгрешным и идеальным. Наоборот: то самое Писание предупреждает о том, что грех -- непременная часть природы любого человека. И через множество примеров призывает к покаянию, исправлению тех бед, какие несёт грех. Все ли христиане живут по Заповедям? Нет, конечно. Если бы так, то не надо ни Церкви, ни священных книг. В каком-то смысле (мы это, кстати, постоянно видим в комментариях) и многие называющие себя верующими ставят и Бога, и Писание в кавычки. Как и Вы. И для внимательного читателя Священного Писания тут нет никакой сенсации. Есть повод для печали, но не всё время же причитать. Надо с самим собой разбираться, прежде всего: а не совершаю ли я какого-то греха. Человеколюбив ли я. Чем больше людей сверяют, "включив" совесть, свою жизнь с Писанием и опытом покаяния в Церкви, тем крепче надежда, что станет меньше жестокости. В конце концов: в момент, когда Писание создавалось, рабство было нормой (кстати, в мире немало мест, где оно считается нормой и сейчас). Но в конечном итоге, Ваш собственный комментарий -- свидетельство того, как много людей стали, даже не принимая Христа, разделять те ценности, которые стали чуть ли не прописными истинами. Благодаря чему? В том числе, Писанию. Которое Вы почему-то поставили в кавычки.

  • Сергей
    Сергей2 месяца назадОтветить

    Хорошая попытка объяснить старый термин современным языком...
    Но если по Писанию, то все верующие в Иисуса Христа - дети Божьи. От молитвы Отче наш и далее по Новому Завету Господь и Апостолы говорили об этом. Конечно, очень часто мы ведём себя с Богом, как дети из младшей группы детского сада.
    А вот рабом Божьим ещё нужно стать, каким был Апастол Павел и другие Божьи люди.
    При всём уважении к святым отцам, которые ввели в церковный обиход понятие "раб Божий", это противоречит букве и духу Нового Завета.

    • Светлана
      Светлана1 месяц назадОтветить

      Букве и духу Нового Завета ни в коем образе данная интропритация понятия "раб Божий" не противоречит. Ибо так называли себя святые в состоянии полного смирения, а не превозношения себя пред Богом и людьми. И мы, называя себя рабами Божьими, приучаем себя к смирению, таким образом искореняя в себе гордыню - источника всех прочих грехов. Если цари Давид и Соломон, будучи приближенными к Богу людьми (во времена Ветхого Завета), называли себя рабами пред Богом, то мы, отдалившись от Него, не достойны даже звания "раба Божьего". Многословие о Боге в наших устах - всего лишь пустой звон, а не показатель высокодуховного образа жизни. Называйте себя сыном Божиим, если Вам хочется потешить свое самолюбие...Тогда постарайтесь соответствовать своему "статусу". Любящий сын старается не делать того, что может огорчить отца...Любовь Божия простирается над каждым из нас, так же , как светит Солнце для каждого из нас. Истинный сын будет поступать так-же.

  • Хочу все знать
    Хочу все знать2 месяца назадОтветить

    Исходя из всего вышеписанного,включая то как ответчик достаточно удачно вывернулся в своих ответах все же хотелось бы заметить, что дабы не вводить людей в смущение и недопонимание следовало бы вообще исключить слово раб из обращения к верующим. Не все станут разбирать троичный код его толкования - большинство воспринимает буквально. Раб - лицо зависимое и бесправное - вот и весь сказ

  • Алексей
    Алексей2 месяца назадОтветить

    Дети равны со своим Отцом. Рабы полностью зависимы от Хозяина и без Него погибнут, или станут ещё большими рабами у Его врагов. Раб может заслужить милость.
    Так и люди перед Богом во власти гордости - рабы.
    Люди во власти Страха перед Богом - дети.

  • николай
    николай2 месяца назадОтветить

    Позволивший назвать себя рабом в любом виде , рабом становится добровольно . Кроме того ТО , что он раб бога напоминают постоянно в храмах приобрядах и службах . Когда венчают , то говорят ПОПЫ что венчается раб божьий и раба божья , когда крестят, то крестят в рабы божьи , когда отпевают , то отпевают раба божьего . Родился , окркстили в рабы , прожил рабом и отпели как раба! Это личное мнение!

  • М
    М1 месяц назадОтветить

    А не смущает, что Христос еврей?

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

    Так ведь вся статья об этом рассказывает же, буквально

  • николай
    николай2 месяца назадОтветить

    Если не рабы , то почему крестят раба , на службах и обрядах рабом называют и отпевают раба божьего после смерти!

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё