
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.
Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
День Господень, или Судный день, — одно из ключевых событий человеческой истории, на котором концентрируют свое внимание многие ветхозаветные пророки. Об этом дне, который завершит земную историю человечества, пророчествовали и Исаия, и Иеремия, и Иоиль, и Михей. Но одно из самых впечатляющих пророчеств принадлежит пророку Амосу, жившему в VIII веке до Р. Х. недалеко от Иерусалима и бывшему то ли пастухом, то ли владельцем крупных стад (текст его книги не дает окончательной ясности на этот счет). Вот что возвещает Амос своим соотечественникам:
Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.
Книга пророка Амоса, глава 5, стихи 18–20
День явления Господа, безусловно, может восприниматься как событие грозное, и всё же, на первый взгляд, кажется, что пророк излишне сгущает краски, называя его «мраком» и «тьмой». Разве Бог и тьма совместимы?
Как это объяснить:
Амос возвещает жителям Иудеи, что грядущее пришествие Господа, которого многие из них ожидали в надежде окончательно разгромить внешних врагов, обернется для них отнюдь не политическим торжеством. День Господень станет днем Суда, и начнется этот Суд с Иудеи. Пророк произносит парадоксальные слова, услышать которые не ожидал, наверное, никто из окружавших его людей: Горе желающим дня Господня!.. Разве день Господень не мрак, а свет? Он тьма.
Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой».

Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем: Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви.
Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир, — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов).

Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу.
Чем важно это пророчество:
Амос — один из первых пророков, которые предупреждают: грядет Страшный суд, и последствия его могут оказаться для человека ужасными. Пророк призывает своих соотечественников-иудеев опомниться, отбросить самоуспокоенность и отказаться от представления о Боге как о «карманном» божке, с которым легко столковаться. Истинный Бог — праведный Судия, и в праведности Своей Он может быть грозен.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ ЗА ПОСТ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Бог это свет. Господь дал пример и оставил нам Ключ Давида "Стремитесь жить в Радости, делая Добро и по Справедливости, обеспечивая счастливую жизнь и спасение своей души".
Перед вторым пришествием Солнце, Луна, звёзды падут и небеса свернуться, - вот вам и тьма перед воскрешением всех на Суд Божий...
Бог есть свет а не тьма .Человечество всегда тянется к доброму и светлому .Бог есть любовь и свет А вы знаете зачем на нашей планете происходят войны ? Это доя того что бы люди всегда были и не плодились так часто Нужно равновесие . И почему Бог не останавливает войны ? Для чего тогда Он нужен ? Ну не все верят в Него .Давно махнули рукой на Него .Потому что нету уже веры в светлое будущее ..
Брехня всё это, выдуманные сказки для старух на паперти. Вера в вымышленных персонажей является нормой только для малолетних детей. Для взрослых это уже диагноз.
Уважаемый Игорь, эта ваша статья, она не указывает более точных причин, по которым пророк говорит о дне Господнем, называя его тьмой, во многом я с вами соглашусь, но мне хотелось бы поделится с вами тем, что я имею, и, узнать ваше мнение на этот счёт, а именно, как вы и написали, что Господь Иисус Христос является светом(Ин 12:46). А в первой книге Моисея, в самом её начале сказано, что Бог назвал свет днём(Бытие 1-я глава стих 5-ый), следовательно, Христос есть и свет, а свет есть день, а это значит, что, если тот Христос, то есть день и свет, который ходил с Его учениками останется не распят, то Он не будеть истенен, потому что, он будет тьмой, так как, Христос является ещё и словом, которое стало плотью(Евангелие от Иоанна 1-я глава стихи 1-ый и 14-ый), а плоть, особенно крайнюю, её необходимо обрезывать(Бытие 17-я глава 11-ый стих), потому, что это есть буква, а мы служители духа(2-е послание к Коринфянам 3-я глава 6-ой стих), именно по этой причине и сказал Христос Апостолу Петру, когда Пётр начал Христу прекословить: "23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое." (Св. Евангелие от Матфея 16:23)
В этом и есть розница между светом и тьмой, Христом и сатаной, что свет воссиял из тьмы, и тьма не смогла этому воспрепятствовать, а это значит, что истенное слово и свет и день, пока не будет распято, будет тьмой, которая вкладывает в ум своих учеников человеческое, о чём они и размышляя, они начинают проекословить Христу, как Апостол Пётр. Это подтверждается и тем, что Христос, являясь заветом(Евангелие от Марка 14-ая глава 24-ый стих), являет нам два завета, ветхий и новый, это не означает деление на книги, это означает деление на буквальное и образное учение, это и есть воскресение Христа, который в пророках и апостолах но не в буквах, по этой причине и день Господень являясь первым читателям Писаний, является тьмой, то есть буквой, а тем, кто понял образное высказывание Писаний, он является истиной, то есть мыслями, которые и осуждают наши не верные измышления о Боге и Христе, это и есть суд, который происходит в нас самих, который и является покаянием истенным, которое происходит перед Богом, а не перед человеками, только в этом случае мы думаем не о том что человеческое, но о том, что Божье. По этим причинам тьма и свет находятся в одном месте, в Писаниях.