Юрий Гагарин: а в чем собственно подвиг? - Православный журнал «Фома»
Юрий Гагарин: а в чем собственно подвиг?
фото

Юрий Гагарин: а в чем собственно подвиг?

12 апреля — день первого полета человека в космос

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Когда говорят о героях прошлого века, имя Гагарина вспоминается одним из первых. Миллионы советских людей восхищались его мужеством, называли в его честь своих сыновей, вырезали из газет его фотографии и вешали у себя дома. Казалось бы, героизм Гагарина — это аксиома, не требующая доказательств.

Однако время идет, эпохи меняются, и то, что было очевидно для рожденных в СССР, совершенно неочевидно для тех, кто уже не застал того времени. Мне пришлось однажды беседовать с молодым человеком, который весьма скептически воспринимал и самого Гагарина, и созданный из него «советский миф». Логика была примерно такой: Юрий Гагарин не совершил ничего выдающегося. Он просто выполнял приказ начальства, и не выполнить его не мог. Велели залезть в железную ракету и полететь в космос — залез и полетел, поскольку был дисциплинированным винтиком системы. Если это и героизм, то точно такой же, как у миллионов других винтиков, выполнявших опасные для жизни и здоровья приказы. Чем полет в космос принципиально отличается от работы на вредном производстве? И там, и там риск. И там, и там возможны аварии. А главное, и там, и там деваться некуда, отказаться нельзя.

Вроде бы и есть в этой позиции какая-то правда, но очень, на мой взгляд, куцая. Да, верно, Юрий Гагарин был дисциплинированным человеком (а разгильдяя и бузотера просто не взяли бы в отряд космонавтов). Да, верно, в самой обыденной жизни бывает не меньше опасностей, чем в космосе. А вот дальше уже начинаются вопросы.

Юрий Гагарин, фото http://festival.1september.ru
Юрий Гагарин, фото http://festival.1september.ru

Во-первых, какой линейкой будем мерить риск? Что такое вредное производство, это, по крайней мере, понятно, а вот что ждало человека в космосе, известно было лишь теоретически. Теорию предстояло проверить на своей шкуре. Конкретно — на шкуре того, кто первым окажется на орбите (если вообще окажется, если ракета не взорвется на старте, а и такое было вполне возможно, и случалось впоследствии). Гагарин был первым. Он знал, что идет в неизвестность, знал, что если на орбите что-то пойдет не так, то с земли ему помочь не смогут. Он не мог даже оценить вероятность такого развития событий, потому что вообще никто этого тогда не мог.

Было ли ему страшно? Безусловно. А представьте себя в кабине космического корабля — первого в истории человечества! — когда пропадает связь с Землей. Страх в таких обстоятельствах — это здоровая психическая реакция, это проявление свойственного каждому человеку инстинкта самосохранения. А нездорового человека, вообще не знающего страха, медики просто забраковали бы при отборе в отряд космонавтов.

И вот этот свой естественный страх, страх неизвестной беды, Юрий Гагарин преодолел. Преодолел не по приказу начальства, а собственным волевым усилием. Вот уже одна грань его подвига.

Во-вторых, а откуда уверенность, что он не мог отказаться? Что с ним сделали бы в случае отказа? Расстреляли? В 1961 году? Такое может предположить лишь очень молодой человек, для которого вся советская эпоха — это сплошной ГУЛАГ. Но максимум, что грозило бы Гагарину в случае отказа — это отчисление из отряда космонавтов и перевод в обычные военные летчики, каким он, собственно, и был раньше.

Но героизм Гагарина вовсе не сводится только к преодолению страха. Не менее важно, каким именно образом он это делал. Знаменитая гагаринская улыбка, знаменитая его фраза «Поехали!» на старте — это ведь не случайно. Он преодолевал страх без надрыва, без истерики, без закушенной губы. Только ли в силу уравновешенного характера и присущего ему чувства юмора? Можно предположить, что не меньшую роль играло и осознание публичности всего происходящего. Юрий Гагарин знал, что за ним наблюдает множество глаз — не только начальство, но и технический персонал, и коллеги по отряду космонавтов, то есть те, кому предстоит лететь после него. И в каком внут­реннем состоянии они полетят, зависело в значительной мере и от того, как держится он, первый.

Что помогало ему держать себя вот так — спокойно, улыбчиво? Какой внутренний стержень? Могла ли это быть вера?

Сложный вопрос. С одной стороны, Юрий Гагарин был типичным советским человеком той эпохи. Пионер, комсомолец, коммунист. Он вполне искренне принимал коммунистическую идеологию — идеологию, которая включала в себя обязательный атеизм. С другой стороны, известно, что в младенчестве он был крещен.

Но мало того, по словам духовника нынешних космонавтов, игумена Иова (Талаца), «Юрий Алексеевич Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы…»

Космонавт Алексей Леонов вспоминает о нем: «Юра всех любил, поэтому и его любили все. Как он заботился о семье, друзьях, совершенно незнакомых людях, которые приходили к нему за помощью! Все это говорит о том, что душа у него была христианская».

Более того, уже после своего полета, в 1965 году, Гагарин выступал на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, темой которого было патриотическое воспитание молодежи. Произнеся свою официальную, написанную кем-то для него речь, Юрий Алексеевич добавил нечто незапланированное: «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».

Сказать такое — и не в кулуарной беседе, а публично, с трибуны, обвинить партию в варварстве требовало не меньшего мужества, чем сказать «Поехали!» на старте ракеты «Восток-1». Риск был более чем серьезный. Расстрелять не расстреляли бы, конечно, но неприятностей была бы масса. Причем, вполне возможно, решиться на такой шаг ему, уже обласканному властью, вкусившему всенародной славы, было куда сложнее, чем какому-нибудь безвестному человеку. Ему в 1965 году было что терять.

Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское. Но делать предположения, отталкиваясь от известных фактов и от элементарной логики, мы вполне вправе.

Так почему же он — герой? Да вот именно потому, что переламывал себя, совершал запредельное внутреннее усилие, добиваясь своих целей. Причем, что принципиально важно, цели эти были добрые, направленные на благо человечества.

И да — можно сказать, что Гагарин дал советским людям новый формат подвига. Что чаще всего считалось подвигом в СССР? Военный подвиг, подвиг в революционной борьбе. Пасть жертвою в борьбе роковой, пасть на поле брани, пасть несломленным во вражеском застенке — вот это да, это подвиг, а все остальное уже как-то мельче. А полет Гагарина показал — подвиг может быть и другим. Не предполагающим некоего зла, с которым нужно сразиться. Не направленным на благо только одной какой-то страны, одного какого-то народа, одного какого-то класса. Оказывается, подвиг может быть для всех. Вообще для всех, для всего человечества. Оказывается, есть всеобщие позитивные ценности — жажда познания, освоение новых пространств, выход за привычные границы.

Сейчас, спустя более чем полвека, это звучит наивно. Космос давно уже не кажется нам чем-то «большим и светлым», давно уже он ассоциируется со звездными войнами, спутниками-шпионами, огромными расходами бюджета, и так далее. Но тогда было иначе. Тогда освоение космоса действительно казалось сотням миллионов людей великим делом, благодаря которому можно подняться над всей нашей грызней и суетой, над всеми человеческими разделениями. В этой наивной мечте проскальзывало нечто христианское.

И так уж вышло, что мечта эта неразрывно связана с именем Юрия Гагарина.

Читайте также:

Юрий ЛОНЧАКОВ: ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

Первый космонавт о разрушении Храма Христа Спасителя

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (47 голосов, средняя: 4,81 из 5)
Загрузка...
12 апреля 2016
Поделиться:

  • Руслан
    Руслан1 месяц назадОтветить

    Мне тоже неясен хайп вокруг Гагарина. Ну космонавт, да его выбрали. Мог он откзааться или не мог это не суть важно. А что ему еще оставалось делать? Кем он вообще был или мог быть? Он и был-то по сути летчиком.
    Также незабываем, что у людей той эпохи был другой взгляд и другое мышление.
    ТОгда любили из никого делать героев...КАк в Терешковой.
    Из сухого остатка остается только то, что он лишь был первый и на этом все. Какая у него улыбка или какой он человек мне в принципе до лампочки.
    Формально слепить "образ" можно из кого угодно.
    Я знаю одного, ему тоже образ слепили, говорят послан нам свыше...Рабы, что еще сказать.
    Привыкли жить по указке, и что им говорят сверху.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      И всё же... Там был жесточайший отбор. И по здоровью, и по переносимости изменения давления, перегрузок, много ещё чего. Особо -- по действиям в стрессовых обстоятельствах, где требовалось и умение не поддаться страху, собраться, и действовать, несмотря ни на что, согласно протоколам. На каждом этапе отбора отсев. И параллельно постоянное наблюдение за психологическими особенностями, личностными проявлениями. Сейчас доступны и дневники Каманина, который руководил Отрядом космонавтов, и исследования. Там видно, как всё было одновременно и опасно, и искусительно: ведь речь шла об исключительности служения. И многие просто не смогли преодолеть это испытание. Так что с одной стороны, да, это был обычный человек, военный летчик, в чем-то такой же, как все. И одновременно выбор нельзя назвать совершенно случайным. И особое восприятие его не случайность. К рабству это не имеет отношения. К тому же сам Гагарин уж никак не рабски покорный человек.

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    Александр, хорошо сказано насчёт советского времени!

  • Вера
    Вера2 года назадОтветить

    Владимир Александрович, из приведенного Вами отрывка из воспоминаний Алексея Леонова я с радостью увидела, что Юрий Алексеевич Гагарин, как и я, любил песни Кима (Юлия Черсановича). Глобальных выводов из этого факта, конечно, не сделать, но мне сильно сдается, что вера у нашего первого космонавта была такой же, как и у Кима - во многом стихийной, не каноничной, но очень стойкой и действенной. Хоть бы "научиться бы вполне", как пел Ким по другому поводу, именно такой, детской и сильной, вере!

  • Александр
    Александр2 года назадОтветить

    Тут написали, что Гагарин был "винтиком системы". Да не был он винтиком, он был обычным советским человеком; многие люди честно делали своё дело осознанно и любили свою страну искренне, а не потому, что им говорила партия её любить. Почему не любить, когда строились заводы, когда у людей была великая цель, когда человек был уверен в будущем, когда не боялись рожать, чтобы "не плодить нищету" и проч. и проч.?

  • Александр
    Александр2 года назадОтветить

    Хорошо бы, чтобы церковь чтила не только подвиг Гагарина, но и подвиги многих советских людей, чья нравственность была, скорее всего, намного выше сегодняшних волков капитализма.

    Хорошо бы, чтобы церковь не занималась оголтелой антисоветчиной и апологетикой российской империи в её Николаевском варианте только на том основании, что в империи церкви было лучше, как это делают некоторые её апологеты, а просто сказала бы, что в каждом периоде российской истории были свои ужасные и прекрасные страницы, тем более, что ужасы советской истории большинство просоветских людей и не отрицает.

    Точно так же, как Гагарин не был атеистом (что допускаю), точно так же советское государство, при всех его ужасах, не было материалистическим. В противном случае оно жило бы по принципу "падающего толкни, слабого добей", а по этим принципам живёт сегодня другое государство...

  • Роман
    Роман7 лет назадОтветить

    Это уже маразм, у верующих крыша совсем поехала. Каким то местом приплели Гагарина к своим идеям, когда, как минимум, он развеивает вашу мифологию.
    «Так ты на небо летал?» «Да», отвечал космонавт. «А бога там видел?» «Нет, не видел я там никакого бога».

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков7 лет назадОтветить

      Роман, прежде всего, давайте не станем браниться и бросаться словами "крыша поехала", "маразм"... Надеюсь, что ВЫ воспитанный человек и способны нормально общаться. Теперь по существу Вашего вопроса. Вот что говорит на эту тему великий космонавт и друг Гагарина Алексей Архипович Леонов:

      "Вспоминается такой случай. На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”.

      Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был оголтелым атеистом. Ведь он был крещен (кстати, как и я), но при том всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было почти невозможно. И все-таки у многих из нас было достаточно ума и души, чтобы чувствовать, что “там” что-то есть. Мне нравится фильм “Космическая одиссея 2001 года”. Он снят по книге Артура Кларка, к слову, очень верующего человека. В нем хорошо выражено тогдашнее наше мироощущение."

      https://foma.ru/aleksej-leonov-ikonyi-v-kosmose.html

      Мы НЕ стремимся сделать из Юрия Алексеевича "икону", притянуть его к Православию "за уши". Говорим лишь о вещах, под которыми подписываются сразу несколько свидетелей, либо есть документы. О чем же? О том, что он однозначно не был атеистом, посещал Троице-Сергиеву Лавру и вёл там себя не как советский "турист". И что выступал за восстановление Храма Христа Спасителя в Москве. Не в прямую по религиозным соображениям, а как храм, построенный в память о Отечественной войне 1812 года.

      Кроме того. Мы утверждаем (не голословно), что в "команде", которая работала в Звёздном городке, причём в "ближнем кругу", среди друзей и коллег Гагарина и Королёва, были и прямо верующие в Бога люди. В ближайшее время приведём ещё одно доказательство этому. Вера не мешала никому строить космические аппараты и летать в космос.

      Возвращаюсь к утверждению про космос и Бога. А откуда вообще Вы взяли, будто православные верят, что Бог находится в космическом пространстве?.. Знакомы ли Вы с церковной традицией понимания терминов "Небо" и "поднебесье"?

  • Степан
    Степан8 лет назадОтветить

    Как же достали своим притягиванием чего угодно за уши к христианству. Вы, секта отделившаяся от истиной религии, иудаизма.
    Мой дед хорошо был знаком с гагариным. Юрий был АТЕИСТОМ. Он плевать хотел на попов и приклоняющих голову перед всякой ерундой!
    Такое чувство, что еще чуть-чуть и вы начнете писать иконы с ним.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков8 лет назадОтветить

      Степан, Алексей Леонов, с которым мы несколько раз говорили, версию классического атеизма отрицает. Самой характерной публикацией на тему Гагарина в "Фоме считаю вот эту, и обратите внимание на комментарий: https://foma.ru/pervyij-kosmonavt-o-razrushenii-xrama-xrista-spasitelya.html Мы попросили прокомментировать этот отрывок летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова:

      «Сейчас появилась тенденция, которая мне не нравится. Если в советское время утверждалось, что все космонавты — несомненные атеисты, то сейчас нередко всех их стремятся показать православными, воцерковленными людьми. Да, в советские годы откровенных безбожников практически не было, многие верили в Бога, но здесь не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя, он говорил о варварском отношении к патриотическим памятникам. Можно ли поднять патриотизм, если люди так относятся к своей культуре? На это могли пойти только люди бескультурные — как можно было разрушить такую красоту?

      Кстати, тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне — о гренадерах, такие как “Гренадерам у трактира сено постелили”, “Как гром, грохочет женка”. Не знаю, откуда у него это все было, но понятно, что судьба храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы в войне 1812 года, не могла не волновать его».

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь