Православие в России с каждым днем все в большей мере получает право на жизнь. Постоянно растет количество людей, считающих себя христианами. Различные социологические опросы свидетельствуют, что портрет среднестатистического православного христианина приближается к портрету среднестатистического россиянина. Сейчас уже очевидно, что стереотипное представление о православных как о пожилых, неграмотных и несостоявшихся людях совершенно не соответствует действительности.
Конечно, такая тенденция не может не радовать. Но что еще, помимо разрушения стереотипов, означает тот факт, что христиан становится все больше? Он означает, что уровень духовно-нравственного напряжения в христианском обществе неизбежно понижается. История христианства знает немало таких моментов; пожалуй, самый яркий исторический пример – IV век, время, когда христианство из религии гонимой превращается в религию сначала разрешенную, а потом и государственную. Христиан сразу становится очень много, но почти одновременно снижается их духовный и нравственный уровень. Увы, это естественный процесс, от которого никуда не деться.
Значит ли это, что не нужно стремиться к тому, чтобы верующих стало больше? Не значит, хотя есть и такая позиция: христиан и должно быть мало, потому что из-за наплыва людей мы неизбежно придем к обеднению духовной жизни. Или – настоящих христиан всегда мало, так как большинство считающих себя таковыми – христиане лишь по названию. И с этим тоже трудно спорить, так как кто из нас, вглядевшись в себя, не согласится – от нихже первый есмь аз!
Но дело в том, что здесь, на земле, никто никогда не сможет отделить пшеницу от плевел – не человеческая это задача. Поэтому правильнее, наверное, не считать количество прихожан в храмах, а всегда помнить и напоминать – себе и другим – о том, что в христианской вере главное, а что – второстепенное. Если мы стремимся к размеренной, комфортной “церковной жизни” с приходскими праздниками, шумными именинами и приятно-полезными постами, то это одна история. В ней, самой по себе, нет ничего плохого; просто – это еще не христианство.
Христианин – это тот, кто следует за Христом. Христос – это всегда Любовь. И всегда Жертва. За других людей, за други своя. Именно так – подвигом мучеников – утверждалось христианство в первые века новой эры, которая кровью Искупителя и последовавших за Ним получила право именоваться христианской. То есть перед тем как в эпоху императора Константина христиане обрели право на жизнь, они утвердили свою веру высшим правом – правом на смерть.
Замечательно, что сегодня открываются сотни новых храмов, что в России вновь можно свободно купить нательный крестик и Библию, что власть не устраивает гонений на верующих… Но этот покой не является ценностью: несмотря на все общественные тенденции, на поддержку государства, мы не знаем, как обернется жизнь. Реальность не поддается рациональному конструированию, и все наши прогнозы о строительстве новых храмов и монастырей могут враз оказаться несбыточными. И тогда у настоящих христиан вновь останется только одно неотъемлемое в этом мире право – право на смерть. Дающее подлинную Жизнь. Со Христом.