За что канонизировали Андрея Рублёва?

Андрей Рублёв — один из самых известных русских иконописцев. Его икона «Троица» признана вершиной не только русской, но и всемирной христианской иконографии. Но почему Церковь чтит его не просто как талантливого художника, а как святого и преподобного? 

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

01

Кто такой Андрей Рублёв?

Исторических сведений о его жизни очень мало. Предположительно он родился между 1360 и 1370 годами. Был монахом Троице-Сергиевой лавры, позднее перешел в Андроников монастырь в Москве. Ученик византийского мастера Феофана Грека. Вместе с другими иконописцами участвовал в росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасского собора Андроникова монастыря, Благовещенского собора Московского Кремля. Его знаменитая икона «Троица» была написана примерно в 1425 году. Скончался Андрей Рублёв около 1430 года в Андрониковом монастыре, где и был погребён.

02

Что особенного в рублевских иконах?

Иконопись Рублёва — это не просто живопись, это богословие в красках, свидетельство особого духовного опыта иконописца. Его образы полны какого-то неземного света, тишины и покоя. Особенно это видно в «Троице». В ней нет сюжетной динамики, характерной для более ранних изображений, живописующих встречу Авраама и трех странников. В ней сквозит ощущение вечности и Божественной любви. В эпоху княжеских междоусобиц, монголо-татарских набегов, эпидемий и других катастроф, Андрей Рублев писал иконы, в которых отражалась красота и возвышенность горнего мира. Перед созданными им образами не просто хочется молиться. С ними хочется быть, в них хочется уйти с головой. 

03

Почему Церковь его канонизировала?

Церковь не канонизирует живописцев за художественные заслуги. Прославление в лике святых — это не подтверждение профессионализма человека, а свидетельство его близости к Богу. Канонизация Андрея Рублева стала признанием его подвижнического образа жизни, молитвенного устроения души, богословской чуткости, которые нашли отражение в его иконописи. Он почитается как монах, который достиг духовной зрелости. Да, мы почти ничего не знаем о его жизни, и он не оставил после себя богословских трудов. Но он показал, каким может быть мир человека, когда в него входит Христос. Он писал Господа и святых так, как будто сам находился среди них. 

1
23
Сохранить
Поделиться: