
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто – как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».
Однако, важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа. Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Ἡ Κυριακὴ ἡμέρα (kuriakē hēmera), и переводится как Господний день или день Господа.
Таким образом, воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.
Об огромной важности воскресенья и о том, что это не праздник безделья и досуга, говорит Четвертая заповедь закона Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему; ...ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-12).
Воскресенье и является в христианстве этой Субботой, то есть днем Покоя, который освящен Богом. В этот день христианин не должен делать никаких мирских дел, но, как говорит заповедь, обязан посвятить его Богу. Нужно отрешиться от будничных забот – зарабатывания денег, домашних работ и прочего, потому что «не хлебом единым жив человек». Ведь все заботы и их успешность зависят в последнем счете не от наших усилий (хотя и от них, конечно, тоже). Воскресенье – это Божественная пауза, воспоминание о Вечности. Четвертая заповедь говорит о радости покоя, который по большому счету можно обрести только в Боге. Ведь рано или поздно умный человек (если ему, впрочем, повезет) придет к горькой мудрости Екклесиаста относительно любых земных дел, конец которым кладет смерть: «Все это суета и томление духа».
Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия – посещению больных, заключенных в тюрьме и т.д.
Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить.
На заставке фрагмент фото JFXie
СВИДЕТЕЛЬСТВА КАТОЛИКОВ
"Соблюдение воскресенья протестантами - это уступка, которую они платят вопреки себе авторитету католической церкви" (Plain Talk About Protestantism, by Father Segur, p. 213).
"Если для вас Библия - авторитет для соблюдения дня, вы не найдете в ней этого. Хорошо напомнить пресвитерианцам, методистам, баптистам и всем другим христианам, стоящим вне Матери-церкви, что Библия не поддерживает их в вопросе соблюдения воскресенья. Адвентисты седьмого дня - единственные, кто правильно понимает выражение "священный день покоя", так как они соблюдают седьмой день, а не первый как день отдыха" (Clifton Tracts, Vol. 4, p. 15).
"Протестантизм, отказываясь от авторитета церкви, не имеет никаких оснований на ее ТЕОРИЮ ВОСКРЕСЕНЬЯ и логически должен соблюдать субботу вместе с евреями" (American Catholic Quarterly Review, Jan. 1883).
"Сейчас каждый школьник знает, что освященный день - это суббота. И все же, за исключением адвентистов седьмого дня, все протестанты соблюдают воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь провела в жизнь это изменение в первые века христианства" (Father Gerritsma, in the Winnipeg (Manitoba) Free Press, April 21, 1884).
"Папство открыто принимает перенос субботы, седьмого дня, на воскресенье, первый день недели, и провозглашает это изменение, демонстрируя свой духовный авторитет. Один писатель заметил: "Католическая церковь более чем за одну тысячу лет до появления протестантизма, благодаря своей священной миссии, изменила день с субботы на воскресенье" (Catholic Mirror, Sept. 1893).
"Ты - протестант и заявляешь, что ты следуешь только Библии, и все же ты идешь против Библии и соблюдаешь другой день вместо субботы. Заповедь почитать священный седьмой день - это одна из Десяти Заповедей. Кто дал тебе право нарушать четвертую заповедь?" (Library of Christian Doctrine, p. 3).
"Протестанты не руководствуются Священным Писанием в определении своего дня отдыха, они упразднили соблюдение субботы, не учитывая Священное Писание, и заменили его воскресеньем без полномочий Священного Писания, следовательно, для всего этого у них есть только авторитет традиции" (Keenan's Doctrinal Catechism, p. 354).
"Если Библия - единственное руководство для христиан, тогда адвентисты седьмого дня правы, соблюдая субботу вместе с евреями. Не странно ли, что те (протестанты), кто делает Библию своим единственным учителем, следуют в этом вопросе Церкви?" (The Question Box, by Father Conway, p. 179).
"Разум и здравый смысл требуют принятия той или иной альтернативы: либо протестантизм и почитание субботы, либо католицизм и соблюдение воскресения. Компромисс невозможен" (American Catholic Quarterly Review, Jan., 1883).
"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного".
Не всегда нужен сложный текст и много "буков". Вечером уставши за день, радостно прочитать о ближайших праздниках и статью Александра Ткаченко. Спасибо Фоме
Уважаемый Юрий, почти полностью с Вами согласен по поводу Вашей статьи. Более того, т.к. провел достаточно много времени на Балканах, в странах принявших христианство значительно раньше Киевской Руси, могу сказать, что, например, в Хорватии (сугубо католической стране) воскресение (день недели) - это nedjelja - думаю перевода не требуется. Смущает несколько то (без отношения к Вам), что некогда такой глубокий интеллектуальный журнал как-то мельчает. Вот сегодня, например, заметка об Успенском соборе - просто на уровне профана. Мы с женой Великим постом были на многочасовой экскурсии "Москва старообрядческая". Сколько же нам там рассказали интересного и очень профессионально. Сегодня, кстати, день еще и Святого Александра Свирского. На известной иконе он светит "двуперстием". Сколько было трагических споров на этот счет в церковной истории, но журнал как-бы теперь не расположен заниматься серьезным разъяснением подобных вопросов. Проще "благочестиво" отвечать на "ах, батюшка, с тем то поссорилась, не то съела, не так прочитала". Я, лично, абсолютно за то , что в данной ситуации журнал уходит принципиально от каких-либо политических обсуждений. Но тогда поднимите "планку" и сделайте журнал действительно (не хочу писать духовным или что-то в этом роде), но действительно высокопрофессиональным.
Странно, что адресуетесь к Юрию, а не ко мне или кому-то из редакторов. Он же не сможет ответить на Ваше замечание... Проблема в том, что Вы понимаете под "журналом": ежемесячное полиграфическое издание или ежедневные, подчас конспективные, заметки на сайте. Не могу согласиться с тем, что уровень ежемесячного "Фомы" снижается. Есть проблемы с работой над ежедневными нашими проектами в интернете: о сайте и социальных сетях. Все больше и больше людей становятся читателями именно там, по множеству причин. Скорость и интенсивность, с какой необходимо работать в этих средах, совершенно иная. Это требует и новых сил, и средств, и опыта. А всерьёз сайтом как особым направлением, занялись мы всего два года назад (при том, что журналу -- 21 год). Я как редактор сам вижу и согласен с Вами, что публикации по качеству неровные. Но это неизбежно на первом этапе. Если Вы внимательно посмотрите первые номера "Фомы", то обнаружите (вопреки восторженным воспоминаниям, которые основаны на одной только ностальгии) те же самые неровности, слабости и ошибки. Это, считаю, болезнь роста. От тех читателей, кто понимает и уважает дело, которое мы стремимся развивать, ждём подсказок, помощи в исправлении ошибок, откликов, возможно, со-участия. И тогда Ваш призыв удастся воплотить в жизнь. И - спасибо Вам.