Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

Воскресенье начинается в субботу

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу “не” и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…” (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы”. То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: “…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13:14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…

Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее “харизматическим лидером”. Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять “отжившую” свой век субботнюю заповедь?.. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

 

Фото Maurizio.

 

Читайте также:

Почему ученик фарисея хуже фарисея?

Дети спрашивают о Библии

Заповеди блаженства

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (37 votes, average: 4,59 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • слава
    4 января, 2020 0:01

    Читая эту статью что то вспомнилось слова из одной песни В.Высоцкого:”хорошую религию придумали индусы”. Народ а не кажется вам что это не наше дело менять что то в Писаниях, как в Новом так и в Старом Завете. Неужели Бог нуждается чтобы мы его поправляли?

  • Андрей
    21 декабря, 2019 22:30

    Отношение Бога и Его народа к субботе

    Исх. 20:10; Лев. 23:3; Втор. 5:14. Это суббота Господа Бога.
    Исх. 31:15. Суббота покоя.
    Исх. 16:23. Покой святой субботы.
    Ис. 58:13. Это святой день Божий.
    Откр. 1:10. Господень день.
    Быт. 2:2, 3. Это день покоя Господа.
    Исх. 34:21. Наплыв работы не оправдывает нарушение субботы.
    Ам. 8:5. Нарушение субботы приравнивается к фальшивым весам и неверным мерам.
    Неем. 13:22. Святые соблюдают субботу.
    Пс. 117:24. Святые радуются в субботу.
    Неем. 13:15, 20, 21. Свидетельствуют против тех, кто оскверняет субботу.
    Ис. 58:13, 14. Благословение в почитании ее.
    Ис. 56:2—6. Благословение в соблюдении субботы.
    Ис. 66:22, 23. Суббота будет соблюдаться в вечности.

    Нечестивые и суббота

    Плач. Иер. 1:7. Нечестивые насмехаются над субботой.
    Ис. 56:2. Они оскверняют ее.
    Неем. 13:17. Они делают ее обычным днем.
    Ам. 8:5—7. Нечестивые устают от субботы.
    Иез. 22:26. Они прячут свои глаза от субботы.
    Неем. 13:15. Они также носят ноши в субботу.
    Неем. 10:31. Нечестивая торговля в субботу.
    Лк. 13:14; Ин. 9:16. Иногда они притворно ревнуют о ней.

  • Александр
    10 ноября, 2019 10:27

    а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты;
    15 и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
    Второзаконие 5 глава – Библия:
    Отсюда понятно, что субботний день для евреев. Они соответственно его и почитают. Надеюсь толкование закона Божия самим Моисеем не должно вызывать сомнения ни у кого.

  • Алина
    20 октября, 2019 15:29

    Что за бред вообще!? Как так можно!? Как так можно бездумно искажать Слова Бога!? Где хоть одно упоминание в Библии о том, что воскресенье было освящено Богом? Да нигде нет и слова об этом. Если бы вс было настолько важным, наверное тоже упомянулось бы хоть раз. Зато о субботе неоднократно упоминается. Иисус Сам почитал святость субботы, и если бы Он освятил первый день недели, то хоть раз бы об этом упомянул, так как это огромное событие мирового масштаба, на уровне вручения Моисею декалога. Суббота является седьмым днём и вне конфессиональных предпочтений во всех странах, где не устанавливал свои порядки социалистический лагерь, так как именно он и изменил поочередность дней недели.
    Бог установил субботний покой для всех людей как памятник творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота — это постоянное Божье знамение вечного завета между Ним и Его народом. Радостное проведение этого святого времени от вечера до вечера, от заката до заката есть торжественное воспоминание совершенного Богом творения и искупления (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11; 31:13-17; Лев. 23:32; Втор. 5:12-15; Ис. 56:5, 6; 58:13, 14; Иез. 20:12, 20; Мф. 12:1-12; Мк. 1:32; Лк. 4:16; Евр. 4:1-11).
    Прежде, чем писать подобную “статью” изучите Библию!

  • Елена
    3 августа, 2019 1:21

    В Ветхом Завете написано , что нужно святить день субботний . А в Новом Завете это подтверждается . Например в Евр 4:9. Посему для народа Божия ещё остаётся субботство
    А дальше в Новом Завете написано , в Откровении 22:19 – и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего , у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде , и в том , что написано в книге сей

  • Татьяна
    13 июля, 2019 9:44

    Спасибо, за авторское мнение, но vittor (май,15) прав. И, спрашивая о колодцах, не могущих держать в себе воды, полагаю, имел ввиду и христианство: “Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.” (Иеремия,2:13).
    История христианства показала как далеко можно уйти от учения Иисуса, даже имея тексты Библии. Понятно, политические вопросы главнее, но не стоит забывать Бога-ревнителя…
    В Деяниях Апостолов однозначно говорится, что ученики Его не уходили от соблюдения субботы/шабата и предполагалось, что уверовавшие из язычников также будут научаться в субботы (гл.15:20,21).
    Первый день недели это просто первый день, следующий за шабатом. Теперь воскресение в православии, а где-то так и остался день солнца, но это совсем не День Господень.

  • Роман
    19 мая, 2019 7:16

    Благодарю всё стало ясно.

  • Борис
    16 апреля, 2019 19:34

    1) а кто нарушит одну из заповедей сих, малейшим наречется в Царстве Небесном. Нарушаем? Преданий Византии Константина придерживаемся? Апокалипсис про печать помните? Печать – это про субботу

  • Aina
    2 января, 2019 21:46

    Император Константин изменил субботы на воскресенья в 321 году

  • lex
    29 декабря, 2018 5:17

    читайте сразу 4й коммент снизу, олег одним комментом расписал лучше, чем в статье. Спасибо тебе добрый человек

  • Людмила Павловна
    1 декабря, 2018 0:13

    Дорогая редакция!
    Что все это значит: “Должно ли е субботу добро делать или зло делите?” (Мк. 3:4).
    Не удивительно, что “ответом стало молчание”.
    Корректор не вычитал текст, так и висит много лет.

    • Анна
      1 декабря, 2018 16:30

      Спасибо, Людмила Павловна, поправили)

  • Алексий
    23 ноября, 2018 12:10

    ДмитрийНоябрь 4, 2018 10:57, в Библии нигде не говорится, что 4 ноября 2018 года вы зададите на сайте журнала Фомы свой дурацкий вопрос, поэтому вопроса, на самом деле, и нет, если опираться на Библию. Иллюзия.

  • Дмитрий
    4 ноября, 2018 10:57

    <> Покажите место в Библии где про это говориться?

  • Олексий
    24 октября, 2017 22:10

    Если вы считаете откуда попало, то да, а если от дней творения, то К евреям обратитесь и узнаете какой день. Суббота во всех народах субботой и остается, он не менялся. А в понимании советского человека неделя с понедельника начинается, а то что среда не посередине недели он не замечает. А надо бы. Если неделя с воскресенья начинается, как везде, кроме стран с коммунистическим прошлым, то вопрос о седьмом дне вообще не встает.

  • Павел
    24 октября, 2017 16:20

    а день седьмой — суббота Господу Богу твоему»
    суббота же шестой день?

  • Андраник А.
    6 июня, 2017 22:30

    Кто любит Меня, говорит Господь, тот соблюдает заповеди Мои и Заповеди Мои не тяжки”. Если что, для сведения: первым кто ведомство против Божьего Закона был осеняющий херувим, Люцифер. Будьте осторожны в доводах о “не нужности”, “устарелости” Божьего Вечного Закона, который говорит о Христе, как о Царе царей и Единственном, Кто вывел нас из рабства и освятил нас. Господь ожидает от нас послушания четвертой заповеди о покое в день субботний.
    Если бы Закон или Заповедь можно изменить или заменить, то, согласитесь, для чего Сыну Божьему пришлось столько страдать за нас?

  • Александр
    9 апреля, 2017 0:46

    Христьянский подвиг только в исполнение заповедей.и не лезти в исторические искаженные дебри .по моему и так все понятно.на дни делить ни кто не БЛАГОСЛОВИТ.тушить.спасать.воевать.и оказывать мед помочь календарем не измеришь.Храни Вас ВАС ГОСПОДЬ !!!

  • Владимир
    26 февраля, 2017 4:11

    Где в Библии Бог говорит, что воскресенье Он отделил и благословил?
    Где написано,что воскресенье это- седьмой день недели?

    • Олексий
      27 февраля, 2017 20:46

      Вы же видите, что автор не идет исследовательским путем, а путем собственного толкования и внутреннего осмысления. Здесь нет смысла спорить, какой день свят, а остается вопрос: как его святить, как почтить Бога?

  • Олексий
    9 ноября, 2016 9:59

    В двух словах: церковь лучше знает, что праздновать и когда. Бог мучал евреев 1500 лет субботой. А в итоге, церковь советует в воскресенье не работать, так же как евреям в субботу. Почему же не праздновать Воскресение раз в год, а надо им заменить субботу. Понятно, что я за субботу в Библейском ее понимании и пытаюсь понять, что желает видеть от нас Бог в этот день и для чего Он его назначил!

  • мурz
    18 декабря, 2015 23:09

    Олег Спасибо !!!!

  • олег
    11 октября, 2015 20:09

    Для особо “одаренных” В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу? Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья. Все очень доходчиво. А иудеи потому и не отмечают воскресение, что Христа не приняли за Мессию. К стати сказать не все. Первые – это Апостолы и те кто принял крещение после их проповеди. А к обращенным из язычников было решено Апостолами “Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы”. т.е ни слова о субботе, а наши прадеды были обращенными из язычников. А наши колодцы держат Воду Живую – Христово учение – воплощение пророчеств Ветхого Завета. По этому держаться того, что готовило людей к Новому Завету, оставляя последнее, которое уже исполнилось, в ряд ли должно в угоду первому.

  • 9 мая, 2015 13:14

    Полное искажение писания и слова Божия..! Сам бог сказал что земля и все пройдёт но слова мои нет! Как он мог отменить закон о субботе? Даже исая пророк писал о новом небе и земле на которой из субботы в субботу будет приходить всякая плоть на поклонение Мне.
    Как вы имея библию можете толковать так как вам вздумается? Ведь вы учите других лжи! Вы будете нести наказание за их души! Посмотрите на израильский народ, да не приняли Христа но что то они не празднуют воскресенье, почему? Ведь это день воскресения Христа! Да потому что суббота это венец творения, это почитание Бога, и то чего Он хотел и хочет от человечества. Послушания а не жертвы хочу.. Сказано было! То что все празднуют воскресенье не значит что это правильно… Вы всякую чушь пишете о субботе и воскресени, да отыщите в истории кто и когда изменил этот день? И на последок, выкопать колодцы которые не могут держать в себе воды. Кто сказал и о ком так сказали.??

  • Сергей
    28 октября, 2014 2:10

    Очень доступно и понятно раскрыт смысл заповеди о почитании субботы. Большое Вам спасибо.

  • Денис
    19 октября, 2014 14:38

    Здорово, давно искал ответа на этот интересный вопрос. все теперь понятно, Спасибо большое!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *