воскресный день

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

Воскресенье начинается в субботу

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу “не” и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши...” (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы”. То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: “...начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13:14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес...

Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее “харизматическим лидером”. Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу... Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять “отжившую” свой век субботнюю заповедь?.. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

 

Фото Maurizio.

 

Читайте также:

Почему ученик фарисея хуже фарисея?

Дети спрашивают о Библии

Заповеди блаженства

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (38 голосов, средняя: 4,61 из 5)
Загрузка...
23 ноября 2018
Журнал№:

  • слава
    слава 3 месяца назадОтветить

    Читая эту статью что то вспомнилось слова из одной песни В.Высоцкого:"хорошую религию придумали индусы". Народ а не кажется вам что это не наше дело менять что то в Писаниях, как в Новом так и в Старом Завете. Неужели Бог нуждается чтобы мы его поправляли?

  • Андрей
    Андрей 3 месяца назадОтветить

    Отношение Бога и Его народа к субботе

    Исх. 20:10; Лев. 23:3; Втор. 5:14. Это суббота Господа Бога.
    Исх. 31:15. Суббота покоя.
    Исх. 16:23. Покой святой субботы.
    Ис. 58:13. Это святой день Божий.
    Откр. 1:10. Господень день.
    Быт. 2:2, 3. Это день покоя Господа.
    Исх. 34:21. Наплыв работы не оправдывает нарушение субботы.
    Ам. 8:5. Нарушение субботы приравнивается к фальшивым весам и неверным мерам.
    Неем. 13:22. Святые соблюдают субботу.
    Пс. 117:24. Святые радуются в субботу.
    Неем. 13:15, 20, 21. Свидетельствуют против тех, кто оскверняет субботу.
    Ис. 58:13, 14. Благословение в почитании ее.
    Ис. 56:2—6. Благословение в соблюдении субботы.
    Ис. 66:22, 23. Суббота будет соблюдаться в вечности.

    Нечестивые и суббота

    Плач. Иер. 1:7. Нечестивые насмехаются над субботой.
    Ис. 56:2. Они оскверняют ее.
    Неем. 13:17. Они делают ее обычным днем.
    Ам. 8:5—7. Нечестивые устают от субботы.
    Иез. 22:26. Они прячут свои глаза от субботы.
    Неем. 13:15. Они также носят ноши в субботу.
    Неем. 10:31. Нечестивая торговля в субботу.
    Лк. 13:14; Ин. 9:16. Иногда они притворно ревнуют о ней.

  • Александр
    Александр 5 месяцев назадОтветить

    а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты;
    15 и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
    Второзаконие 5 глава – Библия:
    Отсюда понятно, что субботний день для евреев. Они соответственно его и почитают. Надеюсь толкование закона Божия самим Моисеем не должно вызывать сомнения ни у кого.

  • Алина
    Алина 6 месяцев назадОтветить

    Что за бред вообще!? Как так можно!? Как так можно бездумно искажать Слова Бога!? Где хоть одно упоминание в Библии о том, что воскресенье было освящено Богом? Да нигде нет и слова об этом. Если бы вс было настолько важным, наверное тоже упомянулось бы хоть раз. Зато о субботе неоднократно упоминается. Иисус Сам почитал святость субботы, и если бы Он освятил первый день недели, то хоть раз бы об этом упомянул, так как это огромное событие мирового масштаба, на уровне вручения Моисею декалога. Суббота является седьмым днём и вне конфессиональных предпочтений во всех странах, где не устанавливал свои порядки социалистический лагерь, так как именно он и изменил поочередность дней недели.
    Бог установил субботний покой для всех людей как памятник творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота — это постоянное Божье знамение вечного завета между Ним и Его народом. Радостное проведение этого святого времени от вечера до вечера, от заката до заката есть торжественное воспоминание совершенного Богом творения и искупления (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11; 31:13-17; Лев. 23:32; Втор. 5:12-15; Ис. 56:5, 6; 58:13, 14; Иез. 20:12, 20; Мф. 12:1-12; Мк. 1:32; Лк. 4:16; Евр. 4:1-11).
    Прежде, чем писать подобную "статью" изучите Библию!

  • Елена
    Елена 8 месяцев назадОтветить

    В Ветхом Завете написано , что нужно святить день субботний . А в Новом Завете это подтверждается . Например в Евр 4:9. Посему для народа Божия ещё остаётся субботство
    А дальше в Новом Завете написано , в Откровении 22:19 - и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего , у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде , и в том , что написано в книге сей

  • Татьяна
    Татьяна 9 месяцев назадОтветить

    Спасибо, за авторское мнение, но vittor (май,15) прав. И, спрашивая о колодцах, не могущих держать в себе воды, полагаю, имел ввиду и христианство: "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды." (Иеремия,2:13).
    История христианства показала как далеко можно уйти от учения Иисуса, даже имея тексты Библии. Понятно, политические вопросы главнее, но не стоит забывать Бога-ревнителя...
    В Деяниях Апостолов однозначно говорится, что ученики Его не уходили от соблюдения субботы/шабата и предполагалось, что уверовавшие из язычников также будут научаться в субботы (гл.15:20,21).
    Первый день недели это просто первый день, следующий за шабатом. Теперь воскресение в православии, а где-то так и остался день солнца, но это совсем не День Господень.

  • Роман
    Роман 11 месяцев назадОтветить

    Благодарю всё стало ясно.

  • Борис
    Борис 1 год назадОтветить

    1) а кто нарушит одну из заповедей сих, малейшим наречется в Царстве Небесном. Нарушаем? Преданий Византии Константина придерживаемся? Апокалипсис про печать помните? Печать - это про субботу

  • Aina
    Aina 1 год назадОтветить

    Император Константин изменил субботы на воскресенья в 321 году

  • lex
    lex 1 год назадОтветить

    читайте сразу 4й коммент снизу, олег одним комментом расписал лучше, чем в статье. Спасибо тебе добрый человек

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё