Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы? – Православный журнал «Фома»
Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

Воскресенье начинается в субботу

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его» (Исход, 20:8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу «не» и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…» (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: «…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари «первого дня недели», чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…

Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее «харизматическим лидером». Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять «отжившую» свой век субботнюю заповедь?.. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все «субботние» ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

Фото Maurizio.

Читайте также:

Почему ученик фарисея хуже фарисея?

Дети спрашивают о Библии

Заповеди блаженства

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (48 голосов, средняя: 4,52 из 5)
Загрузка...
23 ноября 2018
Журнал№:
Поделиться:

  • Лариса
    Лариса5 месяцев назадОтветить

    Нарушен закон который дал Бог Моисею Человек не вправе решать какой день будет седьмым суббота или воскресенье Бог сказал отдыхайте Я освятил его ,значит отдыхаем Не войдём в покой божий если будем хоть одну из заповедей нарушать Господь пришел не нарушить закон но исполнить Это не значит что мы все переложили на Господа Христа Он распался за наши грехи ,но тот кто не соблюдает закон спасён не будет !!!!

  • александр киринеянин
    александр киринеянин1 год назадОтветить

    Церковь не место для поломничества и почитания заслуг святых и Бога, не место управления людьми или государством... Бог это есть человечество с 100 % интеллектом в которому мы, по факту поклоняемся! Значит мы верим сами в себя но РАЗУМНЫХ. Сегодня этого нет, не поняли!Возможно в прошлом такое было, но в Писании не сказано... В Будущем, Церковь станет местом Знаний просвещения и "СОВЕТОМ" всем народам, всем. В конце евангелия от Матфея так и сказано во ВСЕМ МИРЕ.... Придут люди и будут обсуждать дела свои, спрашивать СОВЕТА, искать выходы с трудных положений сообща под руководством священников... Ни один закон не примется в государстве если священники не обсудят его с народом в СУББОТУ. Да ест непрыывное производство но основная масса придет на собрание... Люди поймут, что они сами вершат свою судьбу....

  • Василий Кадошников
    Василий Кадошников1 год назадОтветить

    Здравствуйте. Читал вашу статью о Субботе, поравилась, и хоть я сам не православный но статья стоящая, спасобо! Кстати нашёл ошибку тут нужна буква "В" а не "б" “...начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13:14). Будьте благословенны!

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Спасибо! Исправлено

  • Александр
    Александр1 год назадОтветить

    Соблюдение субботы - это вечное повеление Б-га. Спаситель лишь указал фарисеям на их ошибку, это мне напомнило замечание Г-спода про пост:

    И было ко мне слово Г-спода Саваофа:
    скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
    И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?
    (Захария 7:4)

    Рад адекватным комментариям ниже)

  • Елена
    Елена2 года назадОтветить

    Есть смысл соблюдать субботу, конечно. Ведь заповедь никто не отменял. И на йоту ни одна черта из Закона не прейдет. Суббота - памятование о Творце и сотворении Им нас, нашего мира. Памятование и милости Божией к нам. Поэтому гельзя эту заповедь ни отменить, не подменить иным значением. А Воскресение - это панмятование о Его жертве за нас, об искуплении нас от вечной смерти. И да, это не меньше заповедей, безусловно.

  • Наталья
    Наталья2 года назадОтветить

    так кто же изменил, ответьте?

  • слава
    слава2 года назадОтветить

    Читая эту статью что то вспомнилось слова из одной песни В.Высоцкого:"хорошую религию придумали индусы". Народ а не кажется вам что это не наше дело менять что то в Писаниях, как в Новом так и в Старом Завете. Неужели Бог нуждается чтобы мы его поправляли?

  • Андрей
    Андрей2 года назадОтветить

    Отношение Бога и Его народа к субботе

    Исх. 20:10; Лев. 23:3; Втор. 5:14. Это суббота Господа Бога.
    Исх. 31:15. Суббота покоя.
    Исх. 16:23. Покой святой субботы.
    Ис. 58:13. Это святой день Божий.
    Откр. 1:10. Господень день.
    Быт. 2:2, 3. Это день покоя Господа.
    Исх. 34:21. Наплыв работы не оправдывает нарушение субботы.
    Ам. 8:5. Нарушение субботы приравнивается к фальшивым весам и неверным мерам.
    Неем. 13:22. Святые соблюдают субботу.
    Пс. 117:24. Святые радуются в субботу.
    Неем. 13:15, 20, 21. Свидетельствуют против тех, кто оскверняет субботу.
    Ис. 58:13, 14. Благословение в почитании ее.
    Ис. 56:2—6. Благословение в соблюдении субботы.
    Ис. 66:22, 23. Суббота будет соблюдаться в вечности.

    Нечестивые и суббота

    Плач. Иер. 1:7. Нечестивые насмехаются над субботой.
    Ис. 56:2. Они оскверняют ее.
    Неем. 13:17. Они делают ее обычным днем.
    Ам. 8:5—7. Нечестивые устают от субботы.
    Иез. 22:26. Они прячут свои глаза от субботы.
    Неем. 13:15. Они также носят ноши в субботу.
    Неем. 10:31. Нечестивая торговля в субботу.
    Лк. 13:14; Ин. 9:16. Иногда они притворно ревнуют о ней.

  • Андрей
    Андрей1 день назадОтветить

    Субботний день - это День рождения земли. Это вечное постановление, которое идет от творения. Быт.2:2 "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал". Это постановление (как питание и брак) отчетливо записано в Законе Божьем. Сам Творец Иисус Христос начертал его Своим огненным перстом на каменных скрижалях, что еще раз подчеркивает незыблемость заповеди. Здесь нужно разделять церемониальный закон и Закон десяти заповедей друг от друга. 10 заповедей вечны, как Сам Творец. Церемониальные законы были даны в качестве государственных законов древнего Израиля.
    Но простите, вы говорите, что закон дан евреям. Да евреям и не только! Иначе послания Петра, Иоанна, Павла (которые были Евреями) можно сказать были даны для иудеев, обращенных в христианство. Прочтите внимательно Рим.7:12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Разве можно отменять святость? Нет. Христос и Его апостолы соблюдали только Субботний день. Иначе они оказались бы лжецами. Они в точности следовали указаниям Слова Божьего, а не человеческим уставам. Нигде в Священном Писании мы не находим, чтобы Христос и первые христиане соблюдали воскресенье. Но в 321 году Константин решился на этот шаг. Это беззаконный шаг. Кто имеет право отменять вечное, святое постановление? Дан.7:25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон. Только дьявол. Он желает, чтобы люди не поняли Закон Божий, грешили, нарушали его заповеди и не спаслись. Но Бог желает спасти вас, поэтому слушайте Бога через Его Слово!

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь